Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

С 14:00 до 17:00: разговор с директором «Винзавода» Софьей Троценко

Софья Троценко — о фестивале феминистского искусства «-КА», проблемах арт-рынка и о том, можно ли научить художника быть художником

ELLE: Что для вас является самым сложным и самым приятным на посту основателя «Винзавода»?

СОФЬЯ ТРОЦЕНКО: Общение с самыми разными людьми и постоянное нахождение в процессе интеллектуального диалога с ними и зарождения разных идей и проектов. Мне понадобилось время, чтобы привыкнуть быть в таком потоке многозадачности разного уровня. Но именно это общение дает мне сегодня максимум энергии.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 1)

Софья Троценко

В последнее время «Винзавод» все чаще заявляет о себе при помощи образовательных инициатив. Создается впечатление, что и вы, как его основатель и директор, с головой ушли в эту деятельность.

На сегодняшний день образование — основное направление, которым я считаю необходимым для себя заниматься. Я ежегодно с нуля запускаю по несколько проектов в сфере культуры и искусства и каждый раз сталкиваюсь с огромным дефицитом профессионалов. Не потому, что молодежь стала какой-то не такой, нет, конечно. Проблема в том, что увеличивается разрыв между тем, к чему и как готовят вузы, и тем, что в реальности требуется в нашей сфере. В итоге багаж знаний и умений, с которым приходят молодые профессионалы, не соответствует тому, что мы на самом деле от них ждем. Наблюдая из года в год эту картину, я решила начать вкладывать свои силы и опыт в художественное образование в надежде постепенно изменить ситуацию. Сейчас делаю это как директор Школы дизайна РАНХИГС. Но и на базе «Винзавода» мы все больше ориентированы на развитие образовательных направлений. К примеру, специально для этого запустили проект «Винзавод.Open». На месяц все выставочные пространства отдаются под экспозиции студентов разных московских школ в сфере искусства. Получается отличная площадка диалога и обмена опытом. Кроме того, в 2018 году «Винзавод» открыл Лабораторию журналистики и Лабораторию художественной критики.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 3)

Есть ли какой-то условный портрет человека, который решил связать свою жизнь с художественным творчеством?

Есть определенный код в стиле абитуриентов. По прическе, одежде, манере держаться я легко выявляю человека, который как-то себя связывает с творческим сообществом. Они не боятся экспериментировать с внешностью, любят создавать свой стиль. За последние годы студенты изменились. Они стали более осознанно подходить к выбору профессии. Если раньше это было все же больше решение родителей, то сегодня это в основном выбор самих ребят. Как следствие, они сильнее мотивированы и приходят с уже достаточно широким кругозором в художественной области.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 5)

Однако встает вопрос необходимости художественного образования. Можно ли научить художника быть художником? Воспитуемо ли чувство прекрасного?

Я считаю, что да, можно научить быть художником. Несомненно, талант — это важное качество и большое везение, если он у тебя есть на старте. Но чувство прекрасного вполне воспитуемо. Если ты работоспособный, знаешь, чего хочешь добиться, и есть среда, позволяющая тебе обучаться и развиваться, — у тебя есть все шансы на успех. Невероятно талантливый начинающий художник с очень нестандартным взглядом на жизнь и умением его выразить может оказаться на обочине арт-рынка, если будет полагаться лишь на свой талант, никак не развиваясь и не вкалывая. Романтическое представление о творчестве как о непрерывном потоке вдохновения — ловушка. Это еще и ежедневный труд.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 7)

Как вы считаете, кто сегодня больше нуждается в поддержке — художники, кураторы или арт-критики?

Самое слабое звено — неразвитый арт-рынок и отсутствие системы поддержки негосударственных инициатив. Ведь большинство программ по поддержке искусства ориентировано на государственные институции. А все самое новое и актуальное зарождается за их пределами. Никогда государственный музей не сделает первую выставку начинающему художнику. Да это и не их задача.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 9)

И здесь в игру вступают арт-менеджеры — в последние годы эта специальность становится все более популярной.

Потому что сегодня в постиндустриальном обществе, когда очень важны креативные процессы, арт-менеджер — тот человек, который эти процессы может превратить из идей в проекты и довести их до реализации, до зрителя.

Кстати о зрителе — стоит ли ему сегодня каким-то образом готовиться ко встрече с современным искусством?

Да, это делать действительно нужно. Если вы собираетесь на выставку, не лишним будет заранее почитать рецензии, изучить, в каком ключе работают представленные на ней художники. Кроме того, на самой выставке стоит внимательно прочитать сопроводительный текст куратора. Это задаст вам определенные координаты восприятия. Но заранее сформировать какой-то бэкграунд считаю важным. Если говорить о курсах, книгах и других просветительских продуктах, которые помогут сделать встречу с искусством более интересной, то стоит назвать, конечно, курсы и лекции Арзамаса, Сигмы. Кроме того, в издательствах AdMarginem, Strelka press, VAC регулярно выходит нон-фикшн, посвященный современному искусству, дизайну и архитектуре.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 12)

В одном интервью вы утверждаете, что российское современное искусство должно развиваться по своему особому пути — какому именно?

У российского современного искусства за спиной 70 лет Советского Союза, когда существовал только госзаказ и свободных художников официально просто не было. Вся система была выстроена исключительно под указание сверху. И только в 60-е годы, когда страна чуть-чуть стала открываться, начало оживать независимое искусство. Но вообще, у нас всегда было это разделение на официальное и неофициальное искусство, причем на официальное приходилось девяносто процентов. И только десять процентов относились к зоне неофициального. И здесь-то и случилось все самое ценное и интересное. Такое разделение до сих пор очень влияет на формирование арт-рынка, которое идет крайне медленно. Потому что у нас десятилетиями насаждалось представление, что все, что коммерческое в культуре, имеет сомнительную художественную ценность.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 14)

Значимым лейтмотивом неофициального искусства 60-х была критика существующего строя. Складывается ощущение, что современные российские художники унаследовали эту тенденцию.

Конечно, современное искусство в основном существует в поле социальной проблематики. И это не всегда политика в чистом виде. Художники скорее рефлексируют и говорят о тех проблемах, которые их окружают в повседневной жизни. Это и личные чувства, и проблемы взросления, и взаимоотношения со сверстниками или семьей, и тема профессиональной самоидентификации, и много чего еще. И в этом смысле творчество молодых художников — хороший срез тех проблем, которые не всегда может выразить общество. А художники, как максимально тонкие медиумы, умеют об этом через искусство рассказать.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 16)

26-28 июля на «Винзаводе» пройдет арт-фестиваль феминистского искусства «-КА». Какие задачи вы перед собой ставите?

Я, честно говоря, не являюсь приверженицей феминистского движения. При этом в искусстве оно, несомненно, играет важную роль, и много ярких женщин-художниц появилось именно из феминистических форматов. Но мы на «Винзаводе» поддерживаем этот проект, потому что он — самоорганизованная инициатива художниц Открытых студий. А именно в самоорганизации заключается основная концепция проекта «Открытые студии «Винзавода». Художницы придумали целостный, интересный проект, с понятной и важной концепцией. Основной фокус фестиваля будет направлен на переосмысление роли женщины в современном искусстве и на проблему обесценивания и стереотипизации образа феминистки. Понятно, что в основном в обществе возникают негативные коннотации, и с ними нужно работать, в том числе языком искусства.

Разговор с директором музея: Софья Троценко (фото 18)

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз