Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Евгения Ниархос: "Сегодня молодые дизайнеры пытаются разрушить стереотипы ювелирного мира"

В генеалогическом древе собеседницы Марии Байбаковой — Евгении Ниархос — сплелись греческие, французские и даже мексиканские корни. В лондонской оранжерее геммолог и ювелир (и уже потом — наследница одной из самых состоятельных династий в мире) рассказала о детстве среди шедевров импрессионизма и о влиянии Венеры на жизнь

Мария Байбакова Наша беседа и съемка не случайно проходят в этой симпатичной оранжерее. Тема июльского номера, условно, «Зеленые душой». Будет символично, если для начала мы поговорим о ваших корнях. Как я понимаю, вы гречанка, но выросли в Штатах? В вас смешались довольно разные культуры. К какой из них вы себя причисляете?

ЕВГЕНИЯ НИАРХОС Я родилась в Нью-Йорке и по паспорту американка. Но росла в Париже — прожила там около пятнадцати лет. Мой отец — грек, а у мамы очень пестрая смесь: есть и ирландские, и английские, и мексиканские, и немецкие корни.

Какой язык для вас самый привычный, родной?

Смесь французского и английского. Сколько себя помню, мы постоянно перескакивали с одного на другой. Вот и сегодня общаемся так с братьями и сестрами. В школе я учила греческий, но в повседневной жизни на нем не говорю.

Евгения Ниархос: "Сегодня молодые дизайнеры пытаются разрушить стереотипы ювелирного мира" (фото 1)

На Марии: платье из атласа, Roksanda; кольцо, Venyx; туфли, собственность Марии. На Евгении: платье из шифона, водолазка из полиамида, все — Missoni; серьги, кольца, все — Venyx; сапоги, собственность Евгении

ФОТОElena Pirogova-MaresСТИЛЬstela ariion

Ваша семья широко известна меценатством и патронажем ­искусства. Какую роль это сыграло в вашей жизни?

Искусство всегда было одной из важнейших составляющих моей жизни. Ходить на выставки, следить за тем, что происходит в мире искусства, — это была ежедневная тема разговоров дома, нечто привычное. Иногда кто-то из художников бывал у нас в гостях. Искусство объединяет меня с братьями, сестрами — настоящее связующее звено для всех нас. Забавно, но, с тех пор как я создала ювелирный бренд, меня часто спрашивают, как украшения связаны с искусством...

И что вы отвечаете?

Мир искусства влияет на твой творческий потенциал. С самого детства в голове выстраиваются иные связи, возникает масса ассоциаций. Назовем это своего рода «перекрестным опылением». Я всегда черпала вдохновение в определенных вещах: в цветах, в которых написана картина, стилях, направлениях в искусстве. Вдохновить на творчество может и природа — ведь искусство в какой-то мере тоже ее часть. Для меня искусство и ювелирные украшения роднит эта естественная красота.

Ваша марка называется Venyx, то есть такой гибрид Венеры (Venus) и камня оникса (Onyx). Как родилась эта концепция?

Создавая собственную марку, я хотела, чтобы это было нечто оригинальное, не ассоциирующееся с конкретными вещами или лицами. Хотелось «начать с нуля». Поэтому я не стала использовать собственное имя. Мне нравится, когда в названии присутствует некоторая загадочность.

Да, но почему именно Венера? Лично меня крайне интересует тема расширения возможностей для женщин. Венера — планета, безусловно, женственная, «женская». При этом забавно, что вы, гречанка, выбрали римскую версию названия...

Да, Венера — и богиня любви, и планета с сильным женским началом. И это мне очень импонировало. Слово Venus нравится мне и по звучанию, и по смыслу, в котором считывается нечто очень романтическое, в противовес Onyx — темному, черному камню. Venyx — это сплав женского и мужского.

Евгения Ниархос: "Сегодня молодые дизайнеры пытаются разрушить стереотипы ювелирного мира" (фото 3)

Платье из вискозы, Edeline Lee; ­серьги, колье и кольца, все — Venyx

ФОТОelena maresСТИЛЬstela ariion

Как красиво! Значит, в ваших коллекциях присутствует сочетание женственности и мужественности, если можно так выразиться, в энергетическом плане. На данный момент в вашем портфолио пять коллекций; расскажите о них чуть больше...

Главный источник вдохновения — это природа. В основе первой коллекции лежат фактура и краски морских раковин и змеиной кожи; вторая развивает образы света; третья напоминает о великолепии подводного мира; а Elementa символизирует четыре стихии. Последняя, пятая, над которой я работаю сейчас, сильно отличается от предыдущих — более резкими линиями, этнопанковыми мотивами. Мне нравится экспериментировать с цветами и выступать в роли рассказчика. За каждым украшением непременно прячется сюжет. Например, одно из колец выполнено из лавового камня с перламутром. Как материал лавовый камень не ценится в ювелирном деле в отличие от перламутра. К тому же лава — порождение огня, а перламутр — водной стихии. В их сочетании противопоставлено темное и светлое, мужское и женское. О чем-то подобном мы только что говорили.

Получается, что, работая с нетрадиционными материалами, вы вводите новую моду. Как вам кажется, это происходит в рамках какого-то более широкого процесса в современном ювелирном деле?

Да, думаю, это современная тенденция, пусть она и не обсуждается так широко. На протяжении длительного периода ювелирный мир оставался чрезвычайно традиционным, и мастера использовали лишь классические драгоценные камни: бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины. Сегодня украшения все чаще делаются из полудрагоценных камней, и мы, молодые дизайнеры, пытаемся разрушить сложившиеся стереотипы.

Кого вы подразумеваете под «молодыми дизайнерами»?

Дизайном украшений я занялась больше десяти лет назад, начинала в Repossi с Гайей Репосси. В тот момент она стала арт-директором семейной ювелирной фирмы — как вы понимаете, весьма традиционной, где украшения делались на заказ в единственном экземпляре. И мы решили создать такую прикольную коллекцию в противовес тому, к чему привыкли в ее семье. Примерно в это же время Дельфина Делеттре-Фенди была одной из первых, кто пошел против сложившихся в этом бизнесе правил. Скажем, обручальное кольцо совершенно не обязательно должно быть с бриллиантом. Она попыталась расширить рамки представлений об украшениях. А еще можно вспомнить работы Фернандо Хорхе, Нур Фэйрс... И множество других потрясающих дизайнеров-ювелиров.

Примечательно, что, если говорить о Нур, между вами нет никакого соперничества, хотя вы и работаете в одной сфере. Вокруг темы женской дружбы бытует множество неприятных стерео­типов. Хотя лично я уверена, что на самом деле мы стремимся друг друга поддерживать. Как видятся подобные отношения вам?

Любопытно, когда близкие подруги занимаются одним делом. Мы постоянно путешествуем вместе по самым невероятным уголкам мира, участвуем в зарубежных ювелирных выставках, отправляемся за камнями в Аризону, Тусон; в конце мая были в Лас-Вегасе, где представляли новые коллекции... Когда мы едем в Индию, где, скажем, у Нур находится производство, а мне нужно проконтролировать огранщиков, то отправляемся куда-нибудь заодно и для души. Так веселее и приятнее. Порой мы даже берем одну и ту же тему, но развиваем ее в разных направлениях. И это здорово — мы подстегиваем друг друга, но не соперничаем.

Расскажите подробнее о ваших путешествиях. Складывается впечатление, что вы регулярно возвращаетесь в Индию. Это страна, в которой вы заряжаетесь, напитываетесь энергией?

Я начала ездить в Индию около десяти лет назад и каждый раз ощущала, что меня непреодолимо тянет обратно. Была здесь десятки раз, и в этих путешествиях всегда есть духовная сторона, именно по этой причине, наверное, я и возвращаюсь. Словно оживаешь заново. Когда попадаешь в Индию, все чувства — зрение, обоняние, слух — моментально оказываются перегруженными: непривычные картины, запахи, шум; это одновременно ошеломляет и захватывает тебя. Возвращаясь к вопросу о духовной связи, я ощущаю ее очень отчетливо. На Рождество я побывала в Мексике, осматривала древние храмы, пирамиды. Тема древней истории, античности — еще один важный момент, который служит для меня вдохновением. Особенно если у этой истории мистическая составляющая.

А вы когда-нибудь обращались в работах к семейным корням, греческой античности?

Разумеется. В одной из коллекций все названия украшений были взяты из греческой мифологии. Только вчера смотрела на канале History передачу о Древней Греции и в очередной раз поняла, насколько меня тянет узнать о ней больше. Наверное, действительно все дело в корнях.

Евгения Ниархос: "Сегодня молодые дизайнеры пытаются разрушить стереотипы ювелирного мира" (фото 5)

Платье из шифона, водолазка из поли­амида, все — Missoni; кольца, Venyx

ФОТОelena maresСТИЛЬstela ariion

У меня похожее чувство по отношению к России, к ее культурному наследию. Я выросла в Нью-Йорке, а теперь живу в Лондоне, но четко ощущаю: именно эта страна питает меня творчески. Наверное, от зова предков никуда не деться. Вам уже доводилось бывать в России?

Да. В первый раз мы были в Санкт-Петербурге, кажется, лет двенадцать назад, и я просто влюбилась в этот город. Потом несколько раз бывала в Москве. Я очень интересуюсь историей, поэтому было крайне познавательно познакомиться со столицей в историческом плане. Красная площадь, церкви... А еще — старинные наряды в Музеях Кремля, драгоценности из Алмазного фонда. Это самые красивые украшения из всех, что мне доводилось когда-либо видеть!

Даже если сравнивать с драгоценностями британских монархов?

Боже, да в тысячу раз лучше! В Алмазном фонде хранится одно из моих любимых украшений. К сожалению, сейчас не вспомню его название. Это целый комплект XVIII века: ожерелье, серьги, диадема. Ожерелье яркое, с пчелами, украшенное разноцветными камнями. Словно сад, обвивающий шею. А серьги — подбор цветов, история, которая видится в них, — все это очень сильно меня тронуло. Помню их с первого приезда в Москву, но, даже когда заезжала в последний раз, заскочила взглянуть на этот комплект снова. Да, наверное, это самая любимая моя вещь — изысканная, красочная, в чем-то романтичная.

Считаете ли вы себя феминисткой и что это для вас значит?

Думаю, сегодня каждая женщина в какой-то степени феминистка. По крайней мере, надеюсь, что это так. Не могу причислить себя к активисткам, сторонницам феминизма с плакатами, участницам демонстраций, маршей... Но, на мой взгляд, мы боремся за права женщин постоянно и уже многого успели добиться. Для меня феминизм складывается из всеобщих усилий, того, что мы делаем изо дня в день.

А ювелирное дело, ваша профессия... Она традиционно считалась мужской?

Работа с драгоценными камнями всегда была прерогативой исключительно мужчин, но я занимаюсь не этим, я дизайнер. Так вот, в дизайне ювелирных изделий, на мой взгляд, за последние полвека мы стали видеть больше женских имен.

Получается, что женщины, создающие украшения, ювелирные изделия — феномен последнего столетия, хотя ювелирному делу, наверное, уже тысячи лет. Не обязательно быть рьяным идеологом равноправия полов, чтобы участвовать в этой борьбе. Сам факт того, что у вас, женщины, есть собственное дело, уже способен увлечь своим примером. Необходимо развивать чувство товарищества, следить за тем, чтобы к нам и нашей работе относились с уважением, не обращали внимания на какие-то искусственные границы.

Да-да, именно так! Работа с драгоценными камнями, ювелирное дело пугает многих— как я уже говорила, это сфера, где доминируют мужчины, и даже среди дизайнеров долгое время преобладали мужчины. Но именно здесь у нас есть шанс проявить себя, поскольку дизайнеры-женщины гораздо лучше понимают, что нужно другим женщинам. Даже когда речь идет об обручальном кольце, женщина способна лучше прочувствовать.

Мое обручальное кольцо нашла для меня как раз женщина — Талия Шелли. Она выбрала камень и придумала дизайн. Муж обратился к ней за помощью.

Вот видите. Именно об этом я и говорю. Вообще, я считаю, что «женщины для женщин» в ювелирном мире — важная и перспективная тема.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз