Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Александра Урсуляк о работе с Юрием Бутусовым и первой роли у своего отца

Интервью ELLE

Изучив список актрис, номинированных на «Золотую маску»-2018», ELLE, не задумываясь, поставил на Александру Урсуляк, сыгравшую Анну Балике в спектакле Театра имени Пушкина «Барабаны в ночи» (показ в рамках фестиваля состоится 14 марта) — творении неоднократно премированного режиссера Юрия Бутусова. Об изнанке работы с гениальным постановщиком и пошел разговор.

Александра Урсуляк фото [1]

Фото: Богдан Широков

ELLE «Барабаны в ночи» — ваша вторая работа с Юрием Бутусовым. Ходят слухи, что проходила она в абсолютно спартанских условиях и пьесу вы умуд­рились поставить за рекордный срок — два месяца.

АЛЕКСАНДРА УРСУЛЯК Мы вообще сначала были нацелены на «Оптимистическую трагедию» Вишневского. Это классический случай: Юрий Николаевич, прежде чем взяться за «ту самую» пьесу, начинает на полном серьезе ставить другую. Но один эпизод поменял все планы. Мы репетировали «Трагедию» и зашли в тупик. Было ясно, что Бутусов ждет от нас какого-то решения, сверхрывка…

Мне всегда казалось, что обычно режиссер приходит к труппе и топает ногой: будем делать так-то и так-то...

Все правильно! Но Бутусов работает иначе — в его понимании артист не марионетка, а полноправный автор. Поэтому его спектакли всегда сопровождает ощущение небывалой свободы — актеры ничем не стеснены, они такие, какие есть. В процессе работы иногда возникает творческий вакуум, и, чтобы его прорвать и расслабить всех, нужно сделать что-то из ряда вон. И мы придумали такой этюд. В пьесе есть сцена, когда красные идут в атаку, и показалось, что нам обязательно нужно в этот момент быть голыми и в крови. Мы купили сотни литров томатного и свекольного сока, завесили репетиционный зал полиэтиленом, потом кто-то решил, что просто необходимо добавить земли, — в итоге мы по уши были в этом дерьме и кидались им под вальс Штрауса. Бутусов посмотрел на нас, выдержал паузу и сказал… «Идите помойтесь».

Не оценил?

Конечно, оценил! Представьте: взрослые люди разделись догола и облились соком. Мы были готовы на все. Может, поэтому Бутусов и решил ставить «Барабаны», о которых мечтал с юности. У нас действительно оставалось два месяца, поэтому работа была круглосуточной: мы приходили в 10 утра, а уходили в 11 ночи — просто поспать

Вы не раз говорили, что Шен Те из «Доброго человека из Сезуана», за которую вы получили «Золотую маску», очень на вас похожа. Что скажете об Анне из «Барабанов»?

Совсем не похожа. Более того, у меня был очень трудный путь к ней. У Брехта она вся такая розовая и пушистая — а я ее такой не видела. И только когда я пустила свою героиню во все тяжкие, добавив мыслимые и немыслимые женские пороки, ее образ стал выпуклым, не плоским. Я до конца не была уверена в том, что делаю все правильно. Но с Юрием Николаевичем процесс всегда важнее результата. Мы шли на премьеру «Барабанов», вообще не понимая, успех это или провал.

Я знаю актеров, которые ни за что не возьмутся за проект, не зная точно, что он хорошо отразится на их репутации.

У меня другой подход: те два, три, четыре месяца, которые я трачу на выпуск спектакля или съемки в кино, должны быть мне в первую очередь приятны и интересны. Бегать за ролями бессмысленно. А в контексте «Барабанов» — вы уж простите меня, но я считаю, что круче Бутусова на нашей сцене никого нет. Он делает то, о чем потом будут читать лекции по ­русскому театру.

Ваши эмоции по случаю номинации на «Маску»?

Мне бесконечно приятно. Тем более что мне посчастливилось быть в жюри премии два года назад и я знаю, что это действительно честное голосование — до споров и до слез. Там всегда состязаются большие артисты, и одного от другого отделяет буквально пара голосов. Номинация — это уже победа.

В августе у вас родился третий ребенок. Планируете с головой уйти в семью?

Наоборот, как ни странно, незадолго до родов на меня посыпались проекты в кино. Сначала меня позвал на пробы молодой режиссер Иван И. Твердовский — я пришла толстая, буквально на сносях, но Иван не испугался и отдал мне роль судьи в его новом фильме «Подбросы». Это мой первый артхаус, он должен выйти к «Кинотавру». Сразу же после родов мы сняли второй и третий сезон моего любимого сериала «Нераскрытый талант» для ТВЦ, где я играю провинциальную актрису средних лет, которая становится сыщиком и ловит преступников, перевоплощаясь в разных людей. Ну и в качестве финального аккорда объявился еще один небезызвестный режиссер. Урсуляк его фамилия…

Здесь нужно сделать уточнение для читателей. Речь идет о вашем знаменитом отце — режиссере Сергее Урсуляке, авторе «Ликвидации» и «Тихого Дона», с которым вы… никогда не работали!

Именно о нем. Он позвонил мне и сказал, что у него наконец нашлась для меня роль — в его новом сериале «Ненастье» по роману Алексея Иванова. Действие происходит в провинции в конце 1990-х, на стыке двух эпох новой России. Главные герои — солдаты, вернувшиеся из Афгана, покалеченные войной. Видимо, папа был настолько вдохновлен моим образом только что родившей женщины, что пригласил на роль жены одного из солдат. Роль небольшая, но ответственная.

Неужели не обижало, что отец не снимает вас в кино?

Я переживала. Мне банально хотелось помощи. Я понимала, что у меня не складывается в кино, нужна лишь одна хорошая роль у хорошего режиссера — и карьера пойдет в гору. Но он говорил, что для меня ролей нет. Зато сейчас наградил по полной программе — на съемках меня нарядили в затрапезную юбку, толстые колготки, надели на голову ободок. А еще это первый проект, в котором я снялась без капли грима. Когда ко мне подходил гример, чтобы припудрить нос, папа кричал: «Уберите от нее руки! Пусть будет страшная!»

Вас не оскорбляет, что приходится играть то немолодых артисток, то несчастных жен в затрапезе?

Наоборот, я этому рада. Это отличная возможность для меня как для актрисы. И потом, я не считаю себя красивой, но знаю, что могу быть очень даже ничего при определенных обстоятельствах. Мне нужно идти от обратного, от несовершенств, и тогда я буду прекрасна.

Странный парадокс: вы — прекрасная театральная актриса. Не знаю, на кого в действительности идут зрители, на Бутусова или на вас, — но в нашей стране судьба артиста зависит преимущественно от оглушительного успеха в кино, которого у вас пока не было. Не переживаете, что вы недостаточно медийны?

Знаете… Все будет. Я в этом уверена. Могу с ходу назвать суперзвезд, которые долго и извилисто шли к успеху. Просто я очень люблю свою профессию. Не обязательно в восемнадцать или даже в двадцать пять лет стать мегапопулярной. Думаю, это сильнейшее испытание. Очень сложно потом продолжать правильно развиваться. Свое ожерелье я собираю по маленьким бусинкам. И ежедневно — ежедневно! — работаю над собой.

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз