Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Театр «Практика» как место силы. Интервью ELLE с Мариной Брусникиной

В августе 2018 года произошло событие, от которого театральный мир не может оправиться до сих пор, — вскоре после своего назначения художественным руководителем театра «Практика» скончался известный режиссер и педагог Дмитрий Брусникин. Пост заняла его вдова, актриса и режиссер Марина Брусникина, заведующая 20 лет кафедрой сценической речи Школы-студии МХАТ и помощник худрука МХТ имени Чехова. В день рождения Дмитрия Брусникина вспоминаем разговор Марины с ELLE о театре, кумирах и «чернухе» в искусстве

ELLE За последние месяцы вы дали столько интервью, сколько не давали за всю жизнь. Как справляетесь с этим шквалом повышенного внимания?

МАРИНА БРУСНИКИНА Я понимаю, почему это происходит: трагические события всегда привлекают интерес. Я отношусь к шумихе вокруг себя очень трезво и воспринимаю ее как возможность популяризировать идеи Дмитрия Владимировича и продолжить его дело в театре «Практика». Моя жизнь изменилась, и в данный момент я ощущаю себя неким автоматом, некой машиной, которой нужно выполнить разные ­задания.

На чем вы сегодня сконцентрированы?

Мы в «Практике» активно развиваем направление современной драмы — в данный момент здесь функционирует лаборатория «Постдраматургия». В рамках проекта десять драматургов работают с художниками, сценографами и хореографами, а режиссер осознанно убирается из творческого процесса. Театр привлекает к сотрудничеству ярких и актуальных режиссеров — весной сюда придет Дмитрий Крымов, а ближайшей премьерой станет спектакль Марфы Горовиц «Летели качели». И конечно, нельзя обойтись без оригинальных жанров — например, весной актриса «Мастерской Брусникина» Алиса Кретова поставит спектакль-лекцию по современному искусству. А я сама выступлю в жанре камерной оперы, которого на сцене «Практики» еще не было.

Ощущали ли вы себя в тени мужа?

Нет. Более того, я всегда считала себя очень состоявшимся человеком. Хотя допускаю, что такие мысли могут у кого-то возникнуть. Мне удалось поработать на многих площадках и понять, что в театральном пространстве все делится на клеточки. Иными словами, публика, существующая вокруг МХТ или РАМТа, часто не знает, что происходит в других театрах. Для тех, кто не видел ни одного моего спектакля, я жила в тени мужа, но в своем мире была абсолютно самостоятельной фигурой. Хотя, безусловно, это парадоксальный факт — повышенный интерес ко мне после его ухода.

Театр «Практика» как место силы. Интервью ELLE с Мариной Брусникиной (фото 1)

Пальто из шерсти, жакет из шерсти и шелка, топ из полиэстера, все — Max Mara

ФОТОSLAVA FILIPPOVСТИЛЬekaterina cassina

В одном интервью вы сказали, что хотите сделать «Практику» местом силы. Но она уже была таким местом — сначала при Эдуарде Боякове, а затем при Иване Вырыпаеве. Что изменилось?

Я отношусь с огромным уважением к тому, что сделали в «Практике» Бояков, а затем Вырыпаев — там было много замечательного. И у нас нет амбиций разрушить все до основания и построить новый мир. Мы хотим развивать эти направления, хотим, чтобы театр оставался интересным и востребованным зрителями. А что у нас получится — посмотрим. Принципиально это экспериментальная площадка, ею она и должна оставаться, таких немного в Москве. На пальцах руки можно пересчитать: Театр Наций, Гоголь-центр, Электротеатр, ЦИМ.

Некоторые критики утверждают, что будущее за резидентскими театральными площадками.

Я не считаю, что репертуарный театр умер — возможно, главные творческие открытия происходят именно там. К примеру, режиссер Юрий Погребничко двадцать лет назад в своем авторском театре «Около дома Станиславского» делал то, чем сегодня живет современное искусство. Я за разные театры, разные формы и разные спектакли. Важно, чтобы у зрителя был выбор, куда пойти — в театр, где можно отдохнуть, или в театр, где придется проделать внутреннюю работу.

Для людей, не подкованных в вопросе театральных систем, существует две школы: основателя «Таганки» Юрия Любимова, для которого первостепенна была форма спектакля; и худрука Театра на Малой Бронной Анатолия Эфроса, ставившего во главу угла личность актера. Вам чей подход ближе?

Эфрос — мой кумир. Он пробудил во мне интерес к живому театру. Помню, когда школьницей смотрела его «Отелло», мне казалось, что эта трагическая история происходит со мной здесь и сейчас: я кожей чувствовала механизм, который счастливую человеческую жизнь может в одночасье превратить в труху. Ощущение, что театр — это не про каких-то людей, а про меня лично, подарил мне именно Эфрос. А Любимов, как ни странно, вообще прошел мимо, я почти ничего не видела.

Вы ставите спектакли по текстам современных драматургов и почти двадцать лет устраиваете в МХТ литературные вечера «Круг чтения», посвященные современной российской литературе. Почему вас не интересует классика?

Моя литературная школа, где нам прививали мысль о том, что, помимо программы, существует еще целый мир, наложилась на воспитание моего мастера Олега Ефремова, который всегда говорил, что театр не может существовать без актуальных текстов. Да и у меня самой всегда было желание открывать для себя новые имена. Современная проза и поэзия — мощный способ анализа сегодняшнего дня и происходящего в нем.

Существует стереотип о том, что современная литература — сплошь чернуха. Как его сломать?

А «Гамлет» — не чернуха? А Достоевский? Все умерли, но это не кажется страшным, потому что было давно и не про нас. По сути, все классические тексты так же концентрируются на проблемах, как и современные, просто последние узнаваемы и бьют больнее. Искусство призвано заниматься болячками. Мы все хотели бы обманываться и жить иллюзиями, но, увы, не имеем права.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз