Юрий Грымов — о работе худрука, репетициях в Zoom и премьере спектакля «Женитьба»

ELLE поговорил с художественным руководителем театра «Модерн» и расспросил о рабочей рутине, новом спектакле с Лолитой Милявской и планах на будущее

ELLE Расскажите про вашу работу? Как проходит типичный рабочий день худрука современного театра?

ЮРИЙ ГРЫМОВ Мой обычный день начинается с того, что я анализирую статистику продаж билетов. По дороге в театр обычно общаюсь с сотрудниками, обсуждаю результаты. Затем начинаются репетиции новых или текущих спектаклей. Параллельно, конечно, происходят вычитки пьес, рабочие встречи, интервью — всего по чуть-чуть. Хотя от некоторых вещей я в последнее время отказываюсь, что называется, «пустые хлопоты». Стараюсь в работе расставлять приоритеты, чтобы выявлять главное. А главное — это качество спектаклей. Меня ничуть не обременяют все эти дела, наоборот, даже радуют. Потому что театр — мой дом.

Фото №1 - Юрий Грымов — о работе худрука, репетициях в Zoom и премьере спектакля «Женитьба»
Фото
SLAVA TSESAR

Это больше творческая или все-таки менеджерская работа?

Я никогда не разделял творчество и менеджерскую работу. Я четко уверен, что и в бизнесе есть место творчеству. Для меня это существует нераздельно. Конечно, выбор пьесы или постановка спектакля — это, прежде всего, творческое решение. Потом уже включается менеджерская работа худрука: как это будет идти, как часто можно показывать и т.д.

Возможна ли на вашем посту «удаленка»? В пандемию труппа репетировала дистанционно, по Zoom?

Репетиции на «удаленке» практически нереальны. На карантине мы, само собой, встречались с артистами и сотрудниками в Zoom, общались, шутили, обсуждали наши успехи, рассуждали о будущем. Но я убежден, что репетиции в Zoom — это клиника. В целом, мы и так постоянно на телефонной связи с сотрудниками или с Департаментом культуры города Москвы, поэтому я не вижу в этом каких-то новых реалий.

Фото №2 - Юрий Грымов — о работе худрука, репетициях в Zoom и премьере спектакля «Женитьба»
Фото
SLAVA TSESAR

В конце февраля в театре «Модерн» состоялась громкая премьера вашего нового спектакля «Женитьба», в котором вы объединили сразу трех авторов. Как родилась эта идея? Что у всех трех авторов общего, почему они звучат в унисон?

Я поймал себя на мысли, что в последнее время стало много фильмов про «не любовь». Вспомните 60-е годы прошлого столетия. Люди снимали и смотрели кинокартины про любовь, романтизм, влюбленность. А сейчас все больше и больше фильмов про «не любовь». И я начал вспоминать разные пьесы и понял, что и 100 лет назад писали про «не любовь». И эти три произведения — Гоголя, Чехова и Островского — похожи тем, что в них никто никого не любит.

В спектакле «Женитьба» я сконцентрировал внимание на женщинах, конкретно на Агафье Тихоновне. В целом, мне стало интересно рассмотреть, что испытывает женщина, когда чувствует, что все хотят не ее руку и сердце, а ее капитал.

Фото №3 - Юрий Грымов — о работе худрука, репетициях в Zoom и премьере спектакля «Женитьба»
Фото
Геворг Арутюнян Театр «Модерн»

Роль этой женщины исполняет Лолита Милявская. Для нее это первая драматическая роль. Лолита большая умница, так как все-таки совершила поступок — вышла на драматическую сцену. Это все равно что работать под микроскопом, под гигантским увеличительным стеклом. Там сразу все видно: и актера, и режиссера. «Женитьба» — большая работа, которая добавляет разнообразие в наш репертуар.

Я уже говорил, что диапазон интересов в театре «Модерн» очень широкий: от «Войны и мира» Л. Толстого до «Нирваны» о жизни и творчестве Курта Кобейна, от «Женитьбы» с Лолитой Милявской до «Ничего, что я Чехов» про Ольгу и Михаила Чеховых. Это диапазон моих интересов… Можно ли их назвать театральными  — другой вопрос. Но это мои личные интересы, которые сегодня я реализую на театральной сцене. В кино я немного разочаровался, потому что кино стало играть в поддавки со зрителем. Театр же — это искусство, которое зрителя ведет за собой. А кино своему зрителю потакает.

Фото №4 - Юрий Грымов — о работе худрука, репетициях в Zoom и премьере спектакля «Женитьба»
Фото
Геворг Арутюнян Театр «Модерн»

Еще немного про «Женитьбу». Согласны ли вы с посылом, что все в той или иной степени женятся из-за выгоды?

Нет, я не согласен. Может быть, я слишком романтически настроен. Конечно, есть такие люди, которым нужна только выгода. И процент этих людей увеличивается, ведь неспроста нам все больше показывают ток-шоу и странные передачи по телевизору, в которых все «про деньги». Раньше это считалось неприличным, а теперь стало нормой. Но я все равно верю в то, что отношения с противоположным полом должны вырастать из любви, должны питаться ею. И убежден, что отношения только ради выгоды — это тяжелое бремя.

Расскажите про Лолиту Милявскую в роли Агафьи Тихоновны? Как вы познакомились?

Лолиту я знаю уже лет 30. Я давно снимал ей клип, и после этого мы поддерживали дружеские отношения. Я всегда видел в ней драматическое начало, но ни разу не приглашал ее в свои фильмы. Но тут совпало все: и тема, и мое желание найти идеальную Агафью Тихоновну, и вложить в эту роль все современное, что происходит сегодня у женщины. Поэтому я пригласил на роль Лолиту и очень рад, что она сразу согласилась и проделала на сцене большую работу.

Фото №5 - Юрий Грымов — о работе худрука, репетициях в Zoom и премьере спектакля «Женитьба»
Фото
Геворг Арутюнян Театр «Модерн»

Как проходят репетиции? Приходится ли подстраиваться под график звезды?

Все заранее согласовывается. Все-таки репертуар в драматическом театре — это не телевидение. У нас есть свой ритм, мы верстаем репертуар в театре «Модерн» за три месяца и там же намечаем репетиции. Лолита, понятное дело, подстраивается под нас, мы под нее. Это движение навстречу друг другу. Если бы я чувствовал, что кто-то за кем-то бегает, то ничего бы и не было.

Никаких специальных условий для Лолиты мы не создаем: у нее такая же гримерка на двоих, как и у всех актеров. Театр — это же высокое и древнее искусство. Театры России живут не богато, но очень достойно!

У нас идет спектакль «Кладбище понтов», где мы немножко высмеиваем пороки современного общества, иронизируем на эту тему — понтов и звездной болезни. Лолита — большая актриса. Ей не нужно демонстрировать атрибуты и границы «звездности». Крыша едет у девочек и мальчиков, которых несколько раз показали по телевизору или, что сейчас еще актуальнее, которые насобирали миллион подписчиков в Инстаграме. А Лолита уже 30 лет в профессии и прекрасно знает, что это не простой хлеб, это большой труд. Очень интересный труд, который она любит. Это вся ее жизнь, так же как и моя. Поэтому такое понятие, как «звездная болезнь», у нее практически отсутствует. Люди со звездной болезнью, как правило, исчезают очень быстро.

Фото №6 - Юрий Грымов — о работе худрука, репетициях в Zoom и премьере спектакля «Женитьба»
Фото
Геворг Арутюнян Театр «Модерн»

Какие у вас планы на ближайшее время? Какие новые спектакли нам стоит ждать?

Мы продолжаем восстанавливать после пандемии наш репертуар. Я рад, что сейчас театрам разрешили наполнять залы на пятьдесят процентов. Обсуждаем постановку новой пьесы, но пока что это небольшой секрет.

Есть несколько проектов вне театра, которые связаны с необычными жанрами, но об этом зрители узнают чуть позже, как только они запустятся.

Мы продолжаем каждодневные репетиции, потому что актер должен находиться в тренинге. Работают режиссерские лаборатории: мы ищем талантливых режиссеров, которые смогут ставить в театре «Модерн». И учитывая, что я исповедую не проектный театр, когда собираются много режиссеров и разбегаются, а авторский театр, я бережно отношусь к репертуару и качеству актеров, которые у нас работают. Для меня театр — это высказывание. В театре «Модерн» мы очень искренние, потому что это наша семья.