Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Режиссер Иван И. Твердовский: «Я не демонизирую Минкульт»

Иван И. Твердовский — о своей драме «Подбросы», сотрудничестве с полицией и гражданской осознанности

Прокатная судьба драмы «Подбросы» от автора фестивальных хитов «Класс коррекции» и «Зоология», 29-летнего режиссера Ивана И. Твердовского, долгое время висела на волоске. Несмотря на победу картины на «Кинотавре» (приз достался исполнительнице главной женской роли, актрисе Анне Слю), участие во всевозможных фестивалях и международный прокат, ни один дистрибьютор поначалу за фильм не брался. Причина — в его острейшей злободневности. «Подбросы» рассказывают историю выросшего в детдоме подростка Дениса (дебютант Денис Власенко), который с ранних лет обнаружил у себя редкое заболевание — нечувствительность к физической боли. Суперспособностью Дениса решает воспользоваться нашедшая его мать (Анна Слю): она крадет сына из детского дома и с помощью банды, состоящей из судьи (Александра Урсуляк), адвоката (Вильма Кутавичюте) и полицейского (Данил Стеклов), втягивает в серию опасных афер — Денис должен прыгать под колеса автомобиля и притворяться тяжело пострадавшим. Фильм мог бы и не наделать большого шума, если не брать во внимание, что все вышесказанное — реальная история.

Режиссер Иван И. Твердовский: «Я не демонизирую Минкульт» (фото 1)

ELLЕ Идея фильма «Подбросы» родилась на съемках вашего документального проекта про российскую полицию. Как вы решились высказаться на эту крайне болезненную в нашей стране тему?

Иван И. Твердовский Несколько лет назад меня часто останавливали на дорогах. Я тогда монтировал фильм и почти круглосуточно сидел за компьютером, а в город выезжал только ночью. Мой крайне пожилой автомобиль вкупе с уставшими красными глазами провоцировали сотрудников ДПС на всевозможные проверки: меня обязательно заставляли дышать в трубку и сдавать анализ мочи. В какой-то момент я стал так много времени тратить на эти процедуры, что у меня появились знакомые полицейские, с которыми наладился определенный контакт. Я понял, что глупо было бы это не использовать — если не брать в расчет сериал «Менты», внутренняя кухня полиции совершенно не раскрыта ни в документальном, ни в игровом кино. Мне захотелось организовать культурное путешествие в эту неизведанную среду. В итоге образовалось несколько сотен часов документальных съемок, которые я надеюсь смонтировать в фильм. Пока в планах сделать мультимедийную выставку «Сегодня на дорогах будет туман» — она должна открыться весной.

Режиссер Иван И. Твердовский: «Я не демонизирую Минкульт» (фото 3)

@tverdovskiy

Главный герой фильма Денис — реально существующий человек?

Нет, но ситуация, в которую он попадает, не выдуманная. Во время съемок проекта я познакомился с полицейским, который использовал подростков, чтобы провоцировать мелкие ДТП, после чего вымогал деньги у людей, а если они не велись, передавал дела в суд. Он честно во всем признался, но у меня не было возможности заснять его — человек был против. Я не поверил, что такие вещи могут происходить в действительности. Из моей рефлексии по поводу этой истории родился Денис — как некий супергерой, который впервые попадает в жернова этой беспощадной системы, хотя родился и вырос при нынешнем президенте. Мне захотелось осмыслить судьбу и самоощущение поколения, которое прожило всю жизнь при одном бессменном политическом строе.

Режиссер Иван И. Твердовский: «Я не демонизирую Минкульт» (фото 5)

@tverdovskiy

Вы не боитесь реакции со стороны полицейских и судей, которые могут узнать себя в ваших персонажах?

Мне есть что им ответить. В своем кино я занимаю четкую позицию как автор — я ставлю вопросы и оставляю за зрителем право самим делать выводы. И потом, даже если бы я в открытую критиковал существующую систему, любой полицейский и любой судья сказал бы, что история «Подбросов» совершенно нереальна. И не нашлось бы ни одного аргумента против. Фильм задумывался два года назад, когда творящийся в стране абсурд только набирал обороты, но за это время темп, с которым это колесо крутится, увеличился в разы.

И в то, что кино может способствовать реальным переменам в обществе, верится слабо.

Проблемы нельзя замалчивать, а это именно то, что сейчас происходит в стране. Я не увидел на российских кинофестивалях в этом году острых фильмов на злободневные темы. Многим в принципе неинтересно снимать такое кино — люди выключают себя из реальности и умудряются организовать жизнь таким образом, чтобы проблемы их не касались. Другие же играют по правилам, понимая, что, если хочешь стабильно работать и хорошо зарабатывать, нужно соблюдать негласный кодекс, запрещающий открытые высказывания.

Режиссер Иван И. Твердовский: «Я не демонизирую Минкульт» (фото 8)

@tverdovskiy

Ваши фильмы выходят в международный прокат. У западных зрителей не возникает проблем с пониманием того, что вы хотите сказать?

На Западе Россию в контексте современной культуры понимают очень хорошо. Но без перегибов не обходится — с учетом существующего новостного поля иностранные зрители во всем винят президента страны и правительство. Это для них центр зла. Солнце не вышло сегодня — виноват Путин. Мне приходится объяснять, что я не политический манифест делаю, а пытаюсь оценить само российское общество и время, в которое оно живет. Мое кино не имеет отношения к той политической ситуации, которая сложилась на сегодняшний день.

Режиссер Иван И. Твердовский: «Я не демонизирую Минкульт» (фото 10)

Кадр из фильма «Подбросы»

Все три ваши картины созданы при поддержке Министерства культуры. Как вы считаете, почему в нашей стране могут дать реальный тюремный срок за неподчинение полицейскому и с легкостью выделить бюджет на остросоциальный фильм?

Я так же, как и вы, не понимаю, почему это происходит. Однако я не склонен очернять и демонизировать Министерство культуры. Это действующий институт господдержки, где есть комиссия, в которую входят хорошо знакомые нам люди — актеры, режиссеры, сценаристы и продюсеры. Проходит очная форма защиты проекта, и если все проголосуют за фильм, мне кажется, даже мнение министра культуры не сможет изменить эту ситуацию. Казалось бы, это невозможно, но нашумевшая резко радикальная картина «Человек, который всех удивил» Наташи Меркуловой или «Кислота» Александра Горчилина были сняты при поддержке Минкульта. При этом у нас сегодня в самом разгаре дело «Седьмой студии». И как эти вещи уживаются между собой — непонятно.

Видео начнется после рекламы

Однако даже с поддержкой Минкульта и победой на кинофестивалях вы поначалу сомневались в том, что фильм покажут в российских кинотеатрах.

Да, долгое время ни один прокатчик не хотел за него браться. Это вообще тенденция в российском авторском кино сегодня — достойные картины, в том числе из конкурса «Кинотавра», нечасто доходят до экрана. В 2014 году, когда выходил «Класс коррекции», дистрибьюторы еще были готовы идти на риск, да и аудитория у авторского кино была шире. Так что «Подбросам» со ста копиями в нынешних реалиях, можно сказать, повезло.

Режиссер Иван И. Твердовский: «Я не демонизирую Минкульт» (фото 14)

Кадр из фильма «Класс коррекции»

Многие не любят авторское кино за так называемую «чернуху». Помню, когда в прошлом году с разницей в несколько месяцев вышли «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, мы в редакции обсуждали разницу в подходах к изображению общественных проблем. Американская картина при всей ее жесткости кажется гораздо более оптимистичной.

Думаю, это вопрос восприятия национального кинематографа. Если послушать польских зрителей, я уверен, найдутся те, кто скажет, что после фильмов Томаша Василевского жить не хочется, а у Звягинцева — свет в конце тоннеля. Просто «Нелюбовь» затрагивает наше культурное и социальное пространство, понятно, что нас это задевает сильнее. Кстати, для американской киноиндустрии, где каждый год выходит классный романтический мюзикл, «Три билборда» тоже стали беспросветной чернухой. А для нас в этом фильме есть надежда. Почувствуйте разницу.

Режиссер Иван И. Твердовский: «Я не демонизирую Минкульт» (фото 16)

Кадр из фильма «Зоология»

Какие три фильма или сериала из недавно вышедшего вы бы рекомендовали к просмотру любителям хорошего авторского кино?

Лично я очень жду новые серии сериала «Звоните ДиКаприо» — это совершенно неожиданный проект и для российской действительности, и для режиссера Жоры Крыжовникова, который сильно вырос как художник. Еще на меня произвела неизгладимое впечатление шведская картина «На границе миров» про людей-троллей, показанная в секции «Особый взгляд» в Каннах. Ну и, конечно, «Дом, который построил Джек». Мне близок Ларс фон Триер и его взгляд на вещи. Интересно наблюдать за тем, как он меняется и растет.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз