ELLE Ольга, четыре года назад ваш департамент запустил амбициозную акцию «Миллион деревьев». Вы приближаетесь к желаемой цифре ­посадок?

ОЛЬГА СОСНИЦКАЯ Это действительно самая крупная акция по озеленению Москвы, и, кстати говоря, миллион мы увидели уже давно — на сегодняшний момент высажено уже 90 с лишним тысяч деревьев и почти 2 миллиона кустарников. Акция уникальна тем, что адрес посадки и вид растений выбирают непосредственно москвичи. Если вы с соседями чувствуете, что в вашем дворе не хватает зелени, решайте, какие деревья вам нужны, и отправляйте заявку — вас включат в программу, и вы сможете совместно с сотрудниками департамента участвовать в посадках. С недавнего времени к акции подключились и социальные объекты — мы высаживаем деревья на территории больниц, детских домов, что лично я считаю очень важным.

Ольга Сосницкая: "Мы начали работу по экологическому просвещению москвичей с образования маленьких детей" (фото 1)
Фото
aleksey dunaev
Стиль
ekaterina cassina

Год назад я сажала сирень на Патриарших — к сожалению, она погибла. И деревья на Садовом кольце тоже не прижились. Чья в этом вина?

Я бы не волновалась насчет этого — у нас существует статистика отпада растений при посадках, и пока она остается в допустимой норме. Даже если вы сажаете у себя на даче растение, в котором стопроцентно уверены, оно может не прижиться. Дерево — живой организм, и мы не можем гарантировать идеальные климатические условия для его выживания. Безусловно, подрядные организации, исполняющие наши поручения, несут обязательства и компенсируют растения, которые не прижились, не за счет государственного бюджета, а за свой собственный. В целом, озеленение Тверской и всего центра — знаковое событие для города.

Если говорить не о точечных посадках, а о полноценных зеленых зонах — планируете ли вы открывать новые парки на территории города?

Да, законодательством предусмотрено создание новых парковых зон. Но я хочу отметить, что с учетом плотности населения и задач, которые стоят у города, Москва входит в число лидеров по присутствию зеленых насаждений. Сегодня у нас насчитывается 120 особо охраняемых природных территорий, а это почти половина города. На одного жителя приходится около 40 квадратных метров зеленой территории. К тому же все площади, освободившиеся в последнее время, которые правительство могло бы перевести в коммерческую или строительную недвижимость, были преобразованы в новые общественные пространства. В первую очередь это парк «Зарядье», который уже успел стать символом города, это Парк Горького, который в 2011 году из территории с набором аттракционов и не очень удовлетворительных «общепитов» превратился в точку притяжения москвичей. Такое же преобразование коснулось и территории ВДНХ, которая многие годы была просто торговым пространством, — сегодня там огромное количество зеленых территорий, образовательных и культурных центров на разный вкус.

Удается ли вам отвоевывать место у девелоперских компаний под посадку новых деревьев?

У них просто нет выбора. Обязательное условие для новых застроек — наличие в них зеленых зон. Вы прекрасно видите, что при преобразовании бывших промышленных точек ЗИЛ и «Москвич» в жилые комплексы к ним в обязательном порядке присоединяются парки и зоны отдыха.

На одного жителя Москвы приходится 40 кв. м зеленой территории

Во многих мегаполисах мира распространены сады на крыше — планируется ли нечто подобное в Москве?

Я задам вам встречный вопрос — знаете ли вы мировые мегаполисы с такими же климатическими условиями, как у нас, которые поддерживали бы зеленые крыши? Конечно, мы обдумывали этот проект и обсуждали его с зарубежными коллегами. В большинстве европейских стран зеленые крыши поддерживаются законодательством. Если вы в своем доме создаете зеленую крышу, то государство обеспечивает вам снижение тех или иных налоговых ставок. В Москве основная сложность даже не в создании законодательной базы, а в климате. У нас совершенно другие требования к крышным конструкциям. У нас более трех месяцев в году идет снег, град и дождь, поэтому крыши должны быть скатными, чтобы не образовывалась наледь. Безусловно, частные компании, имеющие большие балконы и мансардные выходы, пытаются организовать там зеленые зоны. Но по большей части эта инициатива может быть реализована только в весенне-летний период. Если только мы не поменяем климат. (­Смеется.)

Непоправимый вред окружающей среде наносят выхлопные газы. Некоторые мировые столицы объявили о запрете использования в черте городов дизельных двигателей, который может вступить в силу в течение нескольких лет. Можем ли мы рассчитывать на нечто подобное?

Хочу заметить, что Москва одной из первых запретила въезд грузового транспорта в центр — внутрь Садового кольца грузовики не попадают. В соответствии с новыми экологическими стандартами автомобили с моторами ниже стандарта «Евро-3» не заезжают внутрь Третьего транспортного кольца. Что касается запрета дизельных двигателей, то это решение, конечно, должно приниматься на законодательном уровне. Правда, одним запретом таких двигателей невозможно решить проблему экологии — содержание выхлопных газов зависит еще и от режима движения транспорта, от рельефа автодорог, их технического состояния и количества. К тому же, пока электромобили не станут доступными для среднего класса населения, сложно обязывать граждан их использовать.

Сможем ли мы в ближайшее время добиться закона об обязательной сор­тировке и переработке мусора?

Мы стремимся к этому. Шаг на пути к законопроекту — экологическое просвещение граждан. В этом плане нам далеко до международного опыта — я лично наблюдаю, что на Западе забота об экологии проникла в жизнь каждой семьи и стала нормой. Мы начали свою работу с образования маленьких детей, потому что дошкольники — самая благодатная аудитория: если вы увлечете их проектом, они не только будут сами соблюдать все экологические правила, но и научат всех домашних. В рамках акции «Не выбрасывай воздух» мы в игровой форме учили детей сортировать мусор и объясняли, почему его необходимо отвозить в точки приема. Акция стала очень популярной, и мы планируем ее повторить.