Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Балерина Наталья Осипова: «Мне тридцать два года, и я пока не встретила свой идеал»

Прима Ковент-Гардена поделилась подробностями новой программы «Легкое дыхание», которую представит в ММДМ 28–29 января

В течение пяти последних лет прима Ковент-Гардена, а в прошлом и Большого театра Наталья Осипова блистает в постановках лучших современных хореографов — Артура Питы, Роя Ассафа, Сиди Ларби Шеркауи и других. Прошлой осенью она представила на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко балет «Айседора» в постановке Владимира Варнавы, а в конце января вернется в Москву с новым танцевальным проектом «Легкое дыхание».

Балерина Наталья Осипова: «Мне тридцать два года и я пока не встретила свой идеал» (фото 1)

С чем связан ваш интерес к современной хореографии? Какие горизонты она для вас открывает?

Интерес к ней проснулся во время учебы в балетном училище, когда мне было 13-14 лет. Постановки современных хореографов в России тогда найти было невозможно, поэтому я доставала кассеты и смотрела в записи шедевры Мориса Бежара, Иржи Килиана, Уильяма Форсайта. Они меня восхищали. Самой заняться современным танцем мне удалось, лишь когда я пришла в балет Большого театра, которым в то время руководил Алексей Ратманский. Работая над его постановками, я поняла, что меня так привлекало в современной хореографии: я всегда тянулась к более естественному, натуральному выражению себя. Мне хотелось на сцене быть самой собой.

То есть, не прикладывать таких немыслимых усилий, как в классическом танце?

Скорее наоборот: мне, как классической балерине, современная хореография дается с трудом. В классике мы все делаем выворотно, аккуратно, красиво, а в современном танце все «завернуто», а движения тяжелые и расслабленные. Классика — это всегда стремление вверх, прыжки, пролеты. А в контемпорари все движения уходят вниз — много падений и контакта с полом. Мне приходится кардинально перестраивать свое тело, по-другому нагружать мышцы, но я понимаю, что сегодня это лучший для меня способ развития.

Кто из современных постановщиков для вас сегодня номер один?

Мне никогда не удастся ответить на этот вопрос однозначно — количество талантливых людей растет с каждым годом. Мне очень близко творчество израильских хореографов Охада Нахарина и Шарон Эяль, а также канадской танцовщицы и постановщика Кристал Пайт. Я всегда стараюсь договориться о совместных проектах с теми, кто меня вдохновляет. Например, в программу «Легкое дыхание» вошла работа австралийки Мэрил Танкард, которая поставила мое соло под названием «Не покидай меня», а также удивительный балет на троих Qutb в постановке бельгийского хореографа Сиди Ларби Шеркауи. Лично для меня большим достижением стала «Факада» британца Артура Питы — «черная» комедия о мстительной невесте, которая убивает своего жениха. Уверена, что она станет изюминкой вечера.

Балерина Наталья Осипова: «Мне тридцать два года и я пока не встретила свой идеал» (фото 5)

Как рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание» повлиял на вашу работу над программой?

Я анализировала работы, которые решила представить на вечере, и поняла, что все они связаны одной темой — любовью. Но любовью не безоблачной, а страстной, разрушительной. Потом у меня в голове всплыло это словосочетание «Легкое дыхание» — скорее как некий образ. Я перечитала рассказ Бунина и поняла, что мой ассоциативный ряд выстроился правильно. Я люблю работать с конкретными историями, и даже если постановщик изначально ее не задает (а ведь можно просто выходить и, что называется, танцевать музыку), я все равно стараюсь выстроить в голове то, что хочу сказать. Так что в моих спектаклях мало абстрактных вещей — они всегда посвящены какому-то очень сильному чувству.

Находится ли в вашем загруженном графике время на чтение?

Да! Я читаю запоем с самого детства, к этому меня приучили родители. Как ни странно, книги гораздо лучше кино помогают мне отвлечься от действительности и эмоционально отдохнуть. Очень люблю русскую классику и романы английских писательниц. В последнее время появилось желание узнать и современную литературу. В данный момент читаю книгу-миф Салмана Рушди «Земля под ее ногами». У него невероятно поэтичный мир — так и хочется экранизировать происходящее.

Балерина Наталья Осипова: «Мне тридцать два года и я пока не встретила свой идеал» (фото 8)

Вы бы хотели воплотить на сцене какой-либо образ из современной литературы?

Я больше склоняюсь к героиням из русской классики. Мечтаю станцевать Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского и Маргариту Булгакова. Жаль, что мне пока не удалось воплотить образы Анны Карениной и героинь Чехова — они мне очень близки.

В «Легком дыхании» вы представите несколько дуэтов, в том числе со знаменитым танцовщиком контемпорари Джейсоном Киттельбергером. Расскажите про ваше партнерство.

С Джейсоном мы познакомились несколько лет назад, когда я только делала свою первую современную программу. Уже тогда я поняла, что он очень отличается от классических танцовщиков, с которыми мне доводилось танцевать. Я бы сказала, что он более жизненный, более прямой. И наш танец получился очень чувственным, физиологичным, совсем не балетным. Нужно сказать, что у меня очень редко возникают хорошие дуэты: как правило, партнер танцует про свое, а я — про свое. Возможно, было три-четыре партнера за мою 15-летнюю карьеру, с которыми у нас была «химия». Это же как в любви — иногда сложно сказать, почему двое полюбили друг друга. Пожалуй, главное мое требование к партнеру — чтобы он откликался на то, что я чувствую. А с Джейсоном это удалось на сто процентов.

Балерина Наталья Осипова: «Мне тридцать два года и я пока не встретила свой идеал» (фото 11)

А что требуется от мужчины, который находится рядом с вами в повседневной жизни?

Чтобы он позволял мне чувствовать себя женщиной. Чтобы я могла на него опереться и знала, что он не предаст. Чтобы я могла рядом с ним быть самой собой и ничего не играть. Я очень хочу реализовать себя в профессии, много работаю и редко могу позволить себе быть слабой. Мне тридцать два года, я не была замужем, и пока я не встретила свой идеал, но знаю, что все впереди.

Какие еще темы помимо любви между мужчиной и женщиной вам хотелось бы исследовать в будущих постановках?

Сейчас я целиком погружена в две очень важные для меня истории. Первую я представлю в начале марта на Аделаидском фестивале искусств в Австралии. Это моноспектакль Two feet в постановке Мэрил Танкард, посвященный судьбе великой русской балерины Ольги Спесивцевой, — в нем я танцую, выступаю в качестве драматической актрисы и даже пою. А вторая будет показана в Москве в мае: на сцене МХТ им. Горького я представлю проект «Мама», основанный на очень темной сказке Ганса Христиана Андерсена «История одной матери». Это исследование чувств другого рода — любви матери к ребенку. Мне еще не довелось стать мамой, поэтому некоторые вещи стали для меня откровением. В «Маме», опять же, будет смешение жанров: танца, музыки и драмы. Это то, что мне сейчас очень интересно. Не могу назвать себя только танцовщицей или только драматической актрисой — я знаю, что способна на большее.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Читайте также
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз