Осень 2019-го ознаменовалась важным культурным событием: благодаря инициативе Сбербанка до 6 ноября в Приморской картинной галерее во Владивостоке гостит шедевр «Мадонна делла Лоджиа» кисти мастера эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. Затем картина отправится в Санкт-Петербург, где ее можно будет увидеть в «Эрмитаже» с 17 ноября до 16 февраля. Пользуясь случаем, ELLE.ru встретился с директором галереи Уффици Айке Шмидтом в Москве и расспросил о целях поездки и музейных планах на будущее.

ELLE: В этот раз вы привезли в Россию работу Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа». Картина впервые покинула пределы Италии — часто ли музей устраивает такие «гастроли»? Какие картины путешествуют чаще всего?

АЙКЕ ШМИДТ: В Уффици всегда очень насыщенная программа выставок: работы, представленные в галерее, каждый год экспонируются в других музеях, многие — за пределами Италии. Но мы редко отправляем в зарубежные музеи картины великих мастеров, таких как Сандро Боттичелли. В Уффици представлено 20 работ художника, большинство из которых никогда не покидало Италию, и, более того, они не выносились из музея, потому что их нельзя транспортировать. Есть работы, которые вывозить можно, но не чаще, чем раз в пять лет. Мы тщательно соблюдаем правила консервации и сохранения произведений живописи.

В этот раз картина Боттичелли впервые покинула Италию и приехала в Россию. Сначала работа мастера будет представлена во Владивостоке, затем отправится в Эрмитаж. Да, это редкое и значимое событие, но в то же время это часть нашей повседневной работы, так что мы с уверенностью можем сказать, что обеспечили полную безопасность картины на время ее «путешествия».

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 1)
Директор галереи Айке Шмидт

Что стало главной целью такого долгого путешествия Боттичелли в Россию? Какова его миссия?

Символично, что картина сначала отправилась во Владивосток в рамках культурной программы Восточного экономического форума. В этом году Италия впервые принимала в нем участие. Так что у жителей Дальневосточного региона появилась возможность познакомиться с итальянским шедевром эпохи Ренессанса, и, благодаря генеральному партнеру проекта, Сбербанку, доступ к картине получили незрячие и слабовидящие люди — специально для выставки создана тактильная копия картины и составлен специальный аудиогид. В этот раз «Мадонна делла Лоджиа» будет экспонироваться с точки зрения русской иконописи, где Богородица тоже изображается с младенцем на руках.

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 3.1)
Сандро Боттичелли. «Мадонна делла Лоджиа». Фото: Le Gallerie degli Uffizi
С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 3.2)
Сандро Боттичелли. «Мадонна делла Лоджиа». Фото: Le Gallerie degli Uffizi

Вы — первый иностранец, возглавивший национальный музей в Италии. Что стало для вас самым неожиданным в работе на посту директора Уффици? Чем она отличается от вашего предыдущего опыта?

Самой неожиданной частью работы во Флоренции стала положительная черта моих итальянских коллег — невероятная гибкость, которую они проявляли всякий раз, когда перед нами вставала нетипичная задача. Например, когда картины не приезжали вовремя или выставка задерживалась, в США или Германии, где я работал раньше, сразу переносили мероприятие на следующий день. Но в Италии люди были готовы оставаться в музее до тех пор, пока все не решится, всегда доводили работу до конца.

Однажды мы всей командой, вне зависимости от должности, чинили разбитое окно, потому что внезапно начался дождь. Эта любовь к своему делу, мотивация и гибкость в решении проблем — то, что я нигде раньше не встречал. Вот чему всем остальным стоит поучиться у итальянцев.

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 5)
Галерея Уффици

Под вашим руководством был запущен обновленный музейный сайт, появились страницы в социальных сетях и в целом улучшилась инфраструктура галереи. Помогло ли это стать ближе к молодежи? И нужно ли привлекать молодежь в музеи или каждый должен сам найти дорогу к искусству?

Я думаю, каждый должен сам прийти к этому. Каждое поколение выбирает то, что ему нравится в наследии прошлых веков, и это абсолютно нормально. Наша задача — сделать искусство доступным для молодежи, ведь именно для них мы его сохраняем, именно им решать, что делать с искусством дальше. Каждое поколение должно изучать искусство и пытаться приблизиться к нему, понять его первозданный смысл и передать его своим детям.

В Палаццо Питти, например, есть Музей моды и костюмов, который очень популярен среди молодежи. Там проходят выставки, полностью представленные онлайн. То есть физически они представлены в музее, но печатных каталогов у них нет — мы перевели все в электронный формат. Еще мы налаживаем связь с молодыми людьми через социальные сети, и иногда тысячи лайков набирают совершенно неожиданные посты. Социальные сети — это ведь еще и про эмоциональную связь. Во время пожара в парижском Нотр-Дам, например, мы опубликовали в Instagram работу XIX века из нашей коллекции, на которой изображен собор, — пост сразу же нашел отклик, потому что людей со всего мира тронула эта трагедия. Мы часто публикуем фото произведений из коллекции галереи: например, очень популярным стал пост с ювелирным украшением, которое представляет собой колыбель с барочной жемчужиной в виде младенца. Эта редкая драгоценная вещица когда-то принадлежала Анне Марии Луизе Медичи, и мы рады, что смогли показать ее молодежи с помощью Instagram.

Вы упомянули Палаццо Питти и модные выставки, которые там проходят. Одна из последних — выставка «Краткая история о мужской моде» (A Short Novel on Men’s Fashion). А вы считаете моду искусством?

Есть модные дизайнеры, которые уверены, что их работа носит сугубо прикладной характер, большинство же считает свои творения произведениями искусства, поэтому на этот вопрос сложно ответить однозначно. Я думаю, есть талантливые модельеры, которые создают одежду такой невероятной формы, цвета и фактуры, что будет справедливым назвать ее произведением искусства.

Еще в XIX веке искусством было принято считать только академические дисциплины — живопись и скульптуру. Поэтому необходимо понимать, что наше восприятие отличается от классического определения, которое корнями восходит к Джорджо Вазари — итальянскому живописцу XVI века и основоположнику современного искусствознания. Во времена Ренессанса же, например, ювелирное дело и текстильное творчество тоже начали относить к искусству, наравне с академической скульптурой. Сейчас у нас есть contemporary art, которое, как мне кажется, своим смешением стилей и отсутствием правил объединяет все ранее существовавшие виды искусства. И моду в том числе.

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 9.1)
Instagram: @uffizigalleries
С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 10.2)
Instagram: @uffizigalleries

Среди ваших проектов было много интересного: недавно во время музыкального фестиваля вы пригласили в Уффици рокеров, а сейчас в галерее проходят показы российских фильмов в рамках международного кинопроекта. Вы не боитесь, что кино, музыка, мода и современное искусство могут разрушить дух античности Уффици, одного из старейших музеев Европы?

Если бы мы смешивали все эти составляющие, то ничего хорошего не получилось бы. Мы четко разделяем разные виды искусства: классические произведения хранятся в отдельных залах, а современные объекты — в других. Даже если мы выставляем современные работы в одном зале с классическими, мы крайне аккуратны и следим за тем, чтобы не получилась путаница. Это не всегда просто, но возможно. В основном же мы стараемся просто проводить границу между классикой и современными инсталляциями. К любому искусству нужно относиться бережно.

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 11)
Выставка скульптур Тони Крэгга в садах Боболи

Какое ваше любимое произведение из коллекции галереи Уффици?

Это то же самое, что спрашивать родителей, кого из детей они любят больше. У нас так много невероятных работ, что я не перестаю их изучать и не перестаю восхищаться. Не хватит и всей жизни, чтобы рассмотреть все детали фресок на потолке коридоров Уффици, невозможно перестать восхищаться «Мадонной делла Седжола» Рафаэля в Палаццо Питти или «Тондо Дони» кисти Микеланджело в Уффици. Что уж говорить о других шедеврах — коллекция галерей Уффици правда впечатляет. А скоро у посетителей появится еще один повод сходить в музей: впервые за долгое время откроется Коридор Вазари, где представлена впечатляющая коллекция бюстов и портретов представителей рода Медичи.

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 13.1)
Мадонна делла Седжола, 1514 г., Рафаэль
С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 13.2)
«Тондо Дони», 1506-1508 гг., Микеланджело

Что скажете про любимые музеи по всему миру?

Есть музеи, которые я люблю за дух античности, а есть современные музеи, в которых мне нравится новаторство. Я очень люблю Городской археологический музей в Болонье, где собрана замечательная коллекция древних экспонатов. Чувствуешь, как будто отправился в путешествие в прошлое. Всегда с удовольствием возвращаюсь в Пушкинский музей в Москве. А Эрмитаж напоминает мне Уффици — каждый раз открываю для себя что-то новое.

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 15)
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Вы согласны с выражением: «Кто не был во Флоренции, тот не видел Италии вовсе»?

Абсолютно. Но то же самое могу сказать и про другие прекрасные города в разных регионах Италии. Обязательно нужно посетить Венецию, нельзя оставить без внимания очень красивый город Сиена в Тоскане, Урбино на востоке Италии, а многочисленные маленькие города, так называемые «борги» в Умбрии, наверняка запомнятся вам надолго. Вся Италия полна чудесных открытий!

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 17)
Урбино, Италия

Правда ли, что в Уффици готовится постоянная экспозиция, посвященная русской иконописи?

Да, в Палаццо Питти откроется удивительная экспозиция с огромной коллекцией русских икон. Историческая коллекция, включающая 78 святых образов, сформировалась в течение XVIII и XIX веков благодаря стараниям членов семьи Медичи, которые восхищались работами русских иконописцев. Все вместе иконы формируют старейшее в мире собрание такого рода и свидетельствуют о тесных культурных связях Италии и России.

С 14:00 до 17:00: разговор с директором галереи Уффици Айке Шмидтом (фото 19)
Макет зала для постоянной экспозиции коллекции русских икон