Партнерский материал

«Если у человека хобби становится работой — ему повезло»: Миша Мищенко о своем творческом пути

Композитор Миша Мищенко о музыкальных эгрегорах, объективной музыке и отношении к работе

29 ноября композитор Миша Мищенко выпустил сингл Spirit, который концептуально соединяет в себе два предыдущих альбома «Kokkoro» и «Neopolyscassa». Это музыкальная загадка, которая складывается в единое послание. Композитор рассказал о своей музыкальной философии, о том, как пришла идея сингла и альбомов-посланий и что такое игра со слушателем

О невозможности быть наблюдателем

Я учился в музыкальной школе. После нее обычно люди устают и не хотят заниматься музыкой. Я пострадал два месяца и пошел учиться обратно. Учился у своего же преподавателя, но уже частно. Моя мама была хореографом, и я мог ходить бесплатно в школу — это был лайфхак. Я ходил на оперное пение, барабаны, гитару и джаз. После этого стал играть в группах.

Говорят, что когда у человека хобби становится работой — ему везет. Мне повезло: в 21 год я понял, что хочу заниматься только музыкой. А в 27 понял, что музыка стала работой. Иногда я не хочу заниматься этим, но надо: есть заказчики, продюсеры. Ты должен сделать хорошо, это твоя ответственность.

В среднем человек слушает музыку нескольких часов в день. А когда ты с ней работать каждый день по 10 часов, то даже когда смотришь кино, думаешь о том, как она сделана. Раскрываешь ее с нового ракурса и другими аспектами. Это профессиональная деформация. Есть ощущение, что ты не можешь быть наблюдателем. Ты можешь абстрагироваться и слушать, но всегда прокрадывается мысль: «Как сделать так, чтобы тебе это было полезно».

Фото
Инна Зайцева

Первичные эмоциональные переживания в музыке

Недавно я прочитал про Гурджиева — это известный мистик. Одновременно он ставил танцы, у него была школа философии и термин — объективная музыка. Такая музыка не связана с первым эмоциональным переживанием, так как за ним всегда есть второе. И я их объединяю. Тебя ущипнули — стало больно, или случилось что-то прекрасное — человек радуется. Много людей живут на первичных эмоциональных переживаниях, не пропускают их через себя. Второе переживание — слой — более глубокий и происходит со временем.

Дуальность, черное и белое прослеживается везде. А большинство музыки это все первичные переживания, эго. Например, человека в детстве укусила собака и он пишет об этом песню. Много людей поддерживают эмоциональное направление, потому что его легче всего воспринимать, жить и оперировать им.

Делать музыку, когда настроение просто «сделать»

Как воспринимать погоду? Если холодно, ты надеваешь шапку, дождь — берешь резиновые сапоги, если жарко — майку. Ты не задумывался: «О! Кто-то сидит сверху и делает погоду». И моя музыкальная философия такая: есть вещи, которые выше нас. Если мы попытаемся открыться, то увидим немного больше, чем мы сами есть.

Так сложилось: я много читал про это и пытался понять, что я делаю. Я пишу музыку, когда у меня ровное эмоциональное состояние. Иногда бывает, что я пишу на подъеме, но когда плохо — у меня не получается. Я сажусь и понимаю, что не могу, мне не нравится, я не знаю, что делать с этим. Я делаю, когда у меня настроение просто сделать. Это не рефлексивная музыка. За рефлексией стоит оппонент или реакция. А мне всегда хотелось быть причиной, а не следствием.

Фото
Инна Зайцева

О многообразии мнений, которое ведет нас

Сейчас нужны герои, за которыми бы шли люди. Люди рассказывают о том, что они думают. Столько разных мнений, бесчисленное многообразие, которое нас ведет. Раньше было проще, потому что тогда писали для бога. Был единый эгрегор, которому были подвержены все люди. А сейчас стали писать просто музыку для чего-то. Стали появляться концепции, из-за чего мы можем ее складывать паззлами. Можем купаться и выбирать, что нам нравится. Свою роль я вижу в том, чтобы успокоить человека и дать ему то, что он хочет. Похоже на состояние медитации. Поэтому и работа для меня медитация — я к ней подхожу в совершенно ровном состоянии.

Единое послание и дуальность альбомов

Идея двух альбомов появилась во Владивостоке: эти два альбома это как черное и белое — неразрывные вещи. Поэтому и выпустил я их в один день.

В первом альбоме я играю на пианино из немецкой подводной лодки. Оно укороченное, в маленьком корпусе, миниатюрное. Звук у него уникальный и интимный. Первый альбом — «Kokkoro». Это колыбельная, 8 колыбельных, которых надо слушать одним полотном. Just Close Your Eyes So You Can Hear — высказывание оттуда, которое продолжилось во втором альбоме «Neopolyscassa». Оно пошло от итальянского и связано с домом. Понимание дуальности мне хотелось объединить. Но не так, чтобы сделать два альбома очень похожими друг на друга. А наоборот — диаметрально разными.

Во втором альбоме идет продолжение: And the one Who Closed His Eyes Will Invariably Fall Into The Abyss. Вместе это складывается в послание: «Просто закройте глаза, чтобы вы могли слышать. И тот, кто закрыл глаза, неизменно упадет в пропасть духа».

В первом альбоме я записал хор, хрустальную арфу. Хотел передать ощущение, которое мы забыли в детстве: чувство неизвестности. А когда человек слушает альбом в наушниках, появляется чувство, что он сидит на моем месте. Это понятие называется бинауральным. Поделившись этим, я хотел вдохновить людей на то, чтобы они не забывали, кто они и откуда они пришли. Они все дети.

Когда я делал альбом, я знал, что будет продолжение. Мы живем в мире концепций, и чем необычней ты выстроишь американские горки, тем интересней будет слушателю. Это развлечение человека, и ты можешь предоставить не только музыку, но и историю.

Фото
ИННА ЗАЙЦЕВА

Сингл, который меняет смысл

Трек «Spirit» связывает два альбома. Он был записан с детский хором и камерный оркестром на студии «Cinelab». Это манифест к объединению двух идей. Это воздушный мостик, который откуда-то взывает к чему-то. Была идея объединить альбомы, подытожить и сделать сюрприз. Я играю со зрителем, и происходит обновление идеи. Даже треки могут слушаться по-другому. Это все игра с теми людьми, которые думают, что все достаточно сложно в этой жизни. Ты просто садишься и делаешь. Ты хочешь и делаешь, хочешь поесть — ешь. Также с музыкой: хочешь сделать это и делаешь. Этим мостиком я говорю, что мы идем в неизвестность. И в эту пропасть надо упасть и не бояться это сделать.

Так можно найти гармонию и ужиться со своими драконами. Лучше всего не пугать монстров, а веселить их. Тогда вы получите больше энергии.

Текст: Александра Сивцова