ELLE Расскажите о себе. Сколько вам лет? Как вы пришли к созданию Cappasity?

КОНСТАНТИН ПОПОВ Мне 40 лет. Я учился в Московском энергетическом институте по специальности «роботехника». Сначала в 2005 году открыл компанию, которая занималась разработкой видеоигр для приставок, РС, сотрудничали с международными компаниями. Самая успешная наша игра — о подводной охоте Depth Hunter.

Константин Попов, основатель компании Cappasity, — о фантастическом будущем онлайн-шопинга (фото 1)
Пиджак из шерсти, BOSS; водолазка из шерсти, ISAI
Фото
ALEXEI DUNAEV
Стиль
EKATERINA CASSINA

Ее появление было связано с моим увлечением дайвингом. Игра до сих пор продается и даже приносит нам какие-то копейки. Затем мы открыли представительство в США. А в 2013 году создали Cappasity — наработки по 3D в играх перешли в 3D-коммерцию.

Мне всегда казалось, что гейминг — очень прибыльная и «лакомая» сфера бизнеса. Почему вы из нее ушли?

Гейминг — очень рисковая сфера. Это как кинематограф, где один фильм из миллиона по-настоящему выстреливает. На создание игры уходит несколько лет разработки, при этом у тебя нет никакой гарантии, что именно она принесет деньги. То, чем мы занимаемся сейчас, куда более масштабный проект. Мы ­партнеры многих luxury-брендов, компаний, которые занимаются e-commerce. Нам легче рассказывать инвесторам, каким образом будем расти. Это более прогнозируемый бизнес.

Что сподвигло вас начать заниматься разработками для онлайн-шопинга?

Изначально для игровой компании нужна была технология, которая помогла бы удешевить стоимость трехмерного контента. Вручную делать 3D-модели дорого и долго. Постепенно эта тема нам самим становилась все интереснее и интереснее. Одновременно с этим Apple купил израильскую компанию PrimeSense (камеры для создания дополненной реальности) за 360 миллионов долларов. Тогда я подумал, что, вероятно, Apple через несколько лет захочет внедрить эту технологию в мобильные телефоны, и, соответственно, возникнет необходимость в контенте. Почему бы нам не начать этим заниматься прямо сейчас? Как показала практика, спрос появился через шесть лет. С одной стороны, это долгий путь; с другой — время бежит стремительно. Один ресерч рынка занял три года. Наша платформа начала «показываться в люди» в 2018 году, а от 2020-го мы ждем настоящего прорыва. Плюс — luxury- индустрия начала меняться. В 2014 году LVMH отрицали e-commerce и продвигали покупки только в бутиках. А в 2016-м — поменяли точку зрения и пригласили нас в первый набор своего акселератора LVMH La Maison des Startups.

Сейчас все модные Дома смотрят в сторону новых технологий. Пришло новое поколение покупателей, которые по-другому потребляют информацию. Была еще и личная история. Я никогда не понимал, как купить себе шорты онлайн. Очень неудобно каждый раз соотносить размеры по трем фото на сайте и прикидывать, как это будет выглядеть на мне. Мелочь, но она останавливает в покупках. Мы поняли, что визуализация товаров станет по важности приоритетной. И оказались правы! Бренды вкладывают в новые иммерсивные технологии все больше денег. Миссия Cappasity сегодня — облегчать покупку и помогать принимать правильное решение. Это нравится и нашим инвесторам. Но наш бизнес построен не только на заработке. Благодаря Cappasity уменьшается число возвратов — снижается количество обратных пересылок, что положительно влияет на экологию.

Во сколько оценивается сегодня компания?

Мы начинали с моих личных инвестиций. На стадии запуска это было 350 тысяч долларов. Потом пошел рост, и нам потребовались дополнительные средства. Сначала мы привлекли 700 тысяч долларов, потом — 1,3 миллиона, а третий раунд закрыли на 4 миллиона долларов. В конце 2019 года текущая оценка компании составляла 16 миллионов долларов, сейчас мы стоим дороже.

Какие следующие шаги? Виртуальная реальность?

Виртуальная реальность прижилась только в играх. У геймеров дома есть мощный компьютер; специальные башни... В ритейле работает не виртуальная, а дополненная реальность, когда мы вписываем несуществующий объект в окружающую действительность. По слухам, в середине 2022 года Apple выпустит свои очки с дополненной реальностью. И мы активно продвигаемся в этом направлении. Сейчас мы много инвестируем в аналитику. Например, то, как человек взаимодействует с объектами: в какую сторону крутит сумку, в какой момент приближает ее, чтобы рассмотреть. На основе машинного обучения мы можем сделать вывод — заинтересован человек в покупке или нет. Никто не делает аналитику на основе взаимодействия человека с виртуальной копией товара, а я верю в это направление. Отдельная стратегия — цифровые витрины для бутиков. Скажем, айпады, которые будут закрепляться за витриной, и на них в 3D можно в любое время суток отсмотреть ассортимент и нажать кнопку «связаться со мной». Для дорогих отелей с бутиками это важно.

Вы смотрели сериал «Черное зеркало»? Какой сценарий самый правдоподобный?

Обожаю этот сериал! В нем все очень правдоподобно. (Смеется.) Помните серию про социальные статусы и лайки? Думаю, что мы планомерно движемся к этому сценарию. Чего нужно бояться, так это собственной деградации. Роботы действительно могут тебя заменить. Любые компании смотрят в сторону удешевления производства. Даже мы стали создавать 3D-контент автоматически, чтобы не использовать ручной труд. Вместо того, чтобы иметь целую армию художников, достаточно одного программного обеспечения. Человек не должен останавливаться в своем развитии, тогда его никто не заменит.

Каково будущее шопинга?

Самые активные разработки — вокруг технологий виртуальных примерочных. Главный и очень сложный вопрос — как снять с человека мерки, чтобы не нарушить его privacy? Никто не хочет раздеваться, чтобы его сканировали через телефон. Например, для этих целей в свое время изобрели специальные костюмы с особой разметкой. Но это, на удивление, не пошло: люди не любят выглядеть смешными. Много отличных проектов прогорело из-за психологических проблем самих людей. Например, виртуальные 3D-аватары, которые пыталась запустить одна компания в США, не сработали только потому, что люди не хотели видеть себя со стороны и знать о себе правду. Я бы, например, хотел иметь электронный паспорт со всеми размерами. С ним можно зайти на любой сайт, и он автоматически показывает именно те вещи, которые тебе подходят. Это тема ближайшего будущего, над которой мы активно работаем. Другое направление — аватары-манекены, на которые можно делать примерку вещей и совершать покупку. Следующий шаг — визуализация, то есть аватары, которые являются точной копией самого покупателя. А затем — кастомизация. Когда мы можем подгонять любые вещи под свои размеры. Плюс изменять их дизайн, чтобы было больше возможностей для самовыражения.

Абсолютно точно, что с течением времени мы все уйдем в онлайн. Все перейдет в сторону виртуальных товаров. Например, можно будет одеть себя только для инстаграма. То есть в твою фотографию впишут необходимые вещи, а ты запостишь ее с комментарием: «Сходил на шопинг». Хотя в действительности ничего не покупал. Бренды начнут выпускать виртуальные коллекции, только для аватаров. К этому все идет.