Евгений Гриневич — художник-концептуалист, проекты которого направлены на создание щемящего поэтического чувства в душе зрителя.

В Доме-музее Марины Цветаевой недавно прошла его авторская выставка «Обратная молитва», построенная вокруг сакраментальной фразы «Мама, я тебя люблю!» Экспозиция представляет собой четыре пространственные инсталляции — достаточно редкий и уникальный для России жанр современного искусства, в котором работают только признанные мировые мэтры, такие как Илья Кабаков, Эдвард Кинхольц, Яёй Кусама.

Евгений Гриневич: «Посетителям выставки не надо объяснять, что хотел сказать художник — человек попадает в пространство, где может сам сказать, что он чувствует»

ELLE Новый проект — ваша седьмая выставка за четыре года. Что вас вдохновляет?

ЕВГЕНИЙ ГРИНЕВИЧ  Все самые искренние, знаковые и вдохновляющие вещи в нашей жизни происходят во имя любви!  Для мужчины очень важно быть рыцарем! В моей жизни тоже был такой опыт. В 2015–2016 годах я жил в Дубае, где произошла история, изменившая меня. К сожалению, мы не имели права на то, чтобы это продлилось долго (Эмираты ­— очень консервативная страна). Когда мы расставались, словно в стихотворении Бродского «обнявшимся в двенадцать перед тем, как не на сутки, а навек расстаться», я спросил: «Как я буду без тебя жить?» ­— А в ответ услышал: «У тебя всегда останутся твои театры и музеи». Две мои первые выставки назывались #Findmeinamuseum и #Findmeinatheater — именно так, через хештег для социальных сетей, ведь все, что оставалось, — наблюдать друг за другом издалека. Это было посвящение той, которую я любил и люблю до сих пор, — такая вот моя персональная восточная сказка.

Евгений Гриневич: «Посетителям выставки не надо объяснять, что хотел сказать художник — человек попадает в пространство, где может сам сказать, что он чувствует»
Фото
@Yohano12

Экспозиция построена по принципу пространственных инсталляций — редкий для России жанр. Почему выбор пал именно на него?

Редкий — это не значит сложный. Мы в жизни всё всегда любим усложнять, а в своей выставке мне хотелось, чтобы каждый мог сказать: «Я бы тоже так смог, что здесь такого?» Попадая в зал, посетитель считывает какие-то малозаметные коды: цвет стен, стихи, запахи, картины, живые цветы — множественные и очень простые вещи, благодаря которым в человеке происходит что-то сродни волшебному сну. Люди не углубляются, им не надо объяснять, что хотел сказать художник — человек попадает в пространство, где он может сам сказать, что он чувствует. Первый раз я столкнулся с этим жанром в «Гараже» на выставке «Яёй Кусама: теория бесконечности». Там была инсталляция «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас», на которой ты как будто попадаешь в космос. Я понял, что эти ощущения — это самое главное. Их невозможно передать. Войдя в помещение, человек считает какую-то свою уникальную, персональную эмоцию — ощущение, которое невозможно повторить дважды, и тем эти эмоции столь ценны.

Насколько я знаю, за выставкой стоит тяжелая личная история. Расскажите о ней.

Да, эта выставка — посвящение моей маме, ушедшей из жизни осенью прошлого года. Обстоятельства сложились так, что я не смог с ней попрощаться, не успел сказать все то, что хотел сказать (эта известная мужская суровость и безэмоциональность) Эта выставка — мое посвящение сына маме. Каждая мама — самая лучшая на свете, ведь для своего ребенка она единственная!

Евгений Гриневич: «Посетителям выставки не надо объяснять, что хотел сказать художник — человек попадает в пространство, где может сам сказать, что он чувствует»
Фото
@Yohano12

Есть ли у вас совет, как справляться с потерей близкого человека?

Что касается меня, я не понимаю, как возможно потерять близкого человека или как возможно потерять любовь. Если ты когда-то любил, ты счастлив, у тебя есть это ощущение. Да, человек может уйти, но он остается в нашей памяти, в нашем сердце: его слова, мимика, запах, тепло рук. Мы не теряем людей, они уходят по каким-то стечениям обстоятельств, кто-то раньше, кто-то позже, но они живы, пока мы о них помним и храним в своем сердце.

Что означает возможность заниматься творчеством для вас?

Для меня творчество — это свобода. В творчестве ты можешь быть в своем полете мыслей и чувств, можешь быть искренним — ведь иное молчание гораздо громче многих слов. Я просто молчу залами музея — и выбор каждого, что он хочет увидеть услышать, понять — такая вот сакральная многозначительность.

Евгений Гриневич: «Посетителям выставки не надо объяснять, что хотел сказать художник — человек попадает в пространство, где может сам сказать, что он чувствует»
Фото
@Yohano12

Как в периоды кризиса оставаться собой и заставлять себя двигаться вперед?

Как человек, который получил экономическое образование, я стараюсь избегать слова кризис. Каждые 8-10 лет что-то будет случаться — это неизбежно. Важно всегда сохранять хорошее настроение и позитив, как бы странно сейчас ни звучали эти слова. Орел взлетает против ветра — испытания нас закаляют, это возможность каждому стать чуточку лучше себя прежнего. Главное, какое бы ни было время, какая бы ни была ситуация, не допустить внутри себя черные пятна. Это выбор каждого из нас: кем быть — темным или светлым. Я хочу оставаться светлым и добрым несмотря ни на что, потому что это единственный шанс, чтобы жизнь и мир продолжались. И да! Красота способна спасти мир! Евгений Гриневич 

Евгений Гриневич: «Посетителям выставки не надо объяснять, что хотел сказать художник — человек попадает в пространство, где может сам сказать, что он чувствует»
Фото
@Yohano12