ELLE Мне кажется, что «Медея» — одна из самых важных картин 2021 года: и по форме, и по содержанию. А тебе самой так кажется? Ты чувствуешь, что снялась в чем-то грандиозном? 

ТИНА ДАЛАКИШВИЛИ Этот фильм был очень важен лично для меня. Не только для карьеры, но и вообще — для моей жизни. То, что я встретилась с Александром, — чудо. Он, ко всему прочему, еще и прекрасный друг. Он не только придумал все это до мельчайших деталей и снял эту картину, но и помог мне в my personal journey, которое вообще не связано с фильмом. Я очень повзрослела за время съемок.

В одном из интервью Зельдович сказал, что был уверен, что фильм не состоится, так как найти актрису на главную роль было невозможно. И ваша встреча — это сущая магия, удача, счастливый случай. Как же ты попала в этот проект?

Агент прислала мне сценарий, я записала пробы — монолог, который не входил в фильм, — и отправила их. А потом Александр прилетел ко мне в Тбилиси. После той встречи я поняла, что мне необходима эта картина, но по личным обстоятельствам думала, что не справлюсь, и очень сомневалась. Но он убедил, что все будет хорошо. Так и вышло. 

Я не видела тебя на премьере в Москве, Локарно и в Сочи на «Кинотавре». Когда ты посмотрела фильм?

Пока я видела только черновой монтаж, но законченную версию еще не смотрела. Во время проведения кинофестиваля в Локарно я была занята на другом проекте. Из-за ковида вообще очень сложно сейчас летать, работать. Конечно, я примерно знаю, что это будет, но все равно это не финальный вариант. 

А ты уже получила какие-то отклики на картину? Например, на московской премьере в «Художественном» была Анна Меликян. Она что-то тебе сказала?

Мне очень много людей написало. Почти все остались картиной довольны, но были и не совсем позитивные отзывы. Я хорошо отношусь к критике, мне кажется это абсолютно нормальным, что у каждого человека есть свое собственное мнение. Да, Аня мне написала, ей «Медея» понравилась, чему я была рада. 

Какая сцена в фильме стала для тебя испытанием? 

Сцена с веревками. Во-первых, мы очень долго ее репетировали. Во-вторых, из-за того, что у меня диабет и было очень жарко, мне приходилось часто проверять уровень сахара в крови. А из-за того, что я была вся в веревках, то не могла сама это делать. И каждый час приходилось все это снимать, потом заново надевать… Короче, ужас! Но надеюсь, что эта сцена получилась хорошо. 

Фото №1 - Кто любил — тот поймет: интервью с Тинатин «М.» Далакишвили
Фото
KOSTROMIN

Блестяще! Как тебе вообще дались многочисленные сцены секса?

На площадке вместе с нами работал intimate coordinator. Не знаю, есть ли в русском языке аналог — «координатор интимных сцен», наверное. Хореограф Марина Белтов-Грасс поставила пластику для этих сцен, они должны были быть отточенными, ничего лишнего. Из-за того что это воспринималось как танец — не возникало чувства зажатости или неловкости. Она нам невероятно помогла. 

Что Александр рассказал тебе о героине, чтобы ты ее лучше поняла?

Мы много раз читали сценарий вместе, проходили и проговаривали каждую сцену, каждую реплику. Все! Поэтому когда мы начали снимать картину, мне казалось, что внутренне я все это чувствую и понимаю. 

Бывает у тебя такое, что, чтобы лучше вжиться в роль, ты представляешь себе какого-то конкретного человека? Есть ли у Медеи прототип? Или это «собирательный образ»? 

М. — это такой персонаж, под которого невозможно найти реального человека. Это миф, сказка, и она его героиня. Это как совместить нескольких человек вместе в одном и наблюдать, чья сторона и в какой момент раскроется. Я просто собрала все это вместе. В жизни я часто наблюдаю за людьми и складываю во внутреннюю коробочку то, что подглядела… Детали, жесты… В какой-то момент все собирается — и появляется уникальный персонаж. 

Фото №2 - Кто любил — тот поймет: интервью с Тинатин «М.» Далакишвили
Фото
KOSTROMIN

Ты смотрела «Медею» Ларса фон Триера и Пазолини? Есть в твоей М. что-то от них?

Я смотрела эти фильмы давно, а перед началом съемок решила принципиально ничего не пересматривать. Не хотела, чтобы в голове был какой-то референс относительно персонажа.

В какой момент для тебя героиня рождается? Когда ты примеряешь ее одежду? Когда встаешь в кадр? На репетиции?

Это всегда происходит во время подготовки и задолго до съемок. Я много размышляю: как этот человек себя поведет в тех или иных ситуациях? Как он говорит, слушает, ест, как танцует… И стараюсь продумать все заранее. Поэтому когда пора выходить на площадку, то почти всегда знаю — что делать. Даже если вдруг сцена, о которой я вообще не думала, у меня редко возникает вопрос — а как этот человек поведет себя в этой ситуации.

Зельдович — большой мастер. До этого ты снималась у режиссеров другого поколения, «новой волны». Ты почувствовала, что это совершенно «другая школа»? 

Когда мы познакомилась, он меня как человек очень впечатлил. Кажется, что он существует вне времени и вне возраста. Не знаю, как это объяснить… Но его нельзя причислить к какому-то конкретному поколению. Он бесконечно умный и очень талантливый режиссер, обладающий магическим воображением. И это моментально тебе передается. Работать с ним — огромное удовольствие! 

Фото №3 - Кто любил — тот поймет: интервью с Тинатин «М.» Далакишвили
Фото
KOSTROMIN

Однажды ты сказала, что мечтаешь сыграть «зловещую стерву», а то все твои роли «слишком позитивные». Медея подходит под это определение? Она для тебя отрицательный персонаж?

Нет. Если воспринимать эту историю буквально, то, конечно, да, она отрицательный персонаж. Но мы же не смотрим фильмы «просто так», в лоб. Я очень люблю М. В ней есть все, она очень многогранна и очень сложна. Таких сейчас практически нет.

На премьере фильма Зельдович сказал фразу: «Кто любил — тот поймет». Этот фильм заставил тебя по-другому взглянуть на любовь?

Любовь — это не плоская и не универсальная вещь. Все мы состояли и состоим в отношениях и понимаем, что и как происходит. Но мне самой очень близко это чувство: когда все вокруг рушится, а ты пытаешься это заново собрать и злишься, что не выходит. Мне кажется, я ее понимаю. И, да, этот фильм про любовь.

Еще Зельдович в трех интервью повторил фразу: «Всегда виноват мужчина». Ты с этим согласна?

Ой, нет, не могу так сказать. Все ошибаются. Иногда это женщина, иногда — мужчина. Не бывает такого, что виноват кто-то один. В отношениях всегда — двое.

Фото №4 - Кто любил — тот поймет: интервью с Тинатин «М.» Далакишвили
Фото
KOSTROMIN

В картине просто невероятные костюмы дизайнера Татьяны Парфеновой. У тебя есть любимый образ?

Все! Абсолютно все! Но больше всего именно для М. мне понравилось свадебное платье с лентами.

Твоя героиня в фильме очень болезненно воспринимает тему старения. У тебя самой есть такой пунктик?

Думаю, нет. Я гораздо проще. Но вокруг меня есть люди, которые делают все возможное, чтобы не стареть, они помешаны на этой теме. Это становится их навязчивой идеей. Но мне кажется, что переживать из-за этого довольно бессмысленно. Время рано или поздно тебя догонит. Это естественный процесс. 

Как долго тебе пришлось ходить с осветленными бровями? Казалось, что у тебя их просто нет.

А это на самом деле я сделала для себя, а не для съемок. Зельдовичу это очень понравилось, и он решил так все и оставить. Ее «безбровость» делает ее еще более фрики. 

А как насчет татуировок? Они стали очень классной и важной частью образа. Они все твои?

Да, все мои. Мы хотели сделать ее максимально современной. Когда смотришь картину, то понимаешь, что М. созвучна сегодняшнему дню.

Ты когда-то мечтала о собственном тату-салоне в Тбилиси. Это случилось? 

Да, я работала 1,5 года в тату-салоне, потом ушла, но у меня есть машинки дома, и я иногда друзьям набиваю что-то. 

Фото №5 - Кто любил — тот поймет: интервью с Тинатин «М.» Далакишвили
Фото
KOSTROMIN

У тебя никогда не возникало ощущения от актерства, что когда ты много и долго снимаешься, то тратишь свою жизнь на жизнь других персонажей, при этом твоя собственная, «жизнь Тины», проходит мимо?  

Наоборот. Когда я приезжаю домой после съемок, мне кажется, что я лет на 20 постарела. И у меня ведь не одна, а много жизней, которые я проживаю благодаря моим героиням. В год по 3-4 жизни бывает. За это я профессию больше всего люблю.