ELLE Мария, вы учились в Стэнфорде, Сингапуре и Малайзии. Расскажите об этом опыте. Чем западное обучение отличается от российского? 

Мне кажется, сегодня люди в любом уголке мира стремятся к новым знаниям. И чем более развита страна, тем насыщеннее и разнообразнее рынок образования, как академического, так и неформального. 

На западе эта сфера существует намного дольше, чем в России, поэтому там больше конкуренции, активнее идет борьба за клиента и создание интересного продукта. Но я уверена, что и в нашей стране индустрия не стоит на месте, активно развивается и совсем скоро ни в чем не будет уступать американскому и европейскому рынкам. 

Есть ли какие-то нетипичные для нашего рынка бизнес-инструменты, которые вы «привезли» из Америки и Европы и успешно применяете в работе? 

Я бы не сказала, что существуют какие-то конкретные инструменты, которые применяются только там, а в России о них никто не слышал. В результате глобализации бизнес-процессы по всему миру строятся примерно одинаково. 

Главное, что я черпаю во время поездок за границу — вдохновение. Там совершенно другие масштабы и качество проектов. Глядя на них, можно многому научиться, поверить в себя и сделать на нашем рынке продукт, который будет не хуже, а то и лучше. Поэтому я каждый день использую знания, полученные на западе, в работе — это помогает всегда оставаться впереди конкурентов. 

Фото №1 - «Сегодня люди в любом уголке мира стремятся к новым знаниям»: интервью с основателем образовательной платформы Todoo.ru

Lifelong Learning — один из главных трендов современного бизнес-сообщества. Как вы считаете, насколько важно сегодня находиться в процессе постоянного обучения? 

Я бы назвала это не столько трендом современности, сколько стремлением человечества к развитию. Так было с самого начала времен: люди добывали огонь, одомашнивали животных, изготавливали орудия труда, изобретали технику, делали открытия в науке и промышленности. 

Конечно, сегодня все ускорилось: мир стал динамичнее, чем когда-либо, ежедневно мы получаем огромное количество информации. Выросла потребность знать больше и иметь много навыков — это позволяет оставаться на волне и не терять сноровку. А когда человек перестает расти и стремиться к чему-то новому, происходит стагнация личности. Думаю, Lifelong Learning — прекрасная тенденция, двигающая наш мир вперед.

Известно, что вы любите искусство и хорошо в нем разбираетесь. Помогает ли это в работе? Важны ли в бизнесе хороший вкус и насмотренность?

Да, искусство действительно является моим большим увлечением: например, я собрала свою небольшую коллекцию картин, в которую входят шедевры художников с мировым именем. 

Эти помогает и в работе. Если нужно согласовать дизайн сайта, рекламные материалы, монтаж видеоролика, то я стараюсь опираться на тот опыт, который на протяжении многих лет получала, читая книги о живописцах и посещая музеи по всему миру. 

Кроме того, уверена, что насмотренность развивает творческий потенциал. Изучение, например, течений модернизма, авангарда и нонконформизма может не только расширить кругозор, но и поспособствовать рождению нестандартной креативной идеи. Поэтому искусство — это большое вдохновение для предпринимательства.

Фото №2 - «Сегодня люди в любом уголке мира стремятся к новым знаниям»: интервью с основателем образовательной платформы Todoo.ru

Какими проектами вдохновляетесь? Есть что-то, что впечатлило вас за последний год?

Меня впечатляют вещи и проекты совершенно из разных сфер. Это может быть красиво выставленный свет и классная режиссура на концерте, театральная постановка, выставка, литература. 

Еще очень вдохновляет IT-индустрия, например, круто разработанное приложение. Также слежу за новшествами в мире науки: недавно изучала материалы о роботах, которые могут провести операцию без участия человека. 

Что должен знать и уметь человек, чтобы работать на удаленке и хорошо зарабатывать? 

Во-первых, хорошо знать свое дело. Также у человека должны быть развиты soft skills — это личные качества, которые зачастую в работе играют более важную роль, чем hard skills (профессиональные компетенции). На удаленке необходимо уметь концентрироваться, правильно мотивировать себя, грамотно распоряжаться временем и собственными ресурсами. 

Кроме того, специалист должен постоянно получать новые навыки, так как удаленные профессии, как правило, принадлежат быстроразвивающимся сферам: это маркетинг, программирование, менеджмент, дизайн.

Поговорим о платформе Todoo.ru. Как пришла идея сделать проект? С чего все начиналось?

Я в неформальном образовании более 10 лет, в удаленных профессиях — 5 лет. Мы с командой обучили уже почти 2 миллиона студентов, и у нас много знаний в данной сфере. Поэтому эта идея уже давно искала своего воплощения. 

Как-то я общалась с коллегой по рынку, Димой Крутовым, и он натолкнул меня на мысль о создании продукта именно в таком формате. Это показалось мне интересным, и далее я приступила к изучению мировых стартапов и аналитике ниши. 

В презентацию это все оформилось уже во время моего нахождения в Стэнфорде, где я обучалась по специальной программе «Idea-to-Market». Моя команда «докручивала» проект, вела коммуникацию с клиентами, решала организационные вопросы.  

Фото №3 - «Сегодня люди в любом уголке мира стремятся к новым знаниям»: интервью с основателем образовательной платформы Todoo.ru

Какова миссия проекта?

Я помню, был короткий период, когда я работала в офисе: тратила кучу времени на дорогу и пробки, small talk с коллегами, обеденные перерывы и множество ненужных действий. Сегодня все мои 300 сотрудников работают удаленно. Это позволяет им самостоятельно выстраивать свой график и не тратить время на бесполезную коммуникацию. 

Глобальная удаленка после коронавируса увеличила спрос на наши продукты и помогла наиболее понятно и просто сформулировать миссию проекта: мы помогаем людям работать из любой точки мира в удобном для них формате и при этом хорошо зарабатывать. 

В бизнесе часто используются термины red ocean и blue ocean: высококонкурентный и низкоконкурентный рынки. А как бы вы охарактеризовали современный рынок онлайн-образования? 

В России это только зарождающийся рынок, конкуренция здесь не высокая, так что это скорее blue ocean. Мы стараемся коллаборировать с другими игроками ниши, больше общаться с коллегами и делать интересные совместные продукты.  

Что выделяет платформу Todoo.ru среди других проектов? 

Необходимо учитывать, что мы нацелены на мировой рынок, где есть такие провайдеры неформального образования как Lambda School и Udemy. Но они не специализируются на том, что делаем мы: в частности, никто из них не внедряет искусственный интеллект и онлайн-тренажеры в процесс обучения, в этом конкуренции у нас нет. 

Не скажу, что это однозначно плюс. Возможно, кто-то из больших игроков уже протестировал систему, и ожидания не оправдались. Я изначально думала, что внедрение ИИ позволит сократить бюджет проекта, так как сэкономит деньги на работе кураторов, которые проверяют домашние задания и тесты учеников. Однако после общения с американскими коллегами и начала запуска платформы, я поняла, что использование системы на деле обойдется намного дороже, чем ручной труд. 

Но важно, что мы уже сейчас готовы развивать такое перспективное направление. Это игра в долгую. Я уверена, что за ИИ — будущее, он позволит упростить и модернизировать процесс обучения, сделать его эффективнее. Так ли это на самом деле, покажет время. 

Фото №4 - «Сегодня люди в любом уголке мира стремятся к новым знаниям»: интервью с основателем образовательной платформы Todoo.ru

С какими еще сложностями вы столкнулись при разработке проекта? И как получилось их преодолеть?

Проект только на стадии запуска, мы пока лишь протестировали MVP, так что большинство сложностей еще впереди. Но с некоторыми непростыми задачами приходится сталкиваться уже сейчас. Во-первых, команда. Хочется пригласить людей-профессионалов с большим опытом, однако большинство из них уже заняты на других крупных проектах с хорошими зарплатами. Будучи стартапом, сложно «хантить» людей из Google или Facebook. 

Вторая сложность связана с тестированием продукта — было непросто определить, какие фичи будут на платформе, что войдет в MVP. Даже зная своего потребителя, невозможно на 100% угадать его поведение. Это всегда риск. 

И третий момент — список продуктов. Мы столкнулись с большим разрывом между запросами работодателей и специалистов. Первые не всегда могут правильно сформулировать, что именно они хотят, а вторые не готовы изучать профессии, которые на самом деле необходимы компаниям. Грубо говоря, все хотят стать SMMщиками (влияние Instagram-курсов), но никто не собирается брать их на работу.

Могу сказать, что любые сложности — это естественная среда для предпринимателя. Бизнес для того и создается, чтобы браться за те задачи, которые большинство не готово решать самостоятельно. Так что все, с чем мы сталкиваемся на пути реализации проекта — полезно и интересно. 

Как организован процесс обучения на Todoo.ru? Можно ли совмещать его с основной работой, например? 

Да, наши клиенты — это те люди, которые работают продавцами, менеджерами в офисе или мастерами в салоне красоты. У них скорее всего есть семья и хобби, поэтому им неинтересно слушать долгие часовые лекции. Обучение построено в формате microlearning — это теоретические уроки по 10-15 минут. 

Все остальные знания студенты получают практическим путем: оттачивают навыки на онлайн-тренажерах и проходят тестирования (их проверяет искусственный интеллект), позволяющие понять, как усвоен материал. Далее учеников ждет реальная практика, на которой можно зарабатывать деньги. Наша главная задача, чтобы выпускники не уходили от нас новичками, которые лишь прослушали теорию. Мы заинтересованы в обучении специалистов, которые точно знают, что нужно делать в той или иной профессии.