В этом году Пенелопа Крус получила своего «Оскара» за роль в новой картине испанского гения Педро Альмодовара. «Параллельные матери»  — пронзительное исследование границ материнской любви (если они вообще существуют). В день рождения любимой актрисы (сегодня Крус исполняется 48) вспоминаем ее интервью для ELLE до того как Киноакадемия вручила ей статуэтку.

Каждый разговор с первыми лицами испанского кино начинается как фильм Альмодовара. В прошлом году с Педро мы говорили про бытовые проблемы в разгар локдауна под звуки телевизора, Росси де Пальма во время интервью пела «Очи черные» и стругала морковь. Накануне нашей беседы с Пенелопой Крус они вместе с мужем Хавьером Бардемом завели щенка, который умудрился за время разговора перевернуть вверх дном весь дом. Сама актриса при этом сохраняла полное спокойствие и лишь тихо сетовала на беспорядок. Еще один трогательный штрих к портрету любящей мамы, которая никогда не выходит из своего амплуа.

ELLE Вы работаете с Педро Альмодоваром больше 20 лет. Сколько раз вы говорили ему «нет»? Или соглашаетесь на все с закрытыми глазами?

ПЕНЕЛОПА КРУС Мне никогда не приходилось ему отказывать. Он всегда рассказывает мне о фильмах заранее, когда только-только начинает писать. Каждый раз, когда я читаю его сценарии, моментально влюбляюсь в персонажей. Наверное, мне очень с ним повезло. Только представьте себе, что про «Параллельные матери» он впервые заговорил, когда мы полетели в Нью-Йорк представлять картину «Все о моей матери» (фильм вышел в 1999 году. — Прим. ELLE). Столько лет прошло! Но когда он вновь пришел ко мне с этой историей в локдаун, я поняла, что он все переделал. Он настолько четко представлял себе этот сюжет, что написал сценарий невероятно быстро. Педро сказал, что придумал героиню конкретно под меня. Меня в тот момент захлестнули такие сильные эмоции. Я мечтала сняться в этой картине. Во время пандемии, когда всем нам так не хватало хороших новостей, услышать это было настоящим чудом!

«Когда ты видишь глаза своего ребенка впервые, в этот момент вся твоя жизнь меняется»: Пенелопа Крус — о материнстве на экране и в жизни

Вы уже пять раз играли роль мамы в фильмах Педро. «Все о моей матери» (где ваша героиня беременна), «Живая плоть», «Возвращение», «Боль и слава» и вот теперь — «Параллельные матери». Что между этими мамами общего?

На мое счастье, все эти персонажи очень-очень разные. Наверное, общее — то, что каждой из них в жизни приходится довольно непросто, им нужно непременно сражаться, чтобы двигаться дальше. Это делает мою игру интереснее. Ни одной из них материнство не дается легко.

«Когда ты видишь глаза своего ребенка впервые, в этот момент вся твоя жизнь меняется»: Пенелопа Крус — о материнстве на экране и в жизни

Когда я смотрела «Параллельных матерей», меня не покидало ощущение, что передо мной настоящая Пенелопа, что это не игра, а вы действительно очень похожи на свою героиню Янис.

Пока я снималась в этом фильме — то принципиально не хотела задавать себе главный вопрос: «А что бы я сделала на месте Янис? Как бы поступила?» И я очень благодарна Педро за то, что он мне его не задал. Но потом, когда я посмотрела финальную версию картины, то подумала, что поступила бы точно так же. Я не могу осуждать Янис за ее поступки, за то, что она так долго тянула с этим важным разговором. Она проходит путь от одиночества до в каком-то смысле «многодетной» семьи в финале. Она сильно рискует, когда принимает сложное решение, но получает в награду большую и красивую семью, о которой всегда мечтала.

«Когда ты видишь глаза своего ребенка впервые, в этот момент вся твоя жизнь меняется»: Пенелопа Крус — о материнстве на экране и в жизни

В фильме есть еще одна интересная героиня: Тереза, мать Аны. По сюжету она оставляет дочь со своей внучкой на руках ради театральной карьеры, о которой так сильно мечтала. Стоял ли перед вами когда-нибудь подобный выбор: карьера или семья? Можете ли вы ее понять?

Не думаю, что Педро хотел подчеркнуть, что Тереза по сценарию именно актриса. Эту ситуацию можно примерить на любую другую профессию, которую человек искренне любит. Я не идентифицирую себя с Терезой. Наверное, мне безумно повезло в жизни — моя карьера начала удачно складываться, когда я была совсем молоденькой. К тому же с самого детства во мне сильно развит материнский инстинкт. Я мечтала о том, что однажды стану мамой, когда мне исполнилось пять лет. В этом отношении я больше похожа на Янис. Невероятная удача, что мне никогда не приходилось выбирать между домом и работой. Я могу позволить себе сниматься в больших проектах, но при этом у меня всегда остается очень много времени на самое важное в жизни — моих детей, мою семью. Но Педро не показывает Терезу плохим человеком или плохой матерью. Я уважаю и люблю его за то, что он никогда не осуждает своих героинь.

«Когда ты видишь глаза своего ребенка впервые, в этот момент вся твоя жизнь меняется»: Пенелопа Крус — о материнстве на экране и в жизни

Как вас изменило материнство?

Когда ты видишь глаза своего ребенка впервые, в этот самый момент вся твоя жизнь меняется. Ты смотришь по-другому на мир, на работу, на саму себя. Дети — это ежедневный очень большой и очень важный урок. И это самая прекрасная и сильная революция, которая происходила в моей жизни.

Ваша героиня Янис трогательно заботится о юной Ане, берет над ней шефство. Вы чувствовали нечто похожее на съемочной площадке: актриса-суперзвезда опекает молодую дебютантку?

В некоторых моментах да. У нас сложились очень хорошие отношения с Миленой (Милена Смит — исполнительница еще одной главной роли. — Прим. ELLE). Она талантливая, чувствительная и очень ласковая. Мы обе очень тактильные и постоянно обнимались, Педро даже приходилось делать нам замечания: «Ну хватит уже». (Смеется.)

«Когда ты видишь глаза своего ребенка впервые, в этот момент вся твоя жизнь меняется»: Пенелопа Крус — о материнстве на экране и в жизни

У вас есть привычка оставлять себе что-то на память после съемок? Возможно, какую-то вещь своей героини?

Я забрала себе платье с самого первого фильма, в котором снялась, но никогда его не надевала. Просто категорически не могу носить одежду своих персонажей. Даже если я люблю героиню, каждый раз чувствую в этих вещах себя неуютно и странно. Никогда не надеваю!

«Когда ты видишь глаза своего ребенка впервые, в этот момент вся твоя жизнь меняется»: Пенелопа Крус — о материнстве на экране и в жизни

Наш номер посвящен Федору Достоевскому. Ему исполняется 200 лет. Какие отношения у вас сложились с русской литературой?

Если честно, я Чехова люблю. В 14 лет я ходила в театральную школу и все время мечтала сыграть в «Трех сестрах» и «Дяде Ване». Это очень интересный и сложный материал для постановок.