Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

По каким вещам из 1990-х скучают молодые дизайнеры из России, Украины и Грузии?

Бархатные резинки, дефицитные «адидасы» и кассетники, мальчик бананан и краденые дубленки: как дизайнеры, выросшие на постсоветском пространстве, вспоминают о моде времен нашего детства

Руслан Багинский

Ruslan Baginskiy

Знаковый аксессуар 1990-х — огромные бархатные резинки и дутые болоньевые спорткостюмы adidas, у моей мамы был такой. А вот короткие куртки с огромными широкими плечами меня жутко раздражали.

Помню, как увидел по телевизору показ Джона Гальяно для Dior. Коллекция, посвященная Египту: фараоны, сфинксы, золото. Это меня впечатлило на всю жизнь! Когда в прошлом году я попал в Париже в Музей декоративного искусства на выставку Dior, не мог оторвать глаз от золотых голов с того памятного шоу.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 1)

Фуражки, благодаря которым бренд стал известным, — родом из детства. В похожей ходила моя мама, и я ее просто обожал. Видно, это все осталось где-то в подсознании и лет через двадцать стало идеей для головного убора.

Сейчас я бы делал ставку на монобренды. Рынок настолько перенасыщен, что взгляд покупателя замыливается. Гораздо проще, если понятно, у кого купить перчатки, у кого — классные штаны, и знать, что, скажем, Руслан делает шляпы.

В 1990-е социальных сетей не было. Чтобы чего-то достичь в моде, необходимо было постоянно оставаться на виду, попасть в правильную тусовку. А сейчас, как сделали мы, достаточно написать напрямую Кэти Гранд или любой другой большой шишке в индустрии, а она возьмет и вдруг ответит.

лиля литковская

Litkovskaya

В 1990-е в стране была полная разруха, но в таких условиях и появлялись совершенно гениальные вещи и уникумы, как мальчик Бананан. А все остальное, что здесь происходило, отлично описал Виктор Пелевин.

Интересно получилось — сразу несколько мужчин в моей семье были портными. Дедушка в том числе. Он делал примерки кисейных платьев. У меня же в детстве не было ни малейшего представления ни об одежде, ни о моде. Но все-таки, когда растешь с советским бэкграундом, можешь из любой люстры сделать шедевр. Помню, начала выворачивать джинсы, когда была подростком, и всерьез думала, что это мое модное изобретение. А оказалось, Крис Кросс уже давно снимался в таких в своих клипах. Я мечтала вернуть их в моду! И вернула: с таких джинсов и началась наша линейка LL.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 4)

Я считаю, что дизайнеру одежды необходимо специальное образование. Чтобы глубоко выражать свои мысли, нужно хорошо знать предмет. А где этому еще научиться, если не в серьезном институте?

С появлением соцсетей стало одновременно и проще, и сложнее. Теперь каждый может о себе заявить — в этом смысле жизнь стала в разы легче. Но сложнее найти современных Кристобаля Баленсиагу и Ива Сен-Лорана. Гении не пользуются соцсетями, а живут в своей реальности и кропотливо думают, как выразить свою мысль. Слышно только тех, кто проворнее.

Вместе с тем надо идти в ногу со временем, без онлайн-платформ сейчас никуда. Как и ко всему в бренде Litkovskaya, к нашему инстаграму мы относимся ответственно — над ним работает большая команда, которая тесно связана с остальными отделами и тонко чувствует эстетику и ценности бренда.

Новая осенне-зимняя коллекция 2018/19 — рассказ о женщине и о художнике, о силе характера, глубине взглядов и чувстве стиля. Она называется «Фрида».

анна осмехина

Tattoosweaters

В детстве я жила в своем воображаемом мире и реальность слабо меня интересовала. Неизгладимое впечатление производили железный мост через реку в моем родном Оренбурге и разные детские площадки. Как-то я проглотила гайку, чтобы проверить, умру я из-за этого или нет, а главное — если это произойдет, то все-таки как. Я была уверена, что существует какая-то схема отмены смерти.

Меня восхищала бабушка своей гигантской прической, мама — невероятной способностью доставать неожиданные вещи, папина сестра — стилем диско; чулки, странные на ощупь, и полупрозрачные оренбургские пуховые платки.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 7)

Мода 1990-х мне дико нравилась! Что бы я точно вернула, так это серые меланжевые колготки, юбку-резинку и спортивные костюмы из жатой плащовки диких цветов.

По образованию я магистр по специальности «финансы», а не дизайнер. Зато пробую все на свете. По моему мнению, во многих случаях специальное образование только мешает.

Я благодарна инстаграму за то, что мы перестали бояться заявлять о себе во весь голос и на всю планету. Эта платформа сократила расстояние между нами и концепт-сторами, изданиями мечты, тату-мастерами со всего мира. И самое главное — нашими клиентами. В крутое время живем!

Осень — зима 2018 — моя самая взрослая коллекция. Мы запустили коллаборацию с немецким тату-мастером Ed Tattооer — очень вдохновляющий художник. Бежевое и красное, деним. Странные детали, которые сама ношу в реальной жизни: например, чалма или хлопковый халат. И, конечно, мой обожаемый оренбургский пуховый платок!

иракли русадзе

Situationist

Я все еще очень хорошо помню 1990-е. Только с перспективы сегодняшнего дня осознаю, насколько тяжело мы тогда жили. У нашей семьи и соседей зачастую не было электричества, газа или воды, но в детстве быстро учишься со всем мириться. Все созванивались друг с другом, уточняли, есть ли свет у соседей. Если был, собирались у одного телевизора посмотреть новости. Для меня то время ассоциируется с общением. Люди запросто приходили друг другу на помощь: каждый день собираться с друзьями или часами болтать с соседями во дворе было в порядке вещей. Это то единственное из Грузии 1990-х, по чему я скучаю.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 10)

Каждый день по дороге в школу я застывал у небольшого ателье «Голиаф» и наблюдал, как работают портные. Неудивительно, что меня все время ругали за опоздания.

Самая типичная для 1990-х вещь — дубленка, в то время иметь ее считалось престижным. Настоящее безумие, что их постоянно воровали: если выйдешь вечером в дубленке, сильно рискуешь вернуться без нее.

Я не советский ребенок, так как родился уже после развала СССР. Поэтому не думаю, что советский бэкграунд повлиял на меня как на дизайнера. А что отразилось, так это нехватка материалов и профессионалов в индустрии. Думаю, в этом и состоит уникальность дизайнеров восточноевропейского блока — информационный вакуум заставляет мыслить вне предложенных рамок.

Во многом благодаря Mercedes Benz Fashion Week Tbilisi интерес к грузинским дизайнерам в последние годы сильно вырос. На Неделю моды съезжаются байеры и пресса, продажи растут. Становится легче заявить о себе, но вот чтобы сохранить и приумножить этот успех, по-прежнему требуется постоянно работать.

Заканчивая школу, я должен был выбирать: поступать в университет или набираться опыта на практике, как я это делал, будучи учеником. Я выбрал последнее и ни разу об этом не пожалел.

Даша сельянова

Zddz

Из детства в 1990-х я помню гуманитарную помощь — сухое молоко в больших жестяных желтых банках. Очереди с талонами за продуктами. Помню, как папа первый раз вернулся из Америки с большими коробками, и в одной из них был наш первый телевизор. Это было что-то волшебное. Помню первую приставку Sega Mega Drive. Вернула бы MTV тех времен — мы тогда записывали клипы на видеокассеты. Хорошо, что на эту декаду выпало детство и начало юности.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 13)

С тем временем у меня ассоциируется первая волна рэперских тусовок в Питере, где я проводила свои нежные годы. «Трубы» Fubu, шапки Onyx. Очень смешной образ: трубы, из которых торчат не трусы Calvin Klein, а такие классные русские семейники. Нам казалось, это о-о-очень круто!

Сегодня каждый может быстро создать собственный бренд. Но на такой же скорости можно и выгореть. Так происходит в Лондоне. Бренды активно появляются, делают шоу на Fashion East, про них пишет Dazed & Confused. И через пару лет на их место приходит кто-то другой. Мало кому удается сейчас пройти проверку временем, все сиюминутно.

Инстаграм ZDDZ я веду так, что последний пост был примерно месяц назад. В апреле у меня родился сын, и все немного замедлилось. Однако я понимаю, что аккаунт — хороший канал для продаж. Прост в навигации и визуально сразу все понятно. Свой личный инстаграм я веду как бог на душу положит. Без всякой концепции, называется он @very_poor_quality. Отражение моего хаотичного сознания.

Новая коллекция Adult/Child была вдохновлена спасательными жилетами, которые можно найти под сиденьями в самолетах. А в социально-психологическом аспекте — темой взросления. Когда мы маленькие, мы стремимся повзрослеть, а когда взрослеем, мечтаем о детстве. Кстати, с сентября коллекцию можно будет купить в «Цветном», в магазине Dear Progress.

светлана бевза

Bevza

Мое первое воспоминание о моде — сигареты Vogue. Мне было лет пять, к маме в гости пришла подруга, на столик положила эту пачку. Я тогда уже учила английский и прочитала «вогу». Тогда мне объяснили, что это французское слово и означает оно «мода». Еще помню слово Gucci, вышитое шевроном золотыми буквами на черном трикотажном топе у мамы. Я его читала «джукки». Где-то в этот период нашла дома каталоги Neckermann... и понеслось! Я мечтала создавать Дома моды в прямом смысле — рисовала дома, где были только гардеробные с красивой одеждой, и жили там только девушки.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 16)

Я люблю Киев 1990-х. Люблю вспоминать школьные дискотеки под Nirvana, No Doubt (я впервые поцеловалась под трек Don’t Speak).

Я рада тому, что жила в этом специ­фическом пространстве, и трансли­рую этот винегрет миру. Парадокс в том, что в «совке» все так старались походить на Европу, что получался нелепый, местами вульгарный, «особенный» стиль, который так популярен последние годы. Хотя в свои работы я все равно добавляю нотки снобизма.

В «совке» все так хотели походить на Европу, что в итоге получился нелепый, местами вульгарный, но особенный стиль

В новой коллекции я создала альтернативу изделиям из натурального меха. Давно искала ответ на вопрос: может ли верхняя одежда стать культовой без использования меха и пуха животных? И вот теперь есть «волчья» шуба, как у Кэрри в эпохальном сериале. Или «норковое» пальто Гвинет Пэлтроу из «Семейки Тененбаум». Это непромокаемая принтованная ткань с экоутеп­лителем — и вещи из нее стоят в разы меньше натурального меха.

георгий кебурия

George Keburia

Все, что я могу вспомнить о Грузии 1990-х, сейчас кажется либо грустным, либо смешным. Пожалуй, я не хотел бы вернуть ничего из тех лет. Все парни ходили в ужасно скроенных джинсах, а девушки — в футболках с надписями Yes/No.

В коллекции осень — зима 2016 я обращаюсь к теме гражданской войны: использовал принт с изображением оружия, чтобы отразить те трудности, через которые в начале девяностых проходила моя родина. Он сочетался с радужной палитрой, с помощью которой я хотел передать общее оптимистичное настроение в противовес ужасам войны.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 19)

Во многом благодаря Демне Гвасалии международный интерес к грузинской моде невероятно вырос. Эту волну подхватила и развивает Mercedes Benz Fashion Week Tbilisi, представляющая возможность заявить о себе молодым дизайнерам. Становится проще сделать себе имя: иностранным редакторам моды, стилистам и инсайдерам индустрии любопытно, за кем еще из Грузии стоит следить.

В 1990-х все парни ходили в ужасно скроенных джинсах, а девушки — в футболках с надписями Yes/No

Мне нравится экспериментировать с цветами и фактурами. Создавая осенне-зимнюю коллекцию, я хотел использовать максимальное количество цвета, но при этом избежать чрезмерной жизнерадостности. Поэтому она вышла минималистской. Я часто миксую мужские и женские детали одежды, эта коллекция не исключение: строгие костюмы в пастельной палитре сочетаются с романтичными деталями. С помощью воротников я постарался передать дух винтажной морской формы, придав ей современный и даже футуристичный твист.

лада комарова

Delada

Дух перемен, хлынувшие в страну зарубежные товары, ощущение, что все возможно и все на расстоянии вытянутой руки, — такими мне запомнились 1990-е в Москве. Иностранцу это может показаться дикостью, но, помню, когда меня впервые позвали на свидание в недавно открывшийся McDonald’s, я была на седьмом небе от счастья.

Главные семейные реликвии хранились в огромном бабушкином сундуке. Я не могла дождаться, пока останусь дома одна, чтобы в него залезть и начать примерять огромные рубашки и форменные жакеты с юбками и остальными сокровищами, которые туда складывали. Это детское знакомство с модой позже легло в основу одной из моих первых коллекций.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 22)

После развала СССР в Москву хлынул огромный поток приезжих. У них был абсолютно особенный стиль: остатки с вешалок советских универмагов миксовали с ультрамодными вещами, купленными уже в столице. Я в то время часто одалживала огромные армейские пиджаки у бойфренда и носила их с обыкновенными брюками или юбками. Это сочетание я то и дело воссоздаю в коллекциях Delada.

Воспоминаний о годах, проведенных в России, хватит еще на много коллекций Delada. Это делает мой бренд отличным от западных коллег. В советское время в нас воспитывали кротость и бешеную работоспособность. Думаю, это заставляет меня спокойно относиться к тому, что мне зачастую приходится работать вдвое больше, чтобы достичь успеха, но и вдвойне ему радоваться.

Создать бренд никогда не было просто, и с годами проще не становится. Мода — это индустрия, которая принимает только тех, кто действительно ею одержим и готов проводить часы и уикенды за работой. Если относиться к ней исключительно как к бизнесу — успеха не достичь. Delada тоже вырос из любви к моде и тому, чем я занимаюсь.

дмитрий евенко

Ienki Ienki

В 1991-м я пошел в первый класс — Союз только-только распался. Это был интересный период, когда все стало резко и кардинально меняться. Разумеется, в том возрасте все очень впечатлительные, все новое кажется чем-то особенным, но дело не только в этом. Сам воздух был пропитан эйфорией, и это чувствовали даже дети. Из тех лет я бы реанимировал ларьки с мороженым, которые стабильно, будто спутники у планет, располагались рядом с каждым универсамом. Еще в Киеве долго оставались автоматы с газированной водой. Их бы я тоже вернул. Остальное пусть в прошлом и сгинет.

Я считаю, что слово «хайп» должно было появиться в 1990-х. Тогда был хайп на кроссовки adidas и кассетные плейеры.

Ностальгия: по каким вещам из 1990-х скучают молодые российские дизайнеры (фото 25)

С модой 1990-х у меня больше всего ассоциируется бейсболка с сеточкой и надписью USA. Тогда ее почему-то называли блейзер. Многие бренды сейчас возвращают то, чем мы жили и что носили в те годы: рейвы, широкие штаны, гриндерсы и мартинсы.

Никогда бы раньше не подумал, что знакомство с дефицитом 1990-х будет помогать мне сейчас. Я рос на очередях, завозах (предшественниках современных дропов) и перекупах — это родная для меня стихия. И когда видишь, что происходит с индустрией моды в наши дни, то ловишь себя на мысли, что, по сути, не многое изменилось.

Суть осенне-зимней коллекции Ienki Ienki передает наш лукбук, съемки которого проходили на Киевском море, в районе речного вокзала, на Трухановом острове и рейв-вечеринке. Я хотел показать, что такое современный Киев, поэтому мы намеренно запечатлели в ней знаковые, но не туристические места. Снимали в разгар выходного дня, чтобы вместе с моделями в кадр попали и обычные горожане. Украина — молодая страна, сравнительно недавно получившая независимость и переживающая сейчас не самые простые времена. Этим лукбуком мы хотели сказать, что, несмотря на политические сложности, здесь бурлит молодая и креативная энергия.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Читайте также
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз