ELLE Насколько я знаю, у вас техническое образование — вы учились в Бауманке. Как получилось, что «технарь» вырос в такого сильного молодого актера, который сейчас представляет фильм на «Кинотавре»? Кстати, на каком факультете вы учились?

МИХАИЛ ТРОЙНИК Я отучился в университете имени Баумана четыре года, на факультете специального машиностроения. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Если вам это о чем-то говорит. (Смеется.) Дело в том, что на первых курсах ты не учишься всем этим «зубчатым колесам» и «закалке сталей на мартенсит». У тебя в основном базовые науки — линейная алгебра, высшая физика, дифференциальные уравнения… Это все очень привлекательное и мечтательное!

(Смеется.) Да уж, «линейная алгебра» звучит очень романтично и мечтательно!

Вы хотите сказать: «Михаил, вы бредите?» (Смеется.) Но для меня правда это было так! Ты просыпаешься в общежитии Бауманки на 13-м этаже, на рассвете. Заспанный делаешь чертежи и заново изобретаешь для себя то, что великие умы сделали много лет назад. Ну правда же, романтика! У меня даже есть две научные работы по термоядерному синтезу. Правда, в научных кругах они очень слабые. (Смеется.) На третьем курсе мы поехали в Тольятти на практику на АвтоВАЗ. И там я понял — быть инженером и разрабатывать все эти пружины я точно не хочу. 

Фамилия — Тройник — у вас вполне инженерная…

Честно, мне обычно говорят другое. (Смеется.)

«Кинотавр-2020»: самый многообещающий российский актер Михаил Тройник — о «Хандре», современном театре и своей жизни

В какой момент в этом дифференциальном уравнении появился театр? 

С третьего курса я начал играть в КВН и попал в сборную университета. Быть в сборной в крупном техническом ВУЗе — значит быть настоящей звездой. Тебя все знают, ты легко решаешь все вопросы, становишься ведущим конкурсов… В 2009 году мы с командой поехали в Сочи, на большой фестиваль КВН. Две недели мы там соревновались в разных лигах, но никуда не пробились. Просто спустили все деньги. Но именно там я четко увидел всю эволюцию КВН и свои туманные перспективы… Это перевернуло что-то во мне, и я решил заняться актерством серьезно — уйти из Бауманки и поступить в театральное. Кстати, сейчас на «Кинотавре» я снова еду в ту самую гостиницу «Жемчужина», где мы тогда жили. Возврат Юпитера! (Смеется.) Кто знает, возможно, еще один переломный момент. 

Так, вы уходите из Бауманки. И инженер колесных машин с первого раза поступает в Школу-студию МХАТ, куда другие пробиваются годами?! Так еще и на курс к самому Райкину?! 

В университете нам давали билеты в Сатирикон, и я часто ходил туда на спектакли. В какой-то момент я понял, что меня туда очень тянет. Так получилось, что именно в тот год, когда я решил поступать во МХАТ, Константин Аркадьевич Райкин набирал свой курс. Я обалдел от этого совпадения! В комиссии тогда сидел Алексей Геннадьевич Гуськов, который, как и я, четыре года отучился в Бауманке. И он меня как будто протежировал. Помню свое поступление как в тумане. Я даже не понял, как это все произошло! Будто в омут нырнул. 

Каково это — учиться у Райкина?

Первые годы было очень тяжко. Константин Аркадьевич очень требовательный педагог. Я показывал миллионы этюдов, но это все было до смешного не туда. В итоге я таскал ширмы своим 16-летним однокурсникам. Удар по эго был невероятный! 

«Кинотавр-2020»: самый многообещающий российский актер Михаил Тройник — о «Хандре», современном театре и своей жизни

Как вы познакомились с Кириллом Серебренниковым? 

В театре есть такая советская практика — показы для режиссеров. Каждый студент готовит любой отрывок, стихи, монолог. Кирилл Семенович ужасно это не любит! В «Гоголь-центре» показов не было. На студенческом спектакле у меня был такой отрывок «Женщина на остановке» — он очень сильно выбивался из всего класс-концерта. Я играл странную одинокую пожилую женщину, которая за 10 минут рассказывает зрителям всю свою жизнь. Это было одиозно! Но эта женщина почему-то очень зашла студентам Кирилла Семеновича, которые пришли посмотреть этот спектакль. Видимо, они ему об этом рассказали. И в итоге Кирилл Семенович взял четырех ребят, одним из которых был я.

Сколько лет вы в «Гоголь-центре»? 

С момента основания. Уже семь лет. 

Есть любимый спектакль?

Да, но он уже не идет. «Медея». Я играл там Ясона. 

Чем театральные актеры от киношных отличаются? 

У нас даже шутка была такая на первом курсе: «Кино — это искусство синтетическое, в отличие от театра». Да по сути ничем не отличаются! Сейчас такой разный театр! В нем нет какой-то глобальной системы и правил. Наверное, в театре больше тебя подают, а в кино — более скупые оценки. Но это очень грубое сравнение. Разве что в кино все более нервное, это огромный стресс из-за сроков съемок. 

Мне казалось, что именно театр — это огромный стресс. Ты же ничего не можешь вырезать или записать еще один дубль…

Стресс в театре — это только сама премьера. Две недели «до» и «после». Как говорят, «10 раз — и спектакль рождается». Но потом, когда все налаживается, ты начинаешь от спектакля многое получать: заполнять какие-то зоны, придумывать что-то новое, развиваться… В кино такое бывает крайне редко. 

«Кинотавр-2020»: самый многообещающий российский актер Михаил Тройник — о «Хандре», современном театре и своей жизни

Сколько времени обычно проходит от утверждения роли до начала съемок? За какой срок приходится вживаться в роль? 

Два месяца. На самом деле столько же времени в театре репетируют премьеру. 

Театр — это командный вид спорта? 

В целом, конечно, командный. Но есть и индивидуальные моменты. У Кирилла Семеновича вообще есть такой дар — он держит в театре очень разные индивидуальности. Благодаря этому в нем много отличных друг от друга, но ярких красок.

Расскажите про фильм «Хандра», который показывают на «Кинотавре». В комедии сложно сниматься? 

Моя работа зависит не от жанра, а, скорее, от автора. Да и «Хандра» — это не комедия в привычном понимании. Там есть и лирика, и драма. У Леши (режиссера Алексея Камынина — Прим. ELLE) в качестве референса был фильм «Все будет хорошо» Астрахана. «Хандра» — это лютое творчество! Минимум денег, вся команда разместилась на съемной квартире сценариста-диджея, а потом — на даче Гордона. Леша вошел в мою жизнь так хаотично, но обаятельно! Это очень подкупает — когда ты видишь перед собой человека, который точно знает, чего он хочет. Мы все получили огромное удовольствие от съемок! Я обожаю такие проекты! Похожая атмосфера была на «Чиках». И оба проекта неожиданно выстрелили. 

Для вас важно, что это кино стало фестивальным?

Да, конечно! Сначала его показали на Таллинском кинофестивале PÖFF — он молодой, но очень престижный, класса «А». А теперь вот «Кинотавр»!

Расскажите про вашу роль. В этом герое есть что-то от вас? 

Ну, конечно, там были мои проявления. Стеснение, какой-то провинциальный зажим. Я четко помню это ощущение, когда приехал из Рыбинска в Москву и поселился в общаге. Когда ты не знаешь, как правильно реагировать на тот московский водоворот, который происходит вокруг. Это очень комично!  

«Кинотавр-2020»: самый многообещающий российский актер Михаил Тройник — о «Хандре», современном театре и своей жизни

Как карантин провели? Что делают театральные, когда играть нельзя? 

Английский подтягивал, танцами занимался, фильмы смотрел, на дачу ездил, читал. Было много времени подумать — кто ты, что ты и как ты живешь. Какие-то «важности» на карантине отпали. Подотпустило немного.  

Когда вы книги читаете, представляете себя в роли одного из героев? 

На карантине прочитал «Дневник» Витольда Гомбровича. Когда-то в Театре Наций мы ставили по нему спектакль «Ивонна, Принцесса Бургундская», и он прям мне очень зашел! А со мной такое редко бывает. Ну, конечно, когда читаю, сразу представляю, как другие бы сыграли и что бы я тут выдал. Это уже профессиональный дефект. Режиссер Влад Наставшев говорил в каком-то интервью: «Приходишь домой как в декорацию». До сих пор часто об этом думаю.