Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Ученый совет: Татьяна Подладчикова

Кандидат технических наук, старший преподаватель Сколковского института науки и технологий и Космического центра Сколтеха

Представляем вам реальных героев нашего времени — сериал о ведущих ученых страны, которые занимаются актуальными проблемаи человечества: от возможности остановить старение до «покорения» солнца.

ELLE Чем вы занимаетесь в Сколтехе?

ТАТЬЯНА ПОДЛАДЧИКОВА Представьте себе: начало весны, и на улице еще лежит снег. Вы проснулись утром от холода, хотя это странно, ведь в вашем доме есть центральное отопление. Вы включаете свет, но, к сожалению, электричества нет. Утренний кофе? Увы! Кофе-машина не включается. Чайник, телевизор, интернет — ничего не работает. Больницы, предприятия, школы закрыты, поезда остановились, состояние полной неопределенности. Выглядит как начало технотриллера.

Ученый совет: Татьяна  Подладчикова (фото 1)

Платье из полиэстера, Marella; рубашка из хлопка, Jil Sander; брюки из полиэстера, Gerard Darel; лоферы из кожи, Baldinini

ФОТОdanil golovkinСТИЛЬekaterina cassina

Но это действительно произошло в середине марта 1989-го в Квебеке, когда мощная геомагнитная буря из-за активных событий на Солнце привела к отключению электричества, почти на сутки без тепла, света и радиосвязи остались шесть миллионов человек. Финансовые потери составили около 300 миллионов долларов. Выдающийся русский ученый Александр Чижевский говорил, что Земля постоянно находится в объятиях Солнца. И моя научная работа заключается в изучении настроения Солнца и как оно передается Земле через эти объятия. Почему на Солнце происходят вспышки? Куда дует солнечный ветер? Чем нам грозят мощные выбросы на Солнце и магнитные облака? Почему случаются геомагнитные бури? Как можно прогнозировать экстремальные события космической погоды, которые оказывают прямое влияние на работу технологических систем в космосе и на Земле?

Как вы пришли в эту профессию?

Мой путь начался с Солнца. Большую роль в этом сыграла история о спутниках «Вояджер», запущенных в космос в 1970-х годах с целью исследования Солнечной системы. На случай встречи с разумной жизнью на спутники поместили информационную золотую пластинку с записями приветствия, музыки Баха, Бетховена, Стравинского, фотографий Земли, Солнца, людей, структуры ДНК. Впервые в истории спутники вышли за пределы Солнечной системы и до сих пор передают данные на Землю. Это одна из самых величайших космических миссий в истории человечества, силы и смелости человеческой мысли.

Какие сложности встречались вам в работе?

Любые сложности в результате ведут к развитию и новым открытиям. Например, хорошо известная всем теорема Пифагора привела к первому кризису основ математики. Греки были убеждены в порядке и гармонии окружающего мира и считали, что все его многообразие можно выразить с помощью натуральных чисел. Но теорема Пифагора привела к открытию иррационального числа, которое нарушило эту гармонию. Таким образом свершился колоссальный прогресс в истории математики.