Net-a-porter, The Business of Fashion, Tagwalk, ModaOperandi, Farfetch - ни одной из перечисленных влиятельных онлайн-площадок просто не было бы без этой великой женщины с фундаментальным digital-чутьем. Кармен - самый щедрый и дальновидный инвестор или «фея-крестная модного интернета». Специально для digital-номера ELLE получил эксклюзив: собственную съемку и возможность обстоятельной беседы с темпераментной венесуэлкой.

Кармен Бускетс
Пальто, Emilio Pucci; платье, Dries Van Noten; украшения, собственность Кармен
Фото
Maxim Repin

На наше предложение о сотрудничестве Кармен ответила быстро и с огромным энтузиазмом — на пару дней в Нью-Йорк она прилетела только ради русского ELLE. Бускетс родилась в очень обеспеченной венесуэльской семье и рано открыла собственный магазин, а повзрослев, стала покупать акции, пока окончательно не решила вложить свой капитал в интернет-проекты. Благодаря ее нескромным инвестициям сначала появился онлайн-магазин Net-a-Porter, а затем и все крупнейшие и амбициозные торговые площадки, без которых сегодня невозможно представить полноценного виртуального шопинга. Любопытно, что эта эффектная женщина долгое время оставалась в тени своих громких проектов. Но как только отметила пятидесятилетие — с удовольствием начала сниматься для журналов и давать интервью (что ­из-за частичной глухоты никогда не было для Кармен простым мероприятием). «Мне было важно заявить во всеуслышание, что инвесторами могут быть не только белые мужчины, — объясняет Бускетс. — В индустрии должно быть больше сильных женских голосов». Fashion TechLab, проект, в котором Кармен стала советником Мирославы Дума, еще один повод сделать громкое заявление и вдохновить других.

ELLE В какой момент вы поняли, что будущее модной индустрии за интернет-проектами?

КАРМЕН БУСКЕТС В начале 1990-х у меня был свой магазин Cabus в ­Венесуэле. После первой попытки военного переворота Уго Чавеса мне пришлось пойти на хитрость, чтобы сохранить бизнес: я по DHL отправляла фотографии вещей клиентам за полгода до того, как они появлялись в продаже. Тогда я поняла, что выручка очень сильно зависит от фотографий этих вещей. В 1999-м я услы­шала о зарождавшемся проекте Net-a-Porter. Я не знала Натали Массене до этого, но название сайта мне понравилось настолько, что я тут же решила познакомиться с его создательницей. Нашла ее телефон, позвонила, мы встретились и стали близкими друзьями. Она мне как сестра! На первых порах, признаюсь, я блефовала — делала вид, что денег у меня больше, чем было на самом деле, чтобы раскрутить бизнес. Для меня стало трагедией, когда Yoox выкупил компанию. Но дружба с Натали стала гораздо более ценным приобретением, чем финансовый успех.

ELLE Это вы поспособствовали тому, чтобы Натали Массене присоединилась к команде Farfetch?

К.Б. Да, я познакомила их с Жозе Невешем (основатель онлайн-магазина Farfetch. — Прим. ELLE). Сразу поняла, что Натали там будет на своем месте. Кстати, я мечтала инвестировать в площадку с 2006 года, но удалось мне это только спустя шесть лет. Эти годы ушли на то, чтобы наладить связи с Жозе.

ELLE Ваша роль в проекте Мирославы Думы Fashion TechLab?

К.Б. Я выступаю не только инвестором, но и кем-то вроде советника или консультанта. Хотя, признаюсь, это для меня новый опыт — я впервые ­занимаюсь экомодой.

Кармен Бускетс: "Надеюсь, люди начнут покупать одежду для того, чтобы сделать мир лучше" фото [2]
Жакет, Vera Wang; платье, Azzedine Alaïa; водолазка, Only Hearts; легинсы, Falke; ботильоны, Delpozo; украшения, собственность Кармен
Фото
Maxim Repin

ELLE Как вы понимаете, что перед вами перспективный проект? Срабатывает интуиция?

К.Б. Должно сойтись много факторов. Сначала я всегда знакомлюсь с основателем — если вижу перед собой харизматичного человека с горящими глазами и страстью к своему делу, то понимаю, что мы сработаемся. Потом смотрю на структуру команды. Важно, чтобы внутри компании или стартапа все было сбалансировано. Не должно быть перекосов в сторону излишнего креатива или бизнеса. За столько лет работы в этой сфере я могу признаться, что часто полагаюсь просто на свою интуицию, — она меня еще никогда не подводила.

ELLE Кроме Fashion TechLab, есть еще молодые интересные стартапы?

К.Б. Их много. Меня впечатлил Cult Beauty, онлайн-магазин косметических продуктов. Пока это самый успешный новичок. Недавно я инвестировала в сервисы TagWalk, VillageLuxe, Armarium, Flont — у всех них очень яркое будущее.

ELLE Какое будущее у технологий в моде?

К.Б. На горизонте много перемен. Главное, что решения сейчас все больше зависят от клиентов, а не от марок. Важно слышать голос своих покупателей и понимать, что они хотят получить от моды. Я нащупывала эту стратегию ориентирования на клиентов со своим онлайн-магазином CoutureLab — там я продавала вещи, которые существуют в единственном экземпляре или лимитированные коллекции. Например, меха Revillon Рика Оуэнса, кресла из Эфиопии, расписанные вручную шали из Индии. На мой взгляд, мода будет постепенно уходить от сезонности и диктатуры тенденций. Людям гораздо интереснее выбирать вещи или бренды с историей, наследием, активной социальной позицией против чрезмерного потребительства и загрязнения окружающей среды. Надеюсь, в будущем мы придем к тому, что модный бизнес станет более толерантным к другим культурам, а клиенты начнут покупать одежду не просто для того, чтобы выглядеть модно, а чтобы сделать мир вокруг себя лучше. Что еще? В мечтах — это индустрия, где вовсю развивается виртуальная реальность; бренды легко открывают информацию, где именно и в каких условиях производится их одежда, и им за это не стыдно. Эпоха модных селебрити прошла, и наступила эра дизайнеров из разных концов света. В мире постоянно открываются pop-up-магазины, существует только экологичная упаковка, и нет больше никаких Недель моды — марки сами выбирают города и площадки для показов. По-моему, неплохая картинка!

ELLE Мы много говорим об онлайн-шопинге. Вы сами покупаете одежду в интернете?

К.Б. Скажу больше, я покупаю одежду только онлайн! Давно не хожу по магазинам. Заказываю совершенно разные марки: от независимых дизайнеров из Индии, Индонезии и Африки до знаменитых марок. Люблю Alaïa, Bottega Veneta и Рика Оуэнса. Как видите, я обожаю украшения, предпочитаю надевать сразу все, что есть (смеется). А еще у меня страсть к ярким кимоно!

ELLE У вас отличное чувство юмора. Можете вспомнить забавную историю из бизнеса?

К.Б. Конечно! В 2001 году я в первый раз организовала распродажу для VIP-клиентов. Дело было в Лондоне, интернет только входил в нашу жизнь, и почти ни у кого из клиентов еще не было электронной почты. Мы сидели дома у подруги и создавали всем имейлы. Тут приходит одна из наших клиенток— аристократка греческого происхождения, элегантная дама, увешанная бриллиантами, и с потрясающим чувством юмора. Я говорю ей: «Дорогая, нужно сделать тебе почту на hotmail». А вы сами слышите, что акцент у меня все-таки есть. Эта гречанка смотрит на меня с недоумением, и я вижу, как ее глаза расширяются. Потом она смеется и отвечает: «Подождите, но у меня уже есть один hot male («горячий парень»), и мы счастливы в браке, а сюда я пришла просто одежду купить!» Такие истории про интернет я обожаю!