24-летнюю Стэйси Мартин пока не узнают на улицах, но ее это не волнует. Дебютная роль в фильме датского провокатора Ларса Фон Триера открыла перед актрисой двери на съемочные площадки, важные ей самой.

Стейси Мартин
Пальто, Miu Miu
Фото
Kai Z Feng

Роль в «Нимфоманке» Ларса фон Триера обеспечила Стэйси грандиозный прорыв — начинающая актриса получила входной билет в большое кино и контракт с модным брендом Miu Miu.

Когда я впервые встретилась с Мартин около года назад, она с энтузиазмом, гордостью и блеском в глазах рассказывала о своем мотоцикле Honda CGM125, который, по сути, был немногим лучше, чем скутер развозчика пиццы. Вот и на этот раз я ожидала, что Стэйси появится передо мной в кожаной куртке и со шлемом под мышкой. Однако в кафе лондонского Сохо Мартин пришла в элегантной шелковой блузке, узких джинсах и кедах. С нескрываемым удовольствием хрупкая молодая актриса сообщила: в последнее время у нее было так много дел, что она даже не успела продлить водительские права.

«Моя актерская карьера чудесным образом началась так, что все самое плохое я пропустила, — признается Стэйси. — Мне не пришлось участвовать в дешевых постановках в каких-нибудь барах. Я получила шанс стартовать на очень высоком уровне». Упомянутый шанс — роль в нашумевшей «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Пятичасовая картина рассказывает о женщине по имени Джо, которая страдает от сексуальной зависимости. Взрослую Джо сыграла Шарлотта Генсбур. Мартин, которой сейчас 24, — героиню в юности.

Стейси Мартин
Кардиган, юбка, все — J.W. Anderson; ­туфли, Miu Miu
Фото
Kai Z Feng

Подобная роль — довольно смелое начало для девушки, которая никогда прежде не была на съемочной площадке. В 2012 году Мартин изучала массовые коммуникации в лондонском колледже и относилась к актерской игре как к любимому хобби. Стэйси посещала занятия в Центральной школе сценической речи и драматического искусства, где на нее и обратил внимание директор по кастингу Дес Хэмилтон, искавший актеров для «Нимфоманки». Именно он убедил Мартин отправиться на пробы и встретиться с фон Триером в Копенгагене.

Стейси Мартин
Рубашка, Miu Miu; юбка, Isa Aftren
Фото
Kai Z Feng

Многих актрис такая откровенная роль отпугнула бы. Но Мартин согласилась на нее без колебаний. «Никогда раньше я не ощущала себя настолько голой! Ежедневно по четыре часа мне делали искусственную вагину», — смеется Стэйси. «Псевдогениталии» подтверждают профессиональный компромисс — в постельных сценах смелую девушку подменяла порноактриса.

«Ларс очень точно представлял себе, какой результат хочет получить, — говорит Стэйси о режиссере. — Мы заключили сделку. Он пообещал, что выслушает меня, если я запутаюсь или почувствую себя не в своей тарелке. Это удивительное ощущение, когда настоящий гений говорит тебе: «Мы в одной команде, все будет хорошо».

Стейси Мартин
Платье, Simone Rocha; рубашка, Desiderata
Фото
Kai Z Feng

Помню, как после премьеры многие говорили о том, что в «Нимфоманке» «эксплуатируют» женщин. Однако никто не спорил с тем, что центральные персонажи в фильме получились гораздо более глубокими и сложными, чем героини среднего голливудского блокбастера. «Когда я впервые прочитала сценарий, представила себе сильную женщину, прошедшую через страдания. Я осознавала, что не хочу играть просто озабоченную героиню», — подтверждает Стэйси.

Последнее достижение восходящей звезды франко-британского происхождения — главная роль в рекламной кампании Miu Miu. Мартин стала лицом дебютного аромата марки. После выхода «Нимфоманки» на экраны сотрудничеством с ней заинтересовалась хозяйка бренда Миучча Прада и в прошлом году пригласила Стэйси на свой показ, где они впервые встретились. Актрису искренне удивил интерес со стороны модной индустрии. «Миучча сказала мне: «Спасибо! Примите мои поздравления». Я даже переспросила: «Мне спасибо? За что?» — рассказывает Стэйси. — Созданные Прадой модели одежды такие смелые, даже дерзкие. Из них складывается история. Ее команда работает с настоящими художниками. Я раньше никогда не видела моду такой — умной и изобретательной».

В подростковом возрасте Мартин подрабатывала моделью, но к высокой моде отношения не имела. «Там меня просто не замечали»,— говорит она. Близко познакомиться с fashion-индустрией она смогла только сейчас. «Поездка на показ в ­Париж была чистым сюрреализмом. Там же никто ни с кем не разговаривает, все притворяются друзьями, но на самом деле постоянно висят на телефоне. То, что я там увидела, — мода в ее экстремальных проявлениях», — вспоминает Мартин.

Стейси Мартин
Свитер, Guernsey; колье, Miu Miu; очки, Prada; солнце­защитные очки, Miu Miu
Фото
Kai Z Feng

«А еще я посетила Met Ball (бал Института костюма, который ежегодно проходит в нью-йоркском Метрополитен-музее. — Прим. ELLE), и мне было страшно. Люди смотрят на фотографии с красной дорожки и не догадываются, что все важные гости дожидаются своего выхода в порядке общей очереди. И ведь это не очередь в метро или в супермаркете Tesco: перед тобой Бейонсе, а у тебя за спиной — Брайан Крэнстон. Рядом со мной стояла Карин Ройтфельд, и, поскольку это был мой первый Met Ball, она посоветовала мне загадать желание, когда я буду подниматься по лестнице». Что именно она загадала, Стэйси не признается — иначе желание не сбудется.

Хотя Мартин с легкостью поднялась на верхние ступени в киноиндустрии, она придерживается привычного образа жизни. В детстве ей пришлось поездить по миру — из-за работы родителей девушка росла где-то между Парижем и Токио, но вот уже шесть лет живет в Лондоне. Место обитания актрисы — хипстерская колония Стоук Ньюингтон, где она живет вместе с бойфрендом — музыкантом Дэниелем Блумбергом. По словам Стэйси, на улицах ее узнают редко: «Знаете, это здорово — сперва пройти по красной дорожке, а потом оказаться в метро, в толпе людей, и быть просто обычным человеком».

Стейси Мартин
Пальто, Miu Miu; рубашка, Sunspel; джинсы, Frame; туфли, Miu Miu
Фото
Kai Z Feng

Мартин привлекает не слава — она ищет проекты, интересные лично ей. За «Нимфоманкой» последовали экранизация романа Дж. Г. Балларда «Высотка» (с участием Тома Хиддлстона, Джереми Айронса и Элизабет Мосс), итальянская готическая лента «Страшные сказки» (в российском прокате с 10 сентября. — Прим. ELLE) и детективный триллер «Дама в очках и с ружьем в автомобиле» (в прокате с 1 октября. — Прим. ELLE). Еще одна недавняя работа — роль во французской ленте «Детство лидера», адаптации рассказа Жан-Поля Сартра, в которой партнером Мартин стал Роберт Паттинсон. Как ей работа со звездой таблоидов и кумиром девочек-подростков? «Головокружительно! Каждый день приносил что-то новое. Брэйди (Корбет, режиссер фильма. — Прим. ELLE) собрал отличный актерский состав».

На съемочных площадках Мартин нередко работает со звездами, но при этом фильмы, в которых она снимается, далеки от мэйнстрима и кассовых хитов. Стэйси предпочитает оставаться в независимом секторе, «в миллионах километров от всех этих селебрити». Будучи наполовину француженкой, она смотрит на вещи со свойственной ее нации безмятежностью, которой можно лишь позавидовать.

«Англичане говорят, что я в большей степени француженка, французы утверждают, что я стала англичанкой. Да, я чувствую, что становлюсь парижанкой, когда раздражена или в плохом настроении. С другой стороны, слишком часто извиняюсь — даже когда в этом нет необходимости», — откровенничает Мартин. В Стэйси есть и приятное простодушие, искренность, граничащая с непосредственностью. Сама она не считает себя особенной, но сотрудничество с фон Триером определенно наделяет ее весомым статусом в киноиндустрии.

Стейси Мартин
Рубашка, Fred Perry; юбка, сумка, все — Miu Miu
Фото
Kai Z Feng

«В настоящее время в кино есть много ролей для женщин, но в то же время их недостаточно. Я никогда не работала на площадке, где бы ко мне относились неуважительно, но я не сомневаюсь, что многие актрисы сталкиваются с колоссальным давлением, вызывающим стресс. Лично я не хотела бы всю жизнь думать о том, как мне остаться привлекательной, — говорит Мартин. — Буквально на днях я разглядывала постеры к фильму «Супер Майк XXL» и размышляла о том, что привыкла видеть женщин на подобных рекламных материалах. Почему обычно мне кажется это оскорбительным, а с «Супер Майком» — нет? Сложный вопрос».

Стейси Мартин
Пальто, джемпер, все — Miu Miu
Фото
Kai Z Feng

«Для меня быть феминисткой — значит жить естественно. Это не акция, на участие в которой вы подписываетесь. Я верю в равенство между полами в более широком смысле — в равенство между людьми с разными взглядами на жизнь. С моей точки зрения, это и есть гуманизм».

Любимые актрисы Мартин — Изабель Юппер и Жюльет Бинош. Роли, которые она хотела бы исполнить, — Стелла или Кэтрин из пьес Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» и «Внезапно, прошлым летом». «Это женщины, справившиеся с непростыми ситуациями, бросившие вызов миру, — объясняет Стэйси. — Я сама не из таких. Да, я стараюсь играть сильных личностей, но меня точно не назовешь суперженщиной. Например, я боюсь высоты!»

Она всегда была склонна к самопознанию и недавно обратилась к шаману из духовного объеди­нения «Золотая колибри», популярного среди звезд: «Выяснилось, что у меня два тотемных животных: олень и черепаха. Я вижу в этом определенную логику — мне нравится путешествовать, я люблю перемены, но при этом не склонна торопить события и трачу много времени на поиск подходящих ролей». Впрочем, со стороны кажется, что подходящие роли сами находят Стэйси. Так что мотоциклу пока придется подождать.