Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Алексей Смирнов: «В современном мире есть два ненужных концепта — здравый смысл и свобода»

Интервью ELLE

Главного героя драмы «История одного назначения», которая сейчас бьет рекорды в прокате, Авдотья Смирнова писала специально под своего брата Алексея — выпускника режиссерского факультета ВГИКа, чей дебютный сериал «Садовое кольцо» с Марией Мироновой, Евгенией Брик, Анатолием Белым и Ириной Розановой в главных ролях прошел летом на Первом канале, наделав много шума. Алексей сыграл в картине сестры столичного поручика Григория Колокольцева, в компании с графом Львом Толстым расследующего военное преступление (солдат ударил командира, и теперь ему грозит расстрел), — и, как ожидалось, произвел фурор.

Алексей Смирнов: "В современном мире есть два ненужных концепта - здравый смысл и свобода" (фото 1)

Водолазка из хлопка, Jil Sander; брюки из шерсти, Dior Homme; солнцезащитные очки, Marie, винтаж; перчатки, собственность стилиста.

ФОТОVladimir Kivich СТИЛЬekaterina cassina

ELLE Ваш режиссерский опыт не мешал в работе?

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ Полезно побывать по ту сторону камеры. Когда ты режиссер, развивается глобальное мышление. Когда ты актер, то полностью сконцентрирован на себе и на простой задаче, которую перед тобой ставят. Это сильно влияет на мозги: через месяц ты превращаешься в 14-летнюю девочку, которая по-идиотски шутит и хочет, чтобы ее все любили. Потому что, если этого не произойдет, ты не расслабишься и не сможешь играть. Не все актеры такие, но лично мне везде нужно быть в центре внимания. Это совершенно противоположно режиссуре, где твоя задача — организовать талант других людей.

Форма поручика — единственное, что отсылает в Колокольцеве к XIX веку. По своему характеру и мыслям это абсолютно современный человек.

Гриша — персонаж вечный. Этакий Петр Гринев, которого в конце концов сломали. Каждый персонаж «Истории...», от графа Льва Толстого до прапорщика Стасюлевича, — люди, которых я ежедневно встречаю в магазине, в метро, на работе. В картине показаны все типы характеров русских людей, и это основное ее достоинство. Мы даже шутили на площадке, что ее главным слоганом должна стать фраза Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Фильм и без того уже успели окрестить чуть ли не политическим манифестом.

«История...» поднимает вопрос выбора между совестью и долгом — с учетом проблемы российских политзаключенных он стоит особенно остро. Но я бы не назвал нашу картину манифестом — она не дает ответа на вопрос, как правильно и должно поступать. Кульминационной идеей становится письмо Толстого царю со знаменитой фразой: «Как государь вы можете так поступить, а как христианин — не имеете права». Идеологически фильм про это. А еще про невозможность диалога с властью. Пословица «Закон что дышло — куда повернул, туда и вышло» существует с XVII века. Не уверен, что в нашей стране с тех пор что-то изменилось.

А в русском человеке?

Думаю, да. Русский народ всегда был миссионером — сначала православно-монархическим, затем большевистским. Однако за последние сто лет у нас сменилось слишком много разных идеологий, что сделало нас циничными. Цивилизованный человек обычно думает о том, какая жизнь ждет страну в будущем, через десять лет, через поколение, а сейчас — как бы то, что он имеет сегодня, не рухнуло завтра. Мы перестали верить на слово. Во всем, что нам пытаются внушить, мы усматриваем вранье и манипуляцию.

В этом плане образ Колокольцева прекрасно отражает современных индивидуалистов, которые вечно сомневаются и ни в чем не могут себя найти.

Это модная сегодня тема — поиск себя. Нечего там искать — вот что я думаю. Вокруг такой интересный мир — лучше копаться в нем. В современном мире есть два бессмысленных концепта, которые однозначно от дьявола: идея здравого смысла, из-за которой огромное количество женщин не поцеловано, фильмов не снято и лиц не набито, и, конечно, идея свободы — все счастливые люди не свободны, а полны зависимостей. Вообще не стоит на себе концентрироваться. Ты — это всего лишь еще одна человеческая жизнь.

Алексей Смирнов: "В современном мире есть два ненужных концепта - здравый смысл и свобода" (фото 3)

Свитер из шерсти, Sandro; рубашка из хлопка, джинсы, все — Fendi; кеды, Dior Homme

ФОТОVLADIMIR KIVICH СТИЛЬEKATERINA CASSINA

Пока не начинаешь снимать кино. Разве у вас как режиссера нет определенной миссии?

Знаете, вся эта советская история про ­великий замысел режиссера — полнейшая чушь. Кино задает вопрос, а не стремится дать на него ответ. Морализировать, учить кого-то жить — все это лживые традиции соцреализма, с которыми нам еще предстоит разбираться. Сами подумайте: как я, мальчик, выросший в семье, где родители 40 лет вместе, который никогда не нуждался, ходил в английскую школу и жил в пределах Садового, могу учить, скажем, провинциального врача, как ему жить? По какому праву? Я способен лишь делиться с ним своими ощущениями от жизни, остальное — нелепость.

Работая над «Садовым кольцом», вы стремились произвести впечатление на своего отца (Андрей Смирнов, режиссер фильма «Белорусский вокзал». — Прим. ELLE )?

У нас с папой разница в полвека, и мы во многом по-разному представляем себе кино. Отец не из тех людей, кто старается идти в ногу со временем, в этом плане он очень честный человек. Плюс — он всегда работает в жанре реализма, за который я пока не взялся бы. Мой любимый режиссер — Паоло Соррентино. Бытовая реальность в его кино всегда немного условна. Сейчас я запускаю новый проект, в котором размышляю на эту тему, — полный метр «Подвиг» с Федором Бондарчуком и Юлией Высоцкой. Это история семьи, попадающей в критическую ситуацию, из которой женщина выходит с большим успехом, чем мужчина.

Пока это напоминает фильм в лучших традициях Андрея Звягинцева.

Ни в коем случае. Я мечтаю сломать стереотип о том, что если кино умное, тонкое и авторское, то у него обязательно должен быть дерьмовый конец. Некоторые герои заслуживают хеппи-энда, хотя моим старшим коллегам не хочется это признать.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Читайте также
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз