ELLE «Проект „Анна Николаевна“» — один из самых рейтинговых шоу в вашей биографии. Как вам кажется, в чем его ошеломительный успех? 

ЗОЯ БЕРБЕР Не соглашусь, что «Анна Николаевна» — самый рейтинговый в моей карьере. Все-таки у меня есть сериал, который со мной уже 11 лет, — «Реальные пацаны», и он тоже очень популярный. «Фарца», «Чума», который был недавно, — все они рейтинговые. Но, да, «Анна Николаевна» — один из любимейших, и участие в нем — как сбывшаяся мечта сыграть супергероя.

Как вы попали в этот проект?

Через кастинг. Сначала были одиночные пробы. Тогда мне показалось, что я не подошла, хотя и была молодец. Потом начались ансамблевые, сразу с Антоном Филипенко. Я тогда подумала, что мы просто по росту подходим, а так меня не возьмут. Но собственная интуиция подвела. Вообще, у меня есть такая дурацкая черта: когда очень хочу попасть в проект, то начинаю обдумывать сразу худшие варианты развития событий.

Фото №1 - От детективов до гонораров. Вся правда о российских сериалах от инсайдера. Интервью с актрисой Зоей Бербер

Пришлось ли чему-то особенному научиться для съемок в этом сериале? Стрелять? Драться? Какой момент подготовки запомнился вам больше всего? 

Пришлось научиться драться. По жизни я это и так умела, а тут — настоящий сценический бой. У него есть определенная постановка, свои условия и даже хореография. К тому же в сериале я двигаюсь не как человек, а как андроид, поэтому и драться надо иначе. Стрелять я умела и до этого. Единственный момент: во время выстрела я всегда рефлекторно закрывала глаза. Пришлось научиться этого не делать. Правда, иногда во время выстрела мелкие частички попадали в шею или на лицо — это пугало. 

Как обычно проходит ваш первый день на съемочной площадке? Вы осторожно и постепенно входите в процесс? Или пытаетесь тут же со всеми познакомиться?

Стараюсь со всеми познакомиться. Если я уже знаю некоторых коллег по площадке, режиссера, продюсеров, то первая задача — узнать всех тех, кто будет нам помогать работать. На третий-четвертый день я уже могу всех обнимать. Через объятия, улыбку и хорошее настроение я пытаюсь создать правильную атмосферу на площадке. Это необходимо. Все должны кайфовать! Иначе проект будет просто работой, а хочется, чтобы это был творческий процесс. 

Вам удается близко узнать партнеров по площадке? Например, на обеде люди рассказывают какие-то личные истории? Как вообще в вашей сфере заводят друзей? 

На первом сезоне «Анны Николаевны» мы с Антоном столкнулись с тем, что он меня испугался. Испугался того, что я очень открытый человек, а он — достаточно закрытый. Вообще большинство артистов такие: они сначала очень закрыты, но постепенно тебе открываются. Поэтому чаще всего я со всеми коллегами дружу. Но я настолько открыта, что многих своей искренностью даже пугаю. А потом становлюсь поспокойнее. И, да, я расспрашиваю всех за обедом, кто они, чем живут и как проводят вечера, сколько у них детей… Наверное, иногда я кажусь кому-то бестактной.

Фото №2 - От детективов до гонораров. Вся правда о российских сериалах от инсайдера. Интервью с актрисой Зоей Бербер

Вы смотрите сериал в день его премьеры? Или это происходит до того? Есть ли какая-то традиция? Купить попкорн и с коллегами посмотреть первую серию.

Нет, сериал заранее я никогда не смотрю. Лишь немного, если получается, на озвучке. Прошу иногда звукорежиссера показать какие-то отдельные моменты, за которые особенно сильно переживаю перед премьерой. Но в основном смотрю все в день премьеры! Желательно с коллегами и людьми, которые участвовали в процессе — ведь так многое нужно обсудить! Ну и все соцсети закидать анонсом, что выходит сериал! 

«Анна Николаевна» — полицейский сериал. Какие темы в сериалах «вечные» и всегда пользуются успехом? (Скажем, полиция и больница.) А какие, как вам кажется, «трендовые» прямо сейчас?

В России любят сюжеты про полицейских и про бандитов. А еще — про любовь и про войну. Мне кажется, это связано с нашим желанием разгадывать. Наша страна обожает детективы. И любое участие в чей-то жизни. Обязательно, чтобы в истории были конфликты, чтобы вместе с героями эти конфликты разбирать. 

Слава Богу, в российском кинематографе сценаристы стали затрагивать множество разных тем. У нас и стендап появился, театр как-то захвачен, балет, пожарные, МЧС. Ну и плюс всегда в тренде была история отношений («отношенческая история») между людьми, как и у кого жизнь складывается.  

Вы закрепили за собой статус одной из ключевых сериальных комедийных актрис в России. Началось все с «Реальных пацанов». Как получилось, что вы выбрали для себя именно это направление?

Я ничего не выбирала. Удача повернулась ко мне лицом. Интересно, что поначалу я отказалась от участия в «Реальных пацанах». Но мне тут же объяснили, что за таким предложением обычно едут в Москву, а тут ко мне в Пермь приехали — надо рискнуть. И я рискнула! И мне это понравилось. Мы снимаем комедию, и я как искренний зритель смотрела на сцену и хохотала. Потом мне стало интересно: как же они так играют правильно шутки и сами не смеются? Но при этом хохочут, когда говорят «стоп», и знают, что сделали удачный дубль. Я начала в этом разбираться и увлеклась. Мне очень нравится жанр комедии. Он очень сложный, в нем очень легко не попасть в десяточку, легко шутку испортить лишней паузой или, наоборот, эту паузу не сделать. Я — фанат комедии и радуюсь, что меня назвали комедийной актрисой.

Фото №3 - От детективов до гонораров. Вся правда о российских сериалах от инсайдера. Интервью с актрисой Зоей Бербер

Кто из ваших героинь больше всего на вас похож? А кто — ваша полная противоположность? И в этом отношении — кого играть сложнее? 

Больше всего на меня похожа Анна Николаевна. Она своего рода солдат, и я стремилась к тому, чтобы моя самодисциплина была отточена до такого состояния. У солдатов есть график и нет слова «не могу». А вот Марта из «Чумы» — моя полная противоположность. Капризная девчонка, дочка богатого барона. Всех играть сложно. Срабатывает «эффект камеры»: загорается красный огонек на камере, и тебе сразу почему-то становится сложно играть, потому что стараешься всеми силами сделать хорошо. Целый день ты можешь ходить в напряжении, а потом расслабляешься — и вот уже после этого все получается. 

В чем разница участия в проектах, которые показывают по телевизору и на стриминговых сервисах? Аудитория? Отклик зрителей? Производственный процесс? А может быть, гонорары? 

Выскажу личное мнение, но, скорее всего, я ошибаюсь. Аудитория телевидения, естественно, больше, на платформы еще не так много людей подключилось. Разницу в аудитории я не чувствую, не анализировала этот момент, но если подумать, наверное, отличие будет в возрасте. На платформах зритель моложе. Зато отклик зрителей больше идет от ТВ. Производственный процесс везде одинаковый: тебе хочется сделать хороший продукт, за который не будет стыдно. Жизнь киношника вообще непростая история. Например, у нас есть операторский цех. Ребята по свету приезжают рано-рано утром и уезжают самыми последними, потому что им нужно собрать всю технику. Они спят по пять часов. И этот процесс будет везде одинаковый. В гонорарах тоже разницы нет.

Вы гонитесь за популярностью в социальных сетях? Насколько сегодня это важно для актера? На кастинге могут спросить Инстаграм? Это может повлиять на финальный выбор продюсеров/режиссера?

За меня эту работу сделал федеральный канал в лице проекта «Реальные пацаны». Именно он подарил мне популярность, медийность. А не соцсети. За популярностью в социальных сетях я не гонюсь, но мне нравятся эти площадки, мне нравится, что это как твоя визитная карточка. Все меньше и меньше людей готовы принимать правду. Да и, с другой стороны, каждый артист должен оставаться загадкой, и меня это устраивает. На кастинге могут, наверное, спросить Инстаграм, и это даже может повлиять на финальный выбор продюсеров или режиссера… Но мы, артисты, никогда об этом не узнаем, все это происходит через агентов. 

Фото №4 - От детективов до гонораров. Вся правда о российских сериалах от инсайдера. Интервью с актрисой Зоей Бербер

У вас есть подписка на онлайн-кинотеатры/стриминги? Вы тратите деньги на кино-сериальный контент?

Безусловно! Все свое свободное время я трачу на поиски нового и интересного. Я хочу быть не только человеком в кадре, но и человеком за кадром, человеком создающим. Человеком, который креативит, вдохновляет, ведет, создает. Поэтому мне как минимум нужно весь материал знать и смотреть. У меня очень много подписок. Наверное, платформ 6. Плюс — зарубежные. 

Сколько по времени сегодня в среднем занимает производство сериала? Месяц? Больше? Какие у вас смены? 

Производство сериала минимум запускается на полтора месяца и до бесконечности. Многое зависит от количества серий, персонажей, локаций. Чем больше времени, тем качественнее во многих аспектах будет продукт. Но мы не всегда располагаем огромным количеством денег, поэтому пытаемся из малого сделать лучшее. Смены обычно по 12 часов. Бывает, что у тебя первая сцена в самом начале (в 8-9 утра) и потом в самом конце — в 8-9 вечера. И ты должен весь день быть в гриме, в ожидании. 

Топ-3 российских сериала, которые считаются культовыми/образцовыми именно в актерской/режиссерской среде. Что обсуждают инсайдеры, как вы?

Я считаю, что очень правильно и хорошо сделан сериал «Фарца». Надеюсь, будет продолжение. У нас есть прекрасный проект «Эпидемия», который должен вторым сезоном всех просто порвать. Давайте я все-таки назову «Реальных пацанов» — ну как не назвать его «культовым», если он идет уже одиннадцатый год и заказы на новый сезон продолжаются. Значит, правильная история, правильно построен и т.д.

Фото №5 - От детективов до гонораров. Вся правда о российских сериалах от инсайдера. Интервью с актрисой Зоей Бербер