Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Что такое SMART ART: Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева для ELLE

Эксклюзивное интервью с влиятельными женщинами российской арт-индустрии — создательницами проекта Smart Art, благодаря которому искусство становится доступным каждому

Расскажите, как две успешные женщины, сотрудничающие с ведущими аукционными домами, решили посвятить себя консультированию в области искусства?

ЕКАТЕРИНА ВИНОКУРОВА Все просто: нам захотелось совместить наш опыт и знания с искренней любовью к современному искусству. Мы с Настей в индустрии уже десять лет. Настя открывала первый офис Christie’s в Москве и была директором инвестиционной компании. Я проработала в аукционном доме 7 лет, а также сотрудничала с галереей Haunch of Venison. Два года назад мы расстались с нашими работодателями и решили создать проект, который будет заниматься современными русскими художниками. Мы хотели стать проводником между молодыми коллекционерами и молодыми художниками.

АНАСТАСИЯ КАРНЕЕВА Все началось с двух простых вопросов, которые нам постоянно задавали друзья и близкие: «Я сделал ремонт — что мне повесить на стену в спальне?» и «Какую картину подарить на день рождения?». Мы подбирали для них работы, знакомили с галеристами, а иногда просто брали за руку и ехали с ними на вернисаж. В какой-то момент стало ясно, что эта деятельность отнимает очень много времени — на нашу помощь был спрос, и мы поняли, что в этом и есть наш потенциал.

Почему вы решили сосредоточиться на российских художниках?

Е. В. Мы живем в России, и нам интересно то, что происходит в стране. К тому же, наш художественный рынок имеет большое будущее, но он недооценен. На западе большинство состоявшихся художников представляют галереи — они их выставляют, помогают делать музейные проекты и попадать в частные коллекции. К сожалению, российская галерейная система развита не так хорошо, и очень многие художники не сотрудничают ни с кем на постоянной основе. Мы решили взять на себя функции этого отсутствующего звена.

А. К. Сегодня мы курируем десять художников — они отбирались по принципу разных техник и жанров. Конечно, авторов, которые нам нравятся, гораздо больше, но мы стараемся реально оценивать свои силы. В начале работы мы поставили перед собой цель — сделать персональную выставку каждому художнику. Троих художников мы уже выставили — это Сергей Сапожников, Дарья Иринчеева и Света Шуваева. Плюс — 31 октября состоялось открытие проекта Александры Галкиной в Новой Третьяковке — это первый раз, когда институция дает возможность молодому художнику на самовыражение вне залов музея. Художница специально создала тотальную инсталляцию в холле музея именно для этого пространства, что называется сайт специфик. А 14 ноября откроется выставка уже довольно известного в России и за рубежом автора Александры Паперно. Она называется «Любовь к себе среди руин» и пройдет в знаменитой «Руине», которая является частью Музея Архитектуры им. А. В. Щусева. «Руина» стала для Паперно центральным сюжетом, вокруг которого развивается вся выставка. Важную часть займет графическая серия из так называемых «отмененных созвездий», которые были отменены в 1922 году во время Международного астрономического союза.

Что такое SMART ART: Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева для ELLE (фото 1)

Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева

Художники, с которыми вы сотрудничаете, платят вам за услуги?

Е. В. За выставочный проект, конечно, нет. Мы получаем процент с проданных работ.

А. К. Более того, мы сами иногда платим художникам — все они, как правило, испытывают трудности со стабильным заработком. Случается, что у них не хватает средств даже на то, чтобы создавать работы, и тогда мы выделяем им годовой грант или придумываем какие-то системы взаимовыгодного сотрудничества.

Давайте поговорим про другое звено этой цепи — ваших клиентов. Есть ли какой-то собирательный портрет человека, который обращается к вам за помощью? Пол, возраст, сфера деятельности?

А.К. К нам обращаются совершенно разные люди. Роднит их то, что они, как правило, много путешествуют, интересуются чужими культурами, открыты всему новому ну и в принципе интересуются искусством. Есть стереотип о том, что искусством больше увлечены женщины, но на нашей практике решение о покупке той или иной работы принимают чаще всего мужчины. Для них искусство — определенный статус. Они могут демонстрировать картину модного художника своим бизнес-партнерам или друзьям за ужином — и в том и в другом случае она помогает им производить нужное впечатление. В наше время хвастаться вещами и машинами — моветон. А искусство — это вечное.

Е. В. Мы знаем лично 90% наших покупателей. Имеем представление о круге их интересов и образе жизни. Клиентам, делающим первые шаги в коллекционировании, мы помогаем понять контекст рассматриваемых произведений, стараемся внедрить их глубже в среду современного искусства, расширить их кругозор. Выбор работы для коллекции -очень кропотливый процесс, и помимо общих знаний, каждый должен руководствоваться своим личным вкусом.

Как вы убеждаете клиентов вкладываться именно в современное искусство?

А. К. Здесь стоит четко понять, что вообще-то все искусство было когда-то современным. Мы рекомендуем приобретать работы, которые были созданы недавно, потому что клиент является их современником, а значит — может понять контекст, в который вписана та или иная идея. Можно купить полотно другой эпохи и повесить его дома , но оно не будет вам действительно настолько близко, потому что вы не жили в то время. Чтобы понять это искусство, нужно проделать не меньшую работу — прочитать про него, отрефлексировать.

Е. В. И потом не стоит забывать, что современное искусство более доступно. Даже если вы любите импрессионизм, завладеть им очень сложно — картины стоят миллионы и лучшие произведения уже находятся в музеях и частных коллекциях, а значит вам достанется работа с именем, но не одна из лучших конкретного художника. Покупая работы своего современника, вы можете внести собственный вклад в развитие художественной повестки дня.

Что такое SMART ART: Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева для ELLE (фото 3)

Персональная выставка Александры Галкиной «Прошу под стол» в Новой Третьяковке

Что такое SMART ART: Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева для ELLE (фото 4)

Персональная выставка Александры Галкиной «Прошу под стол» в Новой Третьяковке

Вы сами оцениваете произведения или обращаетесь за помощью к другим экспертам?

А. К. Мы проводим оценку сами, но обязательно прислушиваемся к мнению самих художников. Цена не берется с потолка, а складывается из многих факторов: значимости автора, его выставочной истории, спросе на его работы и так далее.

Ваши клиенты, как правило, рассматривают произведения искусства в качестве инвестиций или пищи для души?

Е. В. Исторически сложилось, что арт-рынок стабильно идет вверх и показывает хорошую доходность. Но даже те работы, которые приобретаются ради инвестиции, должны вам очень нравиться. В случае если надежды на вложение не оправдаются, у вас останется работа, которая будет радовать вам глаз.

А. К. Западный рынок современного искусства сейчас активно движется в сторону бизнеса. Много людей там относится к искусству в первую очередь как к вложению. Очень распространена практика покупки несколькими инвесторами акций на одну работу. С одной стороны, это означает, что современное искусство наконец-то признали и стали относиться к нему всерьез. Но с другой, эта ситуация плохо сказывается на самих художниках, которые стали тратить больше времени не на творчество, а на маркетинговые стратегии.

Е. В. Яркий пример — Дэмиен Херст. У него есть хорошие произведения, но в какой-то момент он, как мне кажется, стал популистом и перестал развиваться как автор. Ни для кого не секрет, что на него работает сотня ассистентов, которые физически делают его работы и поддерживают на плаву всю эту огромную машину — она просто не имеет права затонуть — иначе капитализация коллекций, в которых есть его работы, резко упадет.

А.К. В этом плане российский арт-рынок еще достаточно сырой, но художникам, которые честно работают, такая обстановка только на руку. У них есть шанс создать по-настоящему искренние произведения. Со всей ответственностью могу заявить, что авторы, с которыми мы работаем, останутся в истории искусства. Нас не интересует забег на короткую дистанцию: купил сейчас — продал через пять лет. Спекулятивные и популистские истории — это не про нас. Мы занимаемся искусством, которое несет в себе глобальную мысль.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз