35-летней уроженке Северодвинска мало быть просто одной из самых востребованных актрис в российской киноиндустрии. В 2015 году она на пару с подругой актрисой и певицей Дашей Чарушей написала сценарий к триллеру Романа Волобуева «Холодный фронт», где обе девушки сыграли главные роли, а в 2016-ом стала сопродюсером премированного в Каннах фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова. Прошлым летом Устинова решила освоить театральную сцену, дебютировав в МХТ имени Чехова в постановке Данила Чащина «Мальва» по мотивам произведений Максима Горького, после чего получила предложение от самого Константина Богомолова – в нынешнем сезоне актриса сыграет Наташу в его спектакле «Три сестры» (выпуск намечен на конец мая). Скрасить дни в ожидании премьеры поможет фильм Вадима Перельмана «Купи меня» о трех девушках, всеми правдами и неправдами пытающихся покорить столицу. Драма вышла на экраны 1 марта, но и сегодня спустя две недели продолжает собирать полные залы и провоцировать противоречивые рецензии.

Светлана Устинова: "Важно осознать, что хорошо конкретно для тебя". фото [2]
Фото
ALEXEY KOLPAKOV

ELLE: В чем, на ваш взгляд, заключается успех «Купи меня»?

СВЕТЛАНА УСТИНОВА: Это жесткая социальная драма, которая тем не менее представляет собой очень трогательную историю – о дружбе, взрослении и чуде, которое может произойти с каждым человеком. Но также и о том, что за все в жизни приходится платить. К тому же в центре сюжета очень узнаваемые героини – две девочки из провинции, которые живут на окраине города, целыми днями листают инстаграм-ленту, а к вечеру наряжаются и идут охотиться за прекрасными принцами. Одна из них пытается заполучить олигарха, другая – мечтает о «порше», на котором в буквальном смысле въедет в «красивую жизнь». Но в один прекрасный день с ними знакомится третья девушка из обеспеченной семьи, которая переворачивает их мир, высказывая одну простую мысль: хочешь чего-то – иди и возьми, не сиди без дела.

Когда-то давно вы, как и ваша героиня, приехали из провинции в Москву и начали пробивать себе дорогу в жизнь.

Поэтому для меня так важен этот проект. Мне хотелось, чтобы девчонки, которые посмотрят это кино, смогли по-другому взглянуть на свою жизнь. И спросить себя: настолько ли она сложна и неудачна, как я себе представляю? О чем я на самом деле мечтаю и какую цену я готова за это заплатить? Моя ли это мечта или я заимствовала ее из инстаграма какой-нибудь звезды или просто знакомой?

Я уверена, что очень многие заимствуют мечты из вашего профиля, наполненного съемками в кино, фотосессиями для глянца и путешествиями.

Это все время происходит с публичными людьми – хочешь того или нет, но ты становишься образцом для подражания. Приятно, что люди, глядя на мои фото, думают не только о внешней стороне моей жизни. Мне часто пишут, что я являюсь примером того, что девушка, приехав из маленького городка, способна самостоятельно добиться успеха. Что она может не только стать актрисой, но и писать сценарии, придумывать свое кино. Не страдать от отсутствия творчества, а самой создавать его вокруг себя. Не бояться учиться и осваивать новые сферы.

К вопросу о новых сферах. В прошлом году вы дебютировали в театре. И сразу – на сцене МХТ.

Я давно мечтала о работе в театре и всегда говорила, что мне не хватает сцены и живого зрителя. У меня был театральный опыт – сначала в институте, а потом в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина. К сцене МХТ я двигалась постепенно. Сначала мне предложили поучаствовать в лаборатории, посвященной Максиму Горькому и доверили крайне интересный материал, очень плотный по форме и по эмоциональной нагрузке – «Мальву» в разработке режиссера Данил Чащин. В постановке задействовано всего четыре человека, мне все время нужно было находится на сцене и за час переживать несколько совершенно разных состояний героини. Когда мы показали материал руководству, он понравился, и было решено, что спектакль войдет в репертуар театра. Через месяц мы уже выпустили премьеру. Я очень благодарна друзьям и коллегам, которые приходили ко мне на прогоны и говорили: «не обижайся, если мы тебе скажем о каких-то недочетах, потому что если есть, что сказать – есть куда расти». Это было трогательно.

Критиковали вас?

Конечно. И слава Богу, что была критика и разные подсказки – изнутри ты многого не замечаешь. До сих пор после каждого спектакля мы садимся с режиссером и разбираем, что было упущено, а что удалось приобрести. Если есть момент обсуждения – значит, нам не все равно. Значит, это живой организм.

На весну намечена вторая ваша премьера на сцене МХТ – спектакль «Три сестры» Константина Богомолова.

Это квинтэссенция актерской мечты: МХТ, Чехов, Богомолов. Я играю Наташу в составе с Юлей Снигирь. Никаких подробностей не раскрою, дала слово. Могу лишь сказать, что репетируем мы каждый день, и речи ни о каких съемках в кино для нас быть не может. Я нормально это воспринимаю: если ты серьезно относишься к профессии, то понимаешь, зачем идешь в нее – чтобы сниматься во всем подряд или расти, раскрываться, углублять свой потенциал.

Светлана Устинова: "Важно осознать, что хорошо конкретно для тебя". фото [1]
Фото
ALEXEY KOLPAKOV

То есть театр для вас – в первую очередь рост и познание себя?

Да. А еще – совершенно другое проживание профессии. На сцене происходит мощный энергообмен. Каждый раз ты по-новому ощущаешь пространство и чувствуешь зрителя. Твоя главная задача – заинтересовать его, поймать его внимание здесь и сейчас. Его голова занята житейскими заботами, а тебе нужно вступить с ним в диалог, чтобы он забыл о своих проблемах и погрузился в историю твоего персонажа. Чтобы он узнал в нем себя или знакомых людей и вышел из зала наполненным, изменившимся. Как и мы, актеры, уходим со сцены другими. Каждый спектакль для нас, как работа с психологом: мы выстраиваем причинно-следственную связь поступков наших героев, прослеживаем их мотивацию. Это самая настоящая психологическая расстановка.

Вы пускаете персонажа внутрь себя или пытаетесь оставаться отстраненной?

Каждый раз я заново осуществляю поиск средств, с помощью которых удастся добиться правды на сцене. Но я скорее за первый вариант. Константин Богомолов формулирует это так: персонажа играет не кто-то, а именно ты, и нужно в первую очередь в себе найти его болевые точки. Не почувствуешь героя изнутри – будешь фальшивить.

А помните Джулию Лэмберт из романа Сомерсета Моэма «Театр»? Спектакль, когда она не играла, а жила на сцене, не притворялась, а страдала по-настоящему, оказался худшим в ее карьере.

Есть грань, которую нельзя переступать. Мой педагог говорил: не ты сам должен обрыдаться от переживаний на сцене, а твой зритель. Ну, не потекла у тебя слеза – ничего страшного, зато она потекла у зрителя. Кстати говоря, спектакли Константина Юрьевича всегда трогают зрителя, потому что в них нет фальши. И самое главное, что они посвящены не отвлеченным героям, а обычным современным людям. И мне очень нравится копаться в их психологии. Взять, например, историю трех сестер – она вполне могла произойти здесь и сейчас. Сколько людей безвольно сидят на одном месте, страдают и не предпринимают попыток уехать? Почему?

Похоже, проблема бездействия касается многих ваших персонажей. Но лично вам она совершенно не свойственна. Вы снимаетесь в кино, играете в театре, пишете сценарии, а еще танцуете, поете, занимаетесь йогой...

Всем девушкам нужно уметь владеть своим телом, а актерам это просто жизненно необходимо. Чтобы правильно распределять себя в пространстве кадра и сцены, нужно быть свободной. Вся деревянность тела происходит от зажимов, а зажим – это всего лишь страх, который нужно осознать, проработать, и он уйдет.

Осознанности вас учит йога?

Я начала практиковать Дживамукти-йогу в качестве гимнастики, но со временем поняла, что начинаю углубляться в ее основы. Я говорила себе: если прежде чем сделать это движение, я о нем подумаю – что изменится? А если мысленно начну удлинять или расслаблять ту или иную часть тела? Потом я поняла, что когда я направляю внимание на тело, моя голова освобождается от лишних мыслей. Поток сознания хорошо исследуется во время медитации, когда ты задаешь себе вопрос: а почему собственно я об этом думаю? Для меня йога – путь к самопознанию. Не говоря уж о том, что после нее я прекрасно чувствую себя физически.

Практика поменяла ваши привычки? Многие на первых порах ударяются в вегетарианство...

Я прошла через это. Было время, когда я много путешествовала по Азии – побывала на Шри-Ланке, Бали, в Камбодже и Тайланде. У меня произошло погружение в среду, из которой выросла йога, и я отказалась от животной пищи. Прожила так два года, а потом однажды увидела мясо и поняла: хочу. Я пришла к выводу, что лучшая диета для меня – слушать свое тело. Мы живем в северной стране и генетически сконструированы так, что нам необходимо есть мясо. Когда ты находишься в тепле, тебе физически тяжело его переваривать и для нормальной жизни вполне хватает фруктов. Это опять же история про то, что не нужно пытаться примерить на себя чужие роли и пытаться скопировать поведение людей, которые живут в другом климате и другими жизнями. Важно осознать, что хорошо конкретно для тебя.