«Крамер против Крамера», «История о нас», «Сцены из супружеской жизни», «Брачная история» — фильмы о разводах часто становятся классикой, потому что на месте героев может оказаться каждый из нас, а сценарий чаще всего написан из реальных диалогов и семейных драм. В титрах фильма «Скажи ей» вы не увидите фразу «Основано на реальных событиях», но режиссеру почти ничего не пришлось придумывать, Молочников взял за основу историю из своей жизни. В картине развод показан глазами ребенка (его сыграл Кай Гетц — ELLE), который вынужден расстаться с отцом против своей воли, ведь его мама снова выходит замуж и переезжает в другую страну. О том, как спасти брак, об умении прощать и эмоциях, которые захлестывают разум, ELLE поговорил с Артемом Быстровым.

Фото №1 - Артем Быстров: «В области чувств система бессмысленна»
Исполнители главных ролей: Артем Быстров, Светлана Ходченкова (в украшениях Bvlgari) и Кай Гетц

ELLE Артем, был ли какой-то кастинг? И почему режиссер выбрал на эту роль именно вас?

АРТЕМ БЫСТРОВ Дело в том, что Александр Молочников работал со мной очень плотно в театре (МХТ имени Чехова - ELLE). Мы сделали вместе три спектакля. И он… не видел меня в этой роли. А вот продюсер фильма увидела и предложила Александру. Тот ответил: «Это странно, но давай попробуем». То есть у него в голове был какой-то другой образ. Но нам повезло, и звезды так совпали, что мы пробовались тем составом, который потом и вошел в фильм: с Каем и Светланой. Режиссер был приятно удивлен, и все получилось. Еще и сцена была очень эмоциональной. Мы как-то все сразу «зацепились», и все сложилось.

Фото №2 - Артем Быстров: «В области чувств система бессмысленна»

Вы женаты, и у вас тоже есть ребенок. Легко ли вам было поставить себя на место героя, переживающего развод?

Я так скажу: мы, актеры, все магнитим, поэтому, когда в моей личной жизни происходят сложные моменты, я всегда вспоминаю этот фильм и стараюсь избежать конфликтов. В этом смысле мне фильм очень помог. Потому что я увидел, как это может быть и как сложно приходится ребенку.

Тогда есть ли у вас какой-то рецепт для семейных пар на грани развода?

Давать советы — дело неблагодарное. Чувства — такая тонкая материя, у каждых отношений свой путь и своя история. Единственное, что можно сказать: любят не за что-то, а вопреки. Это так. Ты должен уметь прощать, отодвигать себя на второй план. Это легко сказать, не у всех так получается. Но к этому надо стремиться. Думать о партнере. Идти навстречу.

Фото №3 - Артем Быстров: «В области чувств система бессмысленна»

В каких ситуациях, по-вашему, развод — необходимая мера?

Скажу так. Когда у пары нет детей — делайте что хотите. Сходитесь, расходитесь, снова сходитесь. Но когда появляется человек, которого не было и который появился только потому, что вы этого захотели, то категория ответственности уже переходит на иной уровень. А у нас часто остаются прежние механизмы — наше эго на первом месте. Все думают о себе. А надо работать над собой, ходить к психоаналитикам, постоянно разговаривать, разговаривать, разговаривать, договариваться и идти навстречу друг другу. Мое мнение — простить можно все. Мне кажется, что любовь — это именно прощение. Это не значит, что ты поговоришь с партнером и сразу все поймешь и научишься прощать, но у вас есть целая жизнь, чтобы к этому стремиться. Поэтому лучше не допускать до развода. Но, наверное, если люди совсем друг друга не слышат, если не видят совместного пути ни при каких вариантах, то надо расходиться. Только мне кажется, что через годы многие о таком решении жалеют. Когда эмоции остынут и ты посмотришь на ситуацию сквозь время, подумаешь: зачем я это сделал тогда? Так что иногда надо наступить на горло эмоциям, своему эго, даже не понимая зачем. А время все расставит на свои места. Мне кажется, механизм такой.

В нашей стране, если речь не идет об очень статусных отцах, суд чаще всего на стороне матери, ребенок при разводе остается с ней. Вы, как отец, не находите эту систему не вполне справедливой?

Система в области чувств бесполезна и бессмысленна. Система нужна для нарушителей закона, для соблюдений правил дорожного движения. Но когда речь о таких тонких материях, как чувства — чувства ребенка, чувства любимого человека, — то суд излишен. Но с другой стороны, как пара договорится, если она разводится? Нужна третья сторона. Просто, к сожалению, суд — это всегда про бюрократию, а не про чувства. Может, нужно спрашивать мнение детей? Пусть ребенок сам решает. Или сделать как в некоторых странах — часть времени ребенок проводит с папой, часть с мамой.

Фото №4 - Артем Быстров: «В области чувств система бессмысленна»

Как вам работалось с Каем Гетцем, сыгравшим вашего сына? Сложно ли вообще сниматься с детьми?

С Каем работалось замечательно, потому что Кай сам волшебный партнер и замечательный мальчишка. Но вообще с детьми, на мой взгляд, работать сложнее, потому что они же не профессионалы и реагируют на все как в жизни. Я вот понял, что мне надо наладить контакт с Каем вне площадки, так что мы на съемках или в перерывах между сценами проводили время вместе, болтали, дурачились, играли в разные дурацкие игры. Некоторые сцены даже потом входили в фильм. Например, сцена на катере, где мы из водной пушки стреляли друг в друга. Но Кай почти профи, он же к своим 11 годам уже много снимался и, как и все актеры, готовился, учил текст, на площадку всегда приходил готовый. С ним было легко.

А Светлана Ходченкова — просто профессионал высочайшего уровня, она приходит в материале, включена, сразу говорит о том, что надо сделать сцену, и только после съемки может позволить себе сделать выдох. Это подкупает и мотивирует. При этом она и как человек очень легкая.

Вы после съемок общаетесь с экранным сыном?

Общаемся. Вот собираемся в ближайшее время поиграть с ним на бильярде. Он вызвал меня на дуэль.

Фото №5 - Артем Быстров: «В области чувств система бессмысленна»

Александра Молочникова вы раньше знали только по работе в театре, а какой он на съемочной площадке?

С ним было хорошо. Он суперпрофессионал и всегда добивается нужного результата, не успокоится, пока не получит то, что хочет. Ему важно, чтобы была точность, простота, энергия. И к актерам относится очень внимательно, никогда не против экспромта или предложений по сцене.

Какая сцена вам далась тяжелее всего?

Финальная, когда мой герой приезжает к сыну в Америку. Из-за пандемии и закрытых границ мою сцену снимали под Санкт-Петербургом. По уровню вовлеченности и эмоционального накала это была самая тяжелая сцена. Кстати, в фильме все заканчивается так же, как решилось и в истории самого Александра.

Смотрите в кинотеатрах с 13 мая.

Фильмография

Артем Быстров снимался в сериалах: «Отчим», «Неоконченный бой», «Раскол», «Метод», «За час до рассвета», «Троцкий».

Фильмы с его участием: «Дурак», «Крик тишины», «Землетрясение», «Восьмерка», «Корпоратив», «Утомленные солнцем 2: Цитадель».