Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Ливия Ферт: «Если не готовы надеть вещь 30 раз — отложите покупку»

Интервью Марии Байбаковой с эко-активистом от моды

Каждое утро экоактивист, основатель Eco Age, кинопродюсер и жена оскароносного актера сэра Колина Ферта предлагает начинать не только с улыбки, но и с важного вопроса: «Кто производит одежду, которую я ношу?» После смелого разговора Ливии с новым интервьюером ELLE Марией Байбаковой вопросов о том, как спасти не только наш гардероб, но и планету от всемирной шопинг-алчности не остается.

МАРИЯ БАЙБАКОВА Сегодня все чаще говорят о том, что швейная промышленность — вторая по пагубному воздействию на окружающую среду после нефтегазовой индустрии. Не могли бы вы поделиться какими-то цифрами, которые демонстрируют, как именно она вредит планете? В чем главная проблема — отходы от нереализованного товара или старых вещей? Большой расход пресной воды при производстве тканей? Или выбросы углекислого газа, связанные с доставкой сырья и готовой одежды по всему миру?

ЛИВИЯ ФЕРТ Можно, действительно, привести конкретную статистику. Эти цифры, безусловно, важны, но все-таки главное в разговоре об экологии — это эмоциональная вовлеченность. Если задуматься, мода во многом похожа на индустрию общественного питания. И в ней тоже появились свои фастфуды, с теми же характерными особенностями. Для создания быстрой моды эксплуатируются два ресурса: природный капитал и социальный. Люди часто забывают о том, что «быстрая» мода как самостоятельное явление возникло относительно недавно — всего лишь 20 лет назад. Тогда как раз и началась эксплуатация и сырьевых ресурсов, и человеческого капитала, со всеми вытекающими из этого ужасными последствиями. Я не знаю, сколько лет вам; мне, например, 48. И в моей молодости не было фастфэшна, при этом я прекрасно одевалась и на работу, и на вечеринки. Молодое поколение потребителей выросло, считая само собой разумеющимся тот факт, что можно прийти в магазин и купить джинсы за 20 долларов. Они не знают, что были и есть альтернативы. Однажды я задала вопрос директору одной фабрики в Бангладеше, которая производила только джинсы: сколько пар вы выпускаете в месяц? Он ответил: около трех миллионов. Вдумайтесь! И это всего лишь одна фабрика! Сколько же мы все покупаем джинсов? Куда уходят все эти вещи?

М.Б. Если модная индустрия, в особенности крупные розничные бренды, производят столько излишков, почему эти вещи нельзя перенаправить туда, где люди остро нуждаются в одежде? Например, в лагеря беженцев на Ближнем Востоке и в Африке? Разве это не помогло бы предотвратить ситуацию, когда вещи выбрасываются на свалку?

Л.Ф. Рекомендую всем посмотреть документальный фильм «Подлинная цена» (The True Cost. — Прим. ELLE), который я продюсировала. В нем эти вопросы рассматриваются подробно, в частности, рассказывается о том, что сброс секонд-хенда в страны третьего мира — в Африку, на Гаити — из-за гигантского переизбытка одежды разрушает местную экономику. Это мера косметическая, не имеющая никакого отношения к заботе об окружающей среде.

М.Б. В чем вы видите миссию Eco Age — компании, которую вы основали?

Л.Ф. Наша компания предоставляет консалтинговые услуги для модных марок, чтобы помочь им с их экостра­тегией. Мы предлагаем полный спектр решений: от пересмотрения сети поставщиков каждого бренда до имплементации наших рекомендаций, включая организации специальных мероприятий и сотрудничество со знаменитостями. У нас прекрасная команда. В 2007 году я окончательно завершила карьеру кинопродюсера и полностью посвятила себя проекту Eco Age.

М.Б. Не могли бы вы перечислить марки, которым Eco Age помогает в разработке экостратегий? И что это такое?

Л.Ф. Самый давний клиент — ювелирная компания Chopard. Мы работаем с ними с 2012-го и в этом году подводим итоги первых пяти лет нашего сотрудничества. За это время в компании досконально изучили всю цепочку поставок, чтобы отследить происхождение сырья: золота, бриллиантов... и повысить стандарты работы. Это действительно важное решение, так как ювелирный рынок один из самых коррумпированных и неэтичных на уровне используемых материалов, так что провенанс очень важен. Среди известных клиентов можно назвать Дом Gucci — по уровню своей социальной и корпоративной ответственности я бы назвала его одним из эталонов для индустрии. Они тщательнее всех изучают элементы своего бизнеса с этих точек зрения. Уже год мы плотно работаем с правительством Италии и в сентябре организуем специальную премию для самых ответственных национальных брендов. Мы пересматриваем слоган Made in Italy. Новый клиент — Matches Fashion — первый среди онлайн-ритейлеров решившийся на серьезную программу по мониторингу того, какие вещи они предлагают покупателям.

Ливия Ферт

М.Б. Расскажите о конкурсе «Зеленая ковровая дорожка» (Green Carpet Challenge — GCC. — Прим. ELLE). Какие бренды принимают в нем участие?

Л.Ф. Все началось с некоей игры: когда мой муж Колин получил премию «Золотой глобус» за фильм «Одинокий мужчина», британская журналистка Люси Сигл предложила мне на спор носить только экологичную одежду на красную дорожку в течение всего сезона премий. Было любопытно, смогу ли я протянуть в таких нарядах все награждения. Мы с Люси завели блог, где описывали как удачные, так и провальные образы. За это время я познакомилась со многими молодыми дизайнерами. На следующий год я задумалась: если получилось у маленьких брендов — как насчет крупных игроков? Почему бы большим Домам не использовать красные дорожки, чтобы продвигать идею о заботе о правах человека? Потянут? Разумеется, они включились в игру! Мы работали с Armani, Valentino и другими. Затем проектом заинтересовались Мерил Стрип, Майкл Фассбендер. Число участников росло. А затем мы решили — почему бы не использовать GCC как рупор Eco Age? Сегодня это особая пометка на лейбле, которой мы отмечаем как отдельные вещи, так и целые коллекции.

М.Б. Можете подробнее рассказать о сотрудничестве с Fashion Tech Lab Мирославы Дума? Как бы вы сформулировали главную цель вашей совместной работы?

Л.Ф. Я вхожу в консультационный совет FTL. Мира — невероятно умная и очень энергичная женщина. Редко встретишь человека, настолько позитивного, подготовленного, глубоко изу­чившего вопрос. Она действительно хочет многое поменять, и это потрясающе — в ней чувствуется такая сила! Eco Age и Fashion Tech Lab обязательно будут сотрудничать: планируется перекрестный обмен ­информацией и идеями по улучшению цепочек поставок одежды.

М.Б. Помимо заботы об экологии, еще одна серьезная проблема, стоящая перед индустрией моды, — вопросы социальной справедливости. В развивающихся странах многие работники, большинство из которых женщины, страдают от трудовых условий на фабриках. Почему вы считаете, что поддержка необходима в первую очередь женщинам?

Л.Ф. Основатель EDUN Эли Хьюсон (супруга солиста U2 Боно. — Прим. ELLE) однажды сказала: «Мы носим истории женщин, создавших нашу одежду». Ключевым моментом, буквально открывшим мне глаза, стала поездка в Бангладеш в 2008 году вместе с Люси Сигл в рамках одной из кампаний по предотвращению домашнего насилия. Будучи в Дакке, мы попросили тайком провести нас на швейную фабрику, и увиденное глубоко нас шокировало. Единственный вход, он же выход, с фабрики находился под вооруженной охраной, а внутри было невероятно жарко: все окна зарешечены и наглухо закрыты, никакой вентиляции. Казалось, мы попали в тюрьму. Все этажи были битком забиты женщинами, работающими на линиях, где требовалось выдавать по 100–150 вещей в час, им полагалось лишь два перерыва в день на посещение туалета. Никаких больничных, профсоюзов, ни малейшей социальной защиты. Вернувшись домой, я просто не могла притвориться, что ничего этого не видела. Первая реакция — мне хотелось разрыдаться. Потом в 2013 году в Бангладеше случилась трагедия — рухнула фабрика на Rana Plaza, убив 1129 человек, преимущественно женщин. Я постоянно думаю о том, что они шьют джинсы и футболки, которые я покупаю и ношу, а значит, разделяю ответственность за их условия труда. Кто-то скажет: «Благодаря швейным фабрикам создаются рабочие места, и это хорошо». Но, если как следует задуматься, так ли это на самом деле? Женщины, которые трудятся на этих предприятиях, не могут получить повышения или уйти в декрет. Начав жизнь с работы на швейной фабрике, они там же ее и закончат. Это больше похоже на рабство — и для меня неприемлемо.

М.Б. Считаете ли вы себя феминисткой? Как бы вы охарактеризовали современный феминизм?

Л.Ф. На 100 %! Для меня феминистка — это женщина, заботящаяся о других женщинах и готовая сделать все, чтобы защитить их.

М.Б. Проработав кинопродюсером, а теперь выступая в роли предпринимателя и активистки, вы ведете крайне занятой образ жизни. При этом вы супруга и мать троих детей. Как вам удается это совмещать — постоянно приходится лавировать или есть система, позволяющая успевать все и всюду?

Л.Ф. Однозначного ответа на ваш вопрос нет. Все мы, работающие матери и жены, решаем подобные проблемы ежедневно. Есть два момента, которые помогают мне лично. Во-первых, меня окружают женщины, поддерживающие меня во всех начинаниях. В Eco Age у нас великолепная команда из пятнадцати человек, работающих вместе изо дня в день. Дома меня ждет не менее прекрасная команда во главе с Колином — когда он не на съемках, то серьезно мне помогает. Во-вторых, я очень, очень дисциплинированный человек. Никогда не приступаю к работе до 9 утра, даже не проверяю почту — в это время я собираю детей в школу — и слежу, чтобы рабочий день заканчивался в 17.00–17.30, ведь нужно успеть домой, приготовить ужин, проверить уроки у ребят. Вечером я тоже не проверяю почту и не смотрю в телефон. В поездках, разумеется, приходится перестраивать график, но это моя база, незыблемый фундамент.

М.Б. Каким вам видится будущее экологичной моды? На какие перемены в модной индустрии можно рассчитывать в ближайшие 20 лет?

Л.Ф. Новые материалы и технологии помогут улучшить ситуацию с экологией — например, апельсиновые волокна, в которые сейчас так активно вкладывается Мира. Быстрая мода не сможет пережить следующие два десятилетия — ее бизнес-модель основана на кадрах и сырье, которые попросту прекратят существовать.
Сейчас у предпринимателей появляется столько интересных идей и моделей, позволяющих решить проблемы с чрезмерным потреблением, — от винтажных магазинов до подиумных вещей напрокат. В целом, перспективы неплохие, и не думаю, что ближайшая пара десятилетий будет совсем не похожа на прошедшие двадцать лет — ведь мы наконец перестали игнорировать имеющиеся эко- и социопроблемы.

М.Б. Не могли бы вы дать пять простых и практичных советов, которые помогли бы нашим читателям стать частью движения за экологию в мире моды?

Л.Ф. Первое. Приобретайте лишь по-настоящему понравившиеся, качественные вещи, которые останутся в вашем гардеробе надолго. Спросите себя: готовы ли вы надеть эту вещь как минимум тридцать раз? Если нет — отложите покупку. Второе. Найдите хорошую швею. Моя замечательная портниха отлично перешивает устаревшие вещи в новом стиле. Третье. Меняйтесь нарядами с друзьями — я, например, практикую это с сестрой, с которой у нас более-менее совпадают размеры. Четвертое. Носите те же вещи, но активно экспериментируйте с аксессуарами — не устаю повторять эту мантру. Так, не обновляя гардероба, вы легко сможете создать новый образ. Пятое. Жесты доброй воли — например, передача одежды в приюты для бездомных — прекрасны, но не решают проблемы. Пожертвования не должны вытекать из избыточного потребления; это никоим образом не оправдание для все новых и новых покупок. И самое главное, помните — мы голосуем нашими кошельками, и, соответственно, у каждого из нас есть возможность изменить мир к лучшему. Голосуйте за более экологичный и справедливый мир.

Материалы по темам

Перейти
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Если вы забыли пароль, вы можете восстановить его здесь
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз