Мэгги Джилленхол: «Я хотела честно рассказать, что значит быть женщиной»

Карьеру этой актрисы не назовешь скучной — девушка со склонностью к садомазохизму в фильме «Секретарша», наркоманка в «Малышке Шерри» и порнорежиссер в сериале «Двойка» (доступен на «Амедиатеке»). Свершилось! В ленте «Воспитательница» (в прокате с 20 декабря) она наконец встала на путь истинный — растит гения в детском саду и по случаю ведет с нами задушевные беседы на международном кинофестивале в Торонто

ELLE Когда я смотрела «Воспитательницу», то думала о том, как многие мои друзья пытаются быть идеальными родителями. Лично меня сама идея этого перфекционизма иногда пугает…

МЭГГИ ДЖИЛЛЕНХОЛ Моя героиня Лиза не пытается быть ни для кого идеальной матерью. Она искренне думает, что подпитывает знаниями учеников в детском саду, но на самом деле — утоляет свой собственный голод. У нее яркий и пытливый ум, она очень любопытна.

Мэгги Джилленхол: "Мы выросли в мире, где процветает мизогиния, поэтому я хотела честно рассказать, что значит быть женщиной" (фото 1)
Фото
J.R. Mankoff/August/Legion-Media

Я читала пару критических статей, где говорится о том, что стихи, которые Лиза пишет на протяжении фильма, — «довольно посредственные». В реальности же они принадлежат гениальному автору, который постоянно публикуется. Героиню легче списать со счетов, если она «средненький» поэт, и практически невозможно — если она талантлива. Это психологический триллер о трагических последствиях изголодавшегося женского разума.

Вы приносите работу домой? Кажется, что гораздо легче вжиться в роль, когда дни напролет проводишь «в шкуре» своего персонажа.

Да, сбросить с себя роль порой бывает сложно. Я сама живу с актером (Питер Сарсгаард. — Прим. ELLE), причем совершенно великолепным в работе! Питер настаивает, что с ним ничего подобного не происходит, но, конечно же, это не так (смеется). Думаю, что ситуацию меняют дети — их совершенно не волнует, чем ты занимаешься на работе и какие гениальные реплики написал для тебя сценарист. Поэтому мне странно слышать от молодых актеров, у которых нет детей, что они устают вечерами после съемок. Это совсем другое дело — прийти домой и заботиться о том, кого абсолютно не волнует, что ты делал днем. Все, что дети действительно от тебя хотят, чтобы ты был сфокусирован на них, а не на работе.

На площадке вам легче работать с женщинами или мужчинами?

Есть нечто особенное в съемках, которыми руководят преимущественно женщины. С одной стороны, они действительно даются легче. Но бывают моменты, когда вы ну просто никак не можете договориться, — у каждой же свое особенное видение! Сложности, как правило, быстро преодолеваются — в женском коллективе возникает определенный уровень уважения друг к другу, ты будто снимаешь броню и можешь позволить себе быть более открытой. Перестаешь защищаться. Конечно, это происходит не всегда, но именно так я чувствовала себя на съемках «Воспитательницы». Сценарий фильма был написан несколько лет назад, но нам внезапно пришлось взять годовой перерыв в работе: случилось так, что и режиссер картины, и продюсер — обе женщины — забеременели! Думаю, что картина очаровывает именно тем, что в ней взята очень трогательная женская нота. Мы все выросли в маскулинном мире, где процветает мизогиния. Для меня это особенно ценно — создать фильм, который честно рассказывает о том, что значит быть женщиной.

Мэгги Джилленхол: «Я хотела честно рассказать, что значит быть женщиной» (фото 3)
Кадр из фильма «Воспитательница»

Ваш персонаж Лиза — в определенном смысле чудовище. Но в то же время, боюсь, что очень многие узнают в ней себя.

Да, это действительно собирательный образ. Лиза — человек, который слишком долго прикрывался девизом «Все ­хорошо». «Как дела на работе?» — «Все хорошо!». «Как поживает семья?» — «Все хорошо!». «Как у вас с мужем?» — «Все хорошо!». Но в какой-то момент у нее лопается терпение, и она заявляет миру: «С меня хватит! Я больше не могу и не хочу это терпеть!» Многие ощущают нечто подобное — общество и современная культура внушают женщинам, что они должны «нормально реагировать» на происходящее и держать чувства при себе. Но в глубине души мы все понимаем, что нам это не подходит, что мы не справимся. И Лиза очень точно это выразила.

«Воспитательница» — ваш первый продюсерский опыт?

До него я выступила продюсером сериала «Двойка». И там, и там все сложилось по одному сценарию — прежде чем согласиться на роль, я сказала, что хотела бы продюсировать проект. «Воспитательница» — это один из тех сценариев, которые сразу запали мне в душу. Так же было и с другими картинами, например с «Секретаршей» и «Малышкой Шерри».

Помню, когда мы с вами в прошлом году беседовали о «Двойке», вы упоминали некоторые трудности, с которыми столкнулись, руководя большим коллективом. А как было в этот раз? Мне было важно научиться говорить о том, чего я хочу и что для меня действительно важно в работе. Не замалчивать эмоции. Это был длительный и сложный процесс, но меня подбадривало то, что до меня через него проходили многие женщины. За ним наступил период, когда мне казалось, что нужно бороться за все и постоянно отстаивать свои права. Было ощущение, что только через борьбу я доказываю, что моя позиция чего-то стоит. Но и это прошло. Конечно, мне до сих пор приходится напоминать себе, что не стоит ни у кого просить разрешения и по сто раз спрашивать совета у окружающих — нужно просто делать свою работу. Действовать так сложно, но в этом и заключается сила.