Интервью ELLE с Дарьей Златопольской
Дарья Златопольская

ELLE В чем, на ваш взгляд, заключается успех современного телевидения и его ценность? Почему в эпоху социальных сетей люди по-прежнему смотрят ТВ?

ДАРЬЯ ЗЛАТОПОЛЬСКАЯ В этом и заключается парадокс: площадок и источников информации стало настолько много, что у зрителей возникла необходимость консолидироваться в каком-то одном месте в определенный момент.

Во-первых, это вопрос выбора. Когда вокруг тебя существует огромное количество источников контента, иногда хочется, чтобы кто-то этот выбор уже за тебя сделал. Людям нравится, когда за них планируют время и делают конкретное предложение.

Во-вторых, это экспертиза. Хочется получить всю необходимую информацию в одном месте и на должном уровне. Поэтому, кстати, мне кажется, что у журналов и печатных медиа есть будущее. Просто важно не пытаться угнаться за соцсетями и инфлюенсерами, а давать экспертизу и ориентиры самого высокого уровня. Фотосъемка великого фотографа все равно лучше выглядит в напечатанном виде.

Также и телевидение должно не стремиться спорить с YouTube, а давать то, что интернет дать не может — атмосферу, возможность объединить в одном месте в одно время такую аудиторию и такое количество экспертов, звезд, возможностей съемки.

Телевизор как объект всегда был элементом домашнего очага; чем-то объединяющим; местом, вокруг которого собиралась семья. У зрителей осталась эта потребность — собраться всем вместе в определенное время и посмотреть свою любимую передачу. Некий психологический момент — наступит 21:00, и ты будешь смотреть продолжение интересной тебе истории. Если вы обратите внимание, то многие онлайн VOD-платформы, где ты смотришь то, что ты хочешь и когда хочешь, стараются создавать «эффект телевидения». Допустим, очередной эпизод сериала выходит в определенный день в определенное время для того, чтобы у пользователей возникало это ощущение предвкушения момента, ожидания чуда, когда ты сможешь снова встретиться со своими любимыми героями. Сейчас эта потребность стала более очевидной.

Тем не менее, если поговорить про новые медиа — у вас есть Телеграм-канал «Белая студия». Насколько сегодня для вас это любимое увлечение? Вы сами им занимаетесь, или на вас работает команда смм-специалистов? Как вы соблюдаете баланс «личное/профессиональное»?

Интервью ELLE с Дарьей Златопольской
Дарья Златопольская на съемках программы «Белая студия» с Никитой Ефремовым

Все-таки это не совсем мой личный канал, а некая производная от того, что я делаю на телевидении — одноименной программы «Белая студия». Поэтому каналом в Телеграме занимаются те же люди. Они же ведут и другие аккаунты «Белой студии» в социальных сетях. Но, разумеется, я принимаю в этом самое активное участие, так как во многом ТГ-канал ассоциируется со мной лично. Я стараюсь, чтобы все посты, которые там появляются, соответствовали моим представлениям о том, что важно, что интересно, что правильно. Мне нравится этот принцип Телеграма, как некоего дневника, где ты записываешь свои мысли и наблюдения, реагируешь на происходящее. Маленькое медиа, где ты можешь делиться тем, что соотносится с сегодняшним днем. Тем, что произвело на тебя впечатление здесь и сейчас. К слову, у меня не было и до сих пор нет личных аккаунтов в социальных сетях.

Другое дело: я как потребитель. Я очень внимательно отношусь к тому списку каналов, которые сама читаю. Есть опасность провалиться в так называемую «кроличью нору», часами переходить по ненужным тебе ссылкам и читать посты с ненужной информацией. Поэтому я взяла за правило каждый раз спрашивать себя: то, что я узнала сейчас из этого источника, действительно было нужно знать? Это та информация, без которой не обойтись? Я бы пожалела, что это не услышала, не увидела, не узнала? Эти осознанные вопросы очень помогают адаптировать и почистить список источников информации — каналов и так далее, — чтобы это было питательное потребление информации, а не просто выпадание из реальности. Помните, в фильме «Начало» герой Леонардо Ди Каприо учит тому, как понять — ты в своем сне или нет? Нужно задать себе вопрос: «Как ты здесь очутился?»  В отношении социальных сетей — это отличный совет. «Как ты здесь очутился?» Ты должен быть уверен, что та информация, которую ты сейчас получаешь, на пользу, что ты здесь для того, чтобы получить то, что нужно тебе. Очень легко «обнаружить себя не в своем сне».

Почему герои «Белой студии» — только мужчины? И не думаете ли вы про аналогичный проект для женщин? Вы ведь часто подчеркиваете, как приятно находиться в компании невероятно умных женщин…

Интервью ELLE с Дарьей Златопольской
Дарья Златопольская и Андрей Кончаловский — герой программы «Белая студия»

Так сложилось само собой, это не было первоначальной задумкой. Первый герой — мужчина, второй, третий… Так, по совпадению, это стало некоей формой программы, которая идет уже 11 лет. Получилась интересная концепция «на контрастах»: черное и белое, женская позиция и мужская, два мира, которые открываются друг другу.

Вне «Белой студии» я встречалась с просто потрясающими женщинами: Галиной Павловной Вишневской, Майей Михайловной Плисецкой, многими международными звездами. Конечно же, женщины мне очень интересны! Что касается отдельной программы с женщинами и о женщинах… Мне было бы интересно это делать. Возможно, не столько даже с известными героинями — с женщинами разной судьбы.

Когда в этом году мы снимали программу «Синяя птица», то очень много внимания уделили именно знакомству с семьями наших участников. Вроде бы банальная вещь, как писал Евтушенко, «людей неинтересных в мире нет», но ты не перестаешь поражаться тому, насколько каждый раз это абсолютно фантастические истории. К нам приходят мамы, папы, бабушки и дедушки — и каждый раз ты открываешь для себя невероятную судьбу, о которой хочется рассказать. Все великие книги написаны не про знаменитостей, они про самых обычных людей. Та же Анна Каренина — просто женщина, которая влюбилась в другого и ушла от мужа. Она не была звездой кино или губернатором. Просто люди, которые проживают какие-то экзистенциальные обстоятельства в своей жизни. Не знаю, будет ли повод сделать какую-то новую программу, про женские судьбы, но для меня это звучит интересно.  

Вы упомянули конкурс талантов «Синяя птица». Вы восемь лет являетесь вдохновителем и руководителем проекта. Удалось ли за это время развить профессиональную интуицию на вундеркиндов? Вы понимаете заранее, что перед вами настоящий гений?

Интервью ELLE с Дарьей Златопольской
С участниками конкурса «Синяя птица»

Простите, но само слово «вундеркинд» я не люблю. Звучит так, будто это «неведома зверушка». Как бородатая женщина в цирке. На телевидении и в других медиа это действительно делают очень часто: кажется заманчивым показать зрителю такого необыкновенного ребенка, который в пять лет одновременно играет на шести музыкальных инструментах. Но лично для меня важно другое — находить ребят, у которых действительно есть блистательное будущее в их профессии. Чтобы не получилось: сейчас ему 7 лет, и он всех удивил, а когда ему будет 12 — это уже не будет интересно. Важно находить таланты, удивительные сами по себе, вне возраста. Когда мы потом приглашаем детей из «Синей птицы» в наши другие большие проекты («Юбилей полета человека в космос» на космодроме Байконур, Концерт Победы на Мамаевом кургане), то никогда не делаем ставку на то, что они маленькие. Мы просто знаем, что этот ребенок справится с той или иной задачей или произведением не хуже, чем главные артисты страны, которые будут рядом с ним. Например, у нас был такой проект — «Реквием» Роберта Рождественского, где артисты читали стихи из этой поэмы. В нем участвовали лучшие артисты страны: Евгений Миронов, Марина Неелова и многие другие. В том числе и героиня «Синей птицы» Вита Корниенко. Она сейчас очень востребованная актриса (снималась в фильмах «Ника», «Иван Денисович», «Лёд 2», «Капитан Волконогов бежал», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Северное сияние» и т.д.). Вита участвовала в проекте не потому, что она маленькая девочка. Она действительно невероятно одаренная и звучала на таком же высоком уровне, как и другие артисты.

Вы упомянули про интуицию. На самом деле не нужно обладать какой-то специальностью или развить шестое чувство, чтобы понять, что талантливо. Талант — это всегда про внутренний отклик. Вы слушаете другого человека, но вам кажется, что он рассказывает про какие-то ваши переживания. Вам кажется, что этот артист все про вас знает, что именно про вас сейчас рассказывает. Талант — это проводник к лучшей версии себя, к пониманию себя. Это не про других, это про то, что откликается в нас самих.

Смотрите шоу «Синяя птица» по воскресеньям в 18:00 на телеканале «Россия». Каждую неделю вас ждет знакомство с талантливыми детьми и их семьями из разных уголков страны. А в нашем проекте на ptica.woman.ru — новости, интервью и всё, что осталось за кадром. Следите за обновлениями!

Как помочь ребенку унять волнение перед эфиром? Все-таки они выходят на такую колоссальную аудиторию! У вас есть психолог-советчик на программе? Или вы выполняете эту роль?

И я сама, будучи мамой, нередко выступаю в роли психолога. И вся наша команда, и жюри, и редакторы. Мы относимся ко всем участникам, как к хрупким хрустальным вазочкам: стараемся, чтобы им было максимально комфортно; чтобы ничего не смущало; чтобы опыт участия в «Синей птице» помог им в будущей жизни, послужил подушкой безопасности. Для нас это принципиально важные вопросы.

Плюс наши участники — это уже маленькие профессионалы. Они занимаются любимым делом по пять-шесть часов в сутки: будь то музыкальный инструмент, хор или цирковые трюки. Это далеко не первое выступление в их жизни. Они уже знают, что такое выходить на сцену перед большой аудиторией. Помимо этого, у них у всех есть наставники — еще одна важная тема «Синей птицы». У нас даже есть специальный грант, который мы каждый год вручаем учителям-педагогам. Ведь такого уровня мастерства достигнуть без профессионального наставника просто невозможно. Педагоги — это те люди, которые и являются защитниками и психологами наших участников, их вторыми мамами и папами.

Как программа «Синяя птица» помогла вам в воспитании вашего сына? Какая вы мама?

Интервью ELLE с Дарьей Златопольской
Дарья Златопольская с сыном Львом

Я изначально хотела делать программу, которую было бы интересно смотреть моему сыну. И он действительно ее смотрит с малых лет! Он был на многих съемках и репетициях. Знает многих участников, некоторые стали его друзьями. Мне было важно сделать программу, которую было бы нескучно, полезно и «заразительно» смотреть другим детям. Чтобы маленький зритель мог увидеть ребят, на которых можно и хочется равняться. Чтобы юные зрители тоже захотели играть на фортепиано, петь и ходить на тренировки.

Что касается помощи программы в воспитании… Конечно! Когда ты много общаешься с другими детьми, то понимаешь, как правильно и со своим ребенком разговаривать. Честно скажу, я достаточно безумная мама. Сын — мой абсолютный приоритет, и все мои знакомые в курсе этого. Мне кажется, что так важно ценить каждый момент детского взросления. Они так быстро растут! Он уже не будет снова маленьким, потом — не будет снова школьником. И я пожалею, что многое не сделала и не увидела. Поэтому я максимально стараюсь быть с ним здесь и сейчас, провожу вместе с ним то время, которое очень скоро закончится. Главный урок «Синей птицы» — уделяйте своим детям время. Расставьте правильно приоритеты. Я сама это особенно остро почувствовала, когда не стало моего папы. С одной стороны, ты все равно думаешь, как много не успел, не сделал, не сказал. Но с другой — какое же счастье, что все-таки мы успели так много времени провести вместе, всей нашей большой семьей, это всегда было для меня важно. Нужно хорошо для себя понимать, что в жизни уходящее, а что можно сделать завтра.

Я всегда стараюсь жить настоящим. Я не хочу вернуться ни в какой момент в своей жизни, не хочу, чтобы мне сейчас снова было 10, 20 или 30 лет. Ну, может быть, хорошо бы остановиться на 45. (Смеется.) Время бежит вперед — это его свойство. С этим ничего не поделать. Но мы можем с ним синхронизироваться. Все же часто мечтают, чтобы что-то быстрее наступило, либо хотят всеми силами вернуться в прошлое. Мы вечно пытаемся от времени либо убежать, либо догнать его, а надо просто идти в его ритме. В детской песенке из «Приключений Электроника» есть чудесные строки: «Бьют часы на старой башне, В этом мире должен каждый Не спешить, не отставать. В этом мире должен каждый Слушать время и отважно, В ногу с временем шагать…» «Не спешить не отставать» и «в ногу с временем шагать» — очень точный рецепт.

Вы чувствуете, что у нынешнего поколения детей из-за влияния социальных сетей есть потребность в молниеносной славе? Они не хотят стать успешными, «когда вырастут», а хотят прямо сейчас заполучить миллионы подписчиков?  

На программу приходят дети, у которых есть наставники, способные вовремя объяснить: все, что быстрое, оно и быстро проходящее. Это такой закон. Как химическая реакция: если она идет интенсивно, то и проходит молниеносно. Дым, искры… И все! Закончилось! Я думаю, что дети, которые приходят на «Синюю птицу», и те, которые её смотрят, это прекрасно понимают. Кроме того, все дети видят примеры того, как кто-то быстро становится знаменитым, и как потом быстро мы про этого человека забываем. Через три года вы даже не вспомните его имя. А в то, что современные социальные медиа и Интернет могут сильно изменить и испортить молодое поколение, я не верю. Человек на 99% остается такой же, какими были люди 50, 100, 200 лет назад. Для каждого человека самое главное — это другой человек. Тот, кого ты любишь: друзья, близкие, те, кому тебе хочется понравиться. Если ты хочешь произвести на кого-то впечатление, то ты всегда предпочтешь живые глаза и живой восторг виртуальным лайкам и сердечкам. Поэтому в этом смысле я верю, что молодое поколение прекрасное, и у него все хорошо с ориентирами.

За девять сезонов программы «Синяя птица» вы видите, что талантов в каких-то областях стало больше/меньше?

Интервью ELLE с Дарьей Златопольской
Дарья с сыном Львом и Юрием Норштейном

Есть какие-то базовые вещи. Например, музыка. В России очень сильная классическая музыкальная школа. Может быть, это наша речь так влияет, природа и все эти бескрайние пространства… Но в каждом поколении неизменно появляются абсолютно гениальные музыканты. И как бы ни складывалась ситуация, наши музыканты во всем мире очень востребованы. Что меняется? Мне кажется, что становится больше ребят, которые занимаются уличной культурой: от танцев типа хип-хопа до роликов, воркаутов и скейтбордов. Это здорово! Так как помогает детям из маленьких сел и городов еще больше развиваться, проявлять себя, добиваться больших результатов, становиться чемпионами мира, устанавливать рекорды. Одним из героев «Синей птицы» был мальчик с компрессионным переломом позвоночника. Врач сказал ему чаще висеть на турнике, чтобы выправить спину. И он не только поправился, но и дошел до такого фантастического уровня мастерства, что делает, например, гимнастический элемент «перелет Ткачева», который исполняют олимпийские чемпионы. Очень вдохновляющий пример!

Близится Новый год. Вы из тех людей, кто подводит какие-то персональные итоги и строит планы на будущее?

Я все время стараюсь жить в осознанности, смотреть на себя со стороны и что-то подправлять в процессе. То есть у меня эти итоги — постоянная история. У американцев есть такая традиция: писать New Year's resolutions. Ежегодные обещания: бросить курить, заняться спортом, выучить иностранный язык… Но требовать от себя слишком многого в новом году — это не путь к счастью. Мне кажется, что Новый год всегда дает нам какой-то шанс просто стать чуть другими, чуть лучше. Особенно я люблю и ценю время в начале января, вплоть до Старого Нового года — праздника, который существует только в России. Это дни обновления, временная пауза, момент побыть с самим собой, перезагрузиться, остановиться и что-то в себе и вокруг себя изменить.