Арт-портфолио: Ганна Зубкова

Ганна Зубкова, художник из Минска. Ищет разницу между истиной и правдой и призывает относиться к искусству серьезнее

ELLE Чем вы занимаетесь в ­Мастерской?

ГАННА ЗУБКОВА Мастерские здесь — не обычные мастерские. Это личное и публичное пространство одновременно в силу специфики деятельности Музея «Гараж». Это и временное место работы художника, и циркулирующий медиаэкспонат, который сообщает об успешной работе институции.

Арт-портфолио: Ганна Зубкова (фото 1)
На Ганне: комбинезон из хлопка, босоножки из текстиля, все — Hermès
Фото
vladimir vasilchikov
Стиль
liliya simonyan

Какое место в этих отношениях занимают художник и его работа? Моя практика связана с ситуацией и с окружением, то есть с реальностью. Я воспринимаю Мастерскую здесь не только как инфраструктуру труда, но и как символический объект, капсулу, дрейфующую в море репрезентаций. Моя работа в Мастерской связана с найденным мной архивом — это набор документов разного происхождения и статуса, который в совокупности ставит вопрос об истине как о мире таком, какой он есть, и о возможностях вообще задать этот вопрос.

Вы журналист по образованию, и текст для вас имеет большое значение. А искусству он нужен?

Текст не всегда необходим. Особое отношение к тексту в искусстве сложилось в XX веке, на фоне усиления роли медиа в создании и распространении смыслов. Также менялись и функции выставки. Здесь важно вспомнить выставку «Когда отношения становятся формой» 1969 года, которую курировал Харальд Зееман. До этого выставка воспринималась как место, где со вкусом размещены репрезентации, теперь же она превратилась в высказывание, в котором важно не просто красиво развесить экспонаты, а обратить внимание на связь между ними, на процессы их создания, на взаимодействие. Выставка не как оформление пространства, а как осуществление отношений, не как декор, а как мир. У текста есть место внутри художественного высказывания: какое оно? Вопрос скорее в этом: в каких отношениях текст состоит с другими составляющими мира. Мне интересен текст как объект. Когда он ничего не описывает, кроме самого себя. Это словно увидеть себя не как отражение в зеркале или отпечаток на фотографии, а как видит кто-то другой. Это кажется невозможным, но искусство обладает измерением утопии, оно приоткрывает мир по-другому.

Читайте также:

Ученый совет: Адэль Мифтахова

10 художников, которых открыл для Москвы «Гараж»

Директор музея «Гараж» Антон Белов — интервью