Катрин Денев: «С возрастом меня стали привлекать мужчины-англичане, например Алан Бейтс или Джуд Лоу, — они загадочные, сложные и непредсказуемые»

«Она красива, как смерть, соблазнительна, как грех, и холодна, как добродетель», — сказал Луис Бунюэль о французской диве. Полноправная вершительница судеб, влияние которой похлеще планетарных вмешательств

В словах режиссера убеждаешься, когда наблюдаешь, как эта дива умудряется одновременно давать интервью, курить и отвечать на телефонные звонки, не теряя при этом величия. В номере «Адлона» для 76-летней актрисы готово кресло, похожее на трон.

Фото
Juergen Vollmer/Getty Images

Она «восседает» в нем с идеальной осанкой, самообладанием и несходящей полуулыбкой. Недавно она сыграла во «Врагах» у Андре Тешине и «Правде» у Хирокадзу Корээды. Мадемуазель закуривает очередную сигарету, отводит назад прядь волос, демонстрируя маникюр глубокого бордового цвета, и смотрит на собеседника. Аудиенция начинается.

ELLE На протяжении всей карьеры вы часто играли персонажей, которые подвергают сомнению традиционные образы женщин: хобби-проститутка, психопатка, а в этом году умудрились сыграть бабушку террориста...

КАТРИН ДЕНЕВ С режиссером Андре Тешине мы большие друзья и сняли много фильмов вместе. У него замечательные сценарии! Кроме того, мне импонирует то мастерство, с каким он уходит от традиционных французских тем — любовного треугольника и встречи мужчины и женщины — и занимается социальными и политическими вопросами. «Враги» затрагивают тему беженцев во Франции. Когда моя героиня узнает, что ее внук примкнул к группировке исламистов, она не знает, как ей поступить. Мне нравятся сложные персонажи. Может быть, у меня имеется инстинктивное стремление к чему-то «другому», неизведанному, противоположному.

Почему молодые французы становятся радикалами?

Когда молодежь не знает, что ей делать со своей жизнью, когда нет работы и смысла оканчивать институт, ее могут захватить любые идеи, в том числе экстремистские. Неожиданно их жизнь обретает смысл. Радикализм происходит с теми, кто боится будущего и перемен.

Вы сами покинули родительский дом в 18. Что вами двигало?

Я ушла из дома, потому что полюбила. Мое поведение часто шокировало окружающих. В том числе и тот факт, что у меня двое детей от разных мужчин, которых я решила воспитывать одна. Такие решения нелегко принимать, когда находишься у всех на виду. Когда я смотрю на молодых актрис, особенно на Адель Экзаркопулос, которую считаю самой талантливой среди нового поколения французских актрис, то удивляюсь их рассудительности, которой не было у моего поколения.

Какую правду о Катрин Денев поведал Хирокадзу Корээда?

Сложно рассказывать правду, когда на съемках между главной героиней и режиссером постоянно курсирует переводчик. Первую неделю меня это раздражало, но со временем я научилась угадывать его желания по лицу и жестикуляции. Я наблюдаю за творчеством Корээды уже десять лет, особенно мне нравится «Каков отец, таков и сын». Мне приходилось встречаться с ним в Париже, на Каннском кинофестивале и в Японии. Однажды он упомянул, что работает над сценарием про знаменитую актрису, популярность которой блекнет, но гонор и мировоззрение все те же. Корээда собирался снимать эту картину в Японии, но потом встретил Жюльет Бинош (в фильме — моя дочь) — и место действия поменяли на Францию. Я всегда вкладываю в свои роли много от себя, но эта женщина — Фабьенн Данжевилль — не имеет со мной ничего общего. Пусть ей за 70 и она тоже лауреат «Сезара», но у меня нет обыкновения изображать диву, тиранящую других.

Ваш неприступный вид часто вызывает страх у коллег...

Не могу же я все время улыбаться, чтобы помочь другим преодолеть свою робость. Если я чувствую, что мои коллеги слишком скованы в общении со мной, я предлагаю вместе отобедать.

Каким должен быть фильм, чтобы вы считали его удачным?

В первую очередь он должен пробудить во мне чувства. Когда я смотрю фильмы, то не люблю заниматься домыслами. Мне важно чувствовать героев и их переживания. Я могу смотреть «Незабываемый роман» пять раз подряд, и каждый раз буду смеяться и плакать над одними и теми же сценами.

Легко ли найти любовь в реальной жизни, после того как десятки раз играешь ее на экране?

В кино все кажется больше и красивее. И чем чаще актриса вживается в свое амплуа, тем больше у нее шансов пережить похожие ситуации в жизни. Из-за многократных повторений эмоциональных сцен актеры становятся достаточно чувствительными, более страстными, поэтому за короткое время съемок в состоянии влюбиться в своих партнеров, пусть даже речь идет о мимолетной встрече. Такие отношения длятся не дольше, чем сами съемки. А если дольше — начинаются драмы. Это связано и с тем, что съемки происходят вдали от дома в окружении новых людей.

Вы помните свои романы на съемках?

Самые важные помню. И конечно, никогда не забуду первую любовь, а вот легкие увлечения забываю сразу. Нельзя жить со всеми воспоминаниями, и не все мужчины одинаково важны.

Какие мужчины смогли бы вас соблазнить?

Когда я была моложе, у меня была слабость к Марлону Брандо и Роберту Де Ниро. Но с возрастом мне больше стали нравиться англичане. Например, Алан Бейтс или Джуд Лоу. Они загадочные, сложные и непредсказуемые.