ELLE Над чем вы сейчас работаете в Мастерской?
ЧИНГИЗ АЙДАРОВ Это наш совместный проект с художником Сергеем Рожиным «Пук в вечность». Сергей собрал из мольберта лук-трансформер, и из него мы стреляем «в вечность» белой краской.
Это метафора искусства? Ваше заявление?
Скорее манифест. Хотя мой собственный манифест у меня в голове. И мастерская у меня там же, в голове. Еще на родине, в Киргизии, мне негде было хранить свои работы. И в Москве я жил в так называемых резиновых квартирах, где, кроме меня, еще мигрантов человек 30. Но мне требовался творческий выход, я же, как маленький заводик, не могу не работать. Поэтому я решил направить свою энергию на перформансы. Проект «Набег» родился еще в Бишкеке. Смысл его в том, что мы собираемся в каком-нибудь месте и делаем искусство, кто во что горазд, кто-то рисует, кто-то пляшет. Я же решил попробовать себя в иной ипостаси: работать со своим телом, использовать его как инструмент. В 2017-м я приехал в Москву и сразу же решил отметиться «Набегом» на Красной площади. Назначил день — 10 сентября. Приезжаю на место — а там десять автобусов ОМОНа и тысячи людей:
День города, оказывается! Я сначала струхнул, думал отменить, но все же решился — в итоге все прошло хорошо, даже не замели.
А в чем именно состоял ваш перформанс?
Технически это выглядело так: я читал намаз, прогнулся, выпрямился и оглянулся по сторонам. Фотографировался с Лениным, ну знаете, кто его изображает. На фото я подкрадываюсь к нему, хватаю и поднимаю в воздух. Есть еще снимок, где я со своим соотечественником в коронах «Москва — 870 лет». Он подметал на празднике, когда все веселились. И, знаете, в этом тоже есть ирония.
В своем искусстве вы говорите о проблемах мигрантов?
Я не активист, а художник. Если бы я хотел что-то изменить, то пошел бы работать в правозащитный фонд. У меня немного другие задачи. Я ведь сам работаю грузчиком. И моя ситуация — полный сюрреализм. Сейчас я сижу с вами — все красиво, приходят кураторы, художники, Роман Абрамович. А завтра — выйду на работу в свою компанию «Петрович», и там — грязь, пыль, пот и разговоры соответствующие.
На работе знают, что вы художник?
Руководство уже знает — я показал им фотографию, где я с Абрамовичем, и они охренели. Родителям тоже ее отправил, чтобы они показывали родственникам, как их сын поднимается в Москве.
Читайте также: