В карьере 35-летнего французского актера Луи Гарреля — роли у Франсуа Озона, Бернардо Бертолуччи, Кристофа Оноре и Ксавье Долана. Теперь Луи и сам режиссер — свой второй фильм «Честный человек» он представил на кинофестивале в Торонто. А в главной роли снялся вместе с красавицей женой — Летицией Кастой. О женщинах (в том числе русских) и изменах ELLE расспросил актера сразу после премьеры.
ЛУИ ГАРРЕЛЬ Удивительно, но я заметил, что русские часто лучше разбираются во французской культуре, чем сами французы!
ELLE И плюс ко всему в России очень любят вас и ваши фильмы! А может, мы просто франкофилы? Вот у меня французское имя — Жанна, хотя с Францией у моей семьи никогда не было ничего общего. Но давайте поговорим о вашем фильме. На кинофестивале в Торонто мне удалось посмотреть больше 40 картин, но, кажется, только «Честный человек» порадовал всех — кинокритики и зрители в голос смеялись над каждой шуткой!
Очень приятно слышать. Когда снимаешь кино, никогда не знаешь — смогут ли зрители понять твое чувство юмора и принять его? Когда после первой же шутки я услышал в зале смех — выдохнул с облегчением. В этом фильме так много всего намешано: это и саспенс, и комедия, и ромком, и глубокая мораль. Для меня важно, что я смог рассмешить этим фильмом зрителей, ведь часто считается, что гораздо важнее вызвать слезы, чем смех, поэтому комедию ценят меньше чем драму. Но теперь я понимаю, насколько же трудно заставить зрителя рассмеяться искренне, а не над чем-то вульгарным.
А как часто вы плачете в кино?
Чаще всего это одинокая скупая слеза в конце фильма, перед титрами.
Насколько сложно режиссировать самого себя?
Как ни странно, совсем не сложно. Мне кажется, что куда тяжелее было Чаплину с его картинами. Когда я устаю быть режиссером своего фильма, то становлюсь его актером — это своего рода игра, которая позволяет не заскучать на съемочной площадке. И потом, когда я актер в своем же фильме, то могу вести себя как ребенок. Мастроянни всегда говорил, что на съемочной площадке к актеру надо относиться как к пятилетнему ребенку — надо, чтобы кто-то забрал его утром, спросил, хочет ли он кофе, приготовить ему овощи — все потому, что наша профессия очень тесно связана с переживаниями детских эмоций. Но, когда ты режиссер, все наоборот — важно быть четким и понятным. К примеру, на этот фильм у меня не было большого бюджета и всего четыре недели на съемки. Если бы я как режиссер совершил ошибку, то потерял бы уйму времени.
Влюбленные часто понимают друг друга без слов. А каково это было — командовать женой на съемках?
Как ни странно, с Летицией гораздо проще работать, чем говорить о работе. Открою страшную тайну об актерах — они реальные люди, но получают настоящее удовольствие, лишь когда становятся кем-то совсем другим на площадке. Так и я вдруг обнаружил на съемках не жену, а совершенно иную женщину!
Летиция дает вам советы на площадке?
Да, просит не говорить так громко!
Часто когда муж и жена — актеры и работают вместе, то договариваются не приносить работу домой. У вас была подобная сделка?
Я никогда не перестаю говорить о работе и даже на этапе подготовки все время обсуждаю ее со всеми — с женой, друзьями, стоматологом. Я одержим!
А кошмары не мучают?
Однажды мне приснилось, что я сплю, а звуковик будто бы записывает мое дыхание. Правда, не уверен, что это можно назвать кошмаром.
В начале фильма героиня Летиции Касты признается вашему герою в измене. При этом он так спокоен — не истерит и посуду не бьет, такое не увидеть в американских фильмах...
Да, потому что это классическая scènes de ménages (сцена домашней ссоры — Прим. ELLE) — зрители ждут, что герои закричат. Но что в этом неожиданного? Какой в этом смысл? Что изменится от того, что мой герой начнет орать? Он просто уходит. Да, порой в моем фильме герои действуют немного странно. Но, если задуматься, часто в кино нам прививают условные реакции на те или иные события, а в реальной жизни мы действуем иначе. У каждого есть секреты, которые мы скрываем даже от самих себя. И если посмотреть на сцену под этим углом, то становится понятно, что реакция героя гораздо более реалистичная, чем кажется на первый взгляд.
Как вы для себя определяете измену?
Ты можешь изменить себе. Знаешь, мне кажется, что в каждом из нас скрыто столько личностей! Если бы я встретил себя двадцатилетнего, то не узнал бы себя сегодняшнего. Раньше я верил, что самая страшная измена заключается в смене политических взглядов. Теперь, возможно, так не думаю. Люди же могут кардинально измениться? Для меня под определение измены попадает еще одна вещь — нежелание расти и эволюционировать. Мне становится страшно, когда люди говорят, что они остались такими же, какими были много лет назад, — это же глупость! Плюс ко всему это признак отсутствия воображения и любопытства.
Если не меняться, то какой тогда смысл жить?
Именно! У меня был друг, который говорил, что нет ничего хуже, чем ситуация, когда ты встречаешь старого знакомого много лет спустя, а он говорит тебе: «Ты совсем не изменился». Это ужасная вещь! Я люблю перемены.
Какое самое лучшее изменение вы увидели в себе самом за последние годы?
Трудно сказать, потому что я очень плохо к себе отношусь. Замечаю в себе все недостатки. Пожалуй, единственное качество, которое мне нравится в себе, — это мои друзья. И это правда. Иногда я пытаюсь понять, как отношусь к той или иной вещи, и не могу прийти ни к какому решению. Тогда я начинаю думать: а что бы об этом подумал тот или иной мой друг? И тогда я адаптирую под себя их точку зрения и их отношение.