Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Всем «Кислоты»: актер Александр Горчилин рассказал о своем режиссерском дебюте

Премьера нашумевшей драмы о поколении 20–летних состоится 19 сентября в «Гоголь-центре». В прокат картина выйдет 4 октября.

Мы встречаемся в «Гоголь-центре» — а где еще, собственно? Именно в этом театре под чутким руководством Кирилла Серебренникова Горчилин раскрылся как личность, актер и режиссер. Здесь он сыграл свои первые успешные роли: Позитива в спектакле «Отморозки» по мотивам прозы Захара Прилепина и Пикселя в постановке «Идиоты», вдохновленной одноименным фильмом Ларса фон Триера. Следом на свет появились яркие киногерои — тронутый на всю голову художник Антонин в фильме Валерии Гай Германики «Да и да», хромоножка Гриша Зайцев в драме Серебренникова «Ученик» и панк в его же фильме «Лето».

Александр  Горчилин (фото 1)

Поло и брюки из шерсти, рубашка из хлопка, дерби из кожи, все — Dior Homme

ФОТОtimofey kolesnikovСТИЛЬekaterina cassina

Провокационные нонконформистские образы настолько захватили публику, что мы ждали от режиссерского дебюта Горчилина чего угодно, но только не той давящей тишины и пустоты, которая поселяется в душе после просмотра «Кислоты». В центре сюжета картины, получившей приз за лучший дебют на «Кинотавре», — два представителя поколения нынешних 25-летних, Саша и Петя, которые живут техно-тусовками, нарковечеринками, случайными связями и не понимают: их время еще не наступило или уже прошло? Из первого жизненного тупика бездеятельных и потерянных молодых людей выводит трагическая смерть друга — и тут же вводит в новый. Покончить с собой? Влюбиться? Отправиться за просветлением в индийский ашрам? Горчилин не дает ответов на эти вопросы, а с внимательным, несвойственным его ровесникам прищуром наблюдает и за неловкими телодвижениями своих героев, и за тем, как я формулирую свой первый вопрос. А потом затягивается сигаретой и опережает меня.

АЛЕКСАНДР ГОРЧИЛИН Сложно каждый раз искренне давать интервью. Со временем неизбежно заходишь на порочный круг самоповторения.

ELLE Наверное, все первым делом спрашивают, как случилось, что молодому актеру без режиссерского образования вдруг выпала возможность снять собственное кино?

Да, и я каждый раз искренне отвечаю, что это абсолютно сказочная история. Я не вынашивал замысел, не носился со своей идеей по продюсерам — не того рода я человек. Мне с утра поступил звонок от Сабины Еремеевой, которая спросила: «Вы хотите снять фильм?» Я ответил: «Хочу». Мы встретились, набросали темы, которые нас волнуют, потом позвали драматурга Валеру Печейкина. Я долго объяснял ему задумку, а он спорил. Так мы в течение полугода этот сценарий пилили, потом начали снимать. Я до этого работал с видео какое-то время, две документалки смонтировал по заказу «Гоголь-центра», но со съемочной площадкой и ее стрессом еще не сталкивался.

Какого рода этот стресс?

Я недавно в фейсбуке увидел статью о том, как тренируют «морских котиков» в США. Их связывают по рукам и ногам, кидают в бассейн глубиной в два метра и дают пять минут на то, чтобы выжить. Одни в панике сразу начинают кричать, чтобы их вытащили, другие барахтаются и пытаются плыть, но через минуту выдыхаются. Хитрость упражнения заключается в том, что для выживания ты должен полностью расслабиться, позволить телу опуститься на дно, просидеть там, пока не закончится дыхание, а потом со всей силы оттолкнуться от дна и выпрыгнуть на поверхность за воздухом. Суть в том, чтобы уметь отпускать. Так же в кино — нужно научиться доверять талантливым людям, собравшимся на площадке. Не быть индивидуалистом. Ослаблять контроль.

Трагическое происшествие с другом двух главных героев, которое кладет начало событиям фильма, очень напоминает несчастный случай, который произошел с одним из актеров известной театральной мастерской.

Из истории и родился фильм. Я сталкивался со смертью в разных ее проявлениях, но никогда еще она не была ко мне так близко. Мы с ребятами жили рядом с общежитием, в котором это произошло. Ночью нам позвонила соседка Дениса (имя изменено) и сказала, что он вытворяет черт-те что в квартире. Мы подумали, что он просто пьяный и скоро перебесится. Утром я пришел на репетицию и прочел в фейсбуке новость о том, что Денис выпрыгнул из окна. Осознание того, что я был на расстоянии звонка, мог перейти через дорогу и повлиять на ситуацию, накрыло меня очень сильно. Я не винил себя, просто эти мысли не давали мне покоя. В том же состоянии пребывают Саша и Петя, герои моего фильма.

Александр  Горчилин (фото 3)

Рубашка из хлопка, брюки из шерсти, все — Gucci; сникерсы из кожи, Bally; шейный платок из шифона, H&M

ФОТОtimofey kolesnikovСТИЛЬekaterina cassina

Насколько эти персонажи авто­биографичны?

Они представляют собой набор наблюде­ний за самим собой и моими друзьями. Это не эгоцентричная история, а собирательная. Какое-то время назад я часто тусовался — увлекся техно, познакомился с компанией молодых ребят, не имеющих отношения к актерству, даже подружился с ними. Я обнаружил, что среди них очень много интересных людей, которые в буквальном смысле маются: они никто в социальном плане, не понимают себя, не знают, что могут предложить миру. И я понял, что мне это отчасти тоже свойственно — если не станет «Гоголь-центра» я тоже не буду знать, чем заняться. Не в антрепризах же играть!..

Фильм иронично посвящен «мамам и папам», вырастившим нынешнее поколение 20-летних аморфным и неприспособленным к жизни. Правильно ли перекладывать всю ответственность на них?

Да, это данность. Нас воспитали люди, выросшие в Советском Союзе, в совершенно другой среде. Но мир вокруг поменялся, отчего у нас в голове возникли нестыковки. Мы ни в себе не уверены, ни в жизни, ни в людях вокруг. Это же в нашей ментальности — мы все друг другу немного враги, пока не докажем обратное. Плюс в России все инициативы наказуемы, и сил моральных проявить смелость у людей просто нет.

Но выделиться хочется. В фильме один герой говорит другому: «Будь интересным», что звучит то ли как упрек, то ли как призыв.

Скорее как стеб. Будь не собой, придумай себе что-нибудь, спрячься. Герой Саша делает обрезание, а кому-то нужно сосок проколоть или волосы выкрасить, как я сделал пару лет назад. От недостатка личностных качеств люди сочиняют себе манеру поведения или тупо копируют кого-то. Но мы еще ладно — я вот совершенно уже не понимаю то поколение, которое за нами, нынешних 17-летних. Они сходят с ума по ютубу и видеоблогам, с помощью которых продают себя и свою «интересность». У них все обесценилось, и они, как дети эпохи метамодерна, способны говорить только о себе любимых.

А ваше кино — это еще постмодернизм или уже метамодерн?

Я пытался задать себе этот вопрос. Метамодерн несет в себе чисто развлекательную, иронизирующую функцию, а мы все же серьезные вопросы поднимаем. Хотя, может, отстранение в «Кислоте» сильно завуалировано и не считывается с первого взгляда. Помните «Любовь» Гаспара Ноэ — далеко не все понимают, что это просто шутка взрослого дядьки, который явно всех этих сексуальных впечатлений уже не испытывает, а просто наблюдает за ними с большой нежностью.

Кстати, некоторые критики упрекают вас в том, что вы сняли фильм с позиции не бунтаря, а наблюдателя. Так, будто вам сорок, а не двадцать шесть лет.

Конечно, все ждали от актера, который пьет мочу в кадре, играет геев и панков, что он будет снимать стильно-модно-молодежно. Мы прекрасно понимали, что от нас ждут провокации, и намеренно решили не идти по этому пути. Трудные подростки, ужасы социального низа — нас это не волновало. Хотелось честно рассказать про людей, которые только п***** и ничего не делают. Что касается меня лично, то я не собираюсь обслуживать ничьи интересы и удовлетворять ожидания журналистов, веривших в меня как в бунтаря. Я вот тоже до 14 лет верил в Деда Мороза, а потом девочка в школе сказала, что его нет. (Смеется.) Я ей ответил: «Дура, ты, может, еще и в Бога не веришь?» А потом узнал, что и Бога-то, скорее всего, нет...

Какие дальше планы?

Да никаких. Если хотите знать, хочу ли я дальше снимать кино — я не знаю. У меня нет цели поставить творчество на конвейер или быть успешным.

Странно слышать это от человека, который работает в одном из самых известных театров страны, снимает кино и ездит по фестивалям.

Тот факт, что человек побывал в Каннах или показал свой фильм на «Кинотавре», настолько ничего не значит, вы даже не представляете! Ты как был запуганным и неуверенным в себе, так и остаешься. Мне вот иногда за квартиру нечем заплатить, и я понимаю, что в глазах других у меня не самый успешный образ. Но мне даже говорить об этом не хочется — в наше время, когда вокруг одна профанация и каждый второй звезда ютуба, хочется отстраниться от понятия популярности. Сегодня по-хорошему модно быть неуспешным, как мне кажется. Иначе получается, как с Монеточкой.

А что с ней не так?

Ей ясно, что люди, которые ходят на ее концерты, ни фига не понимают, о чем она поет. Что ее творчество уничтожается этими девочками, которые фотографируют свое отражение в нижнем белье и подписывают пост ее цитатой: «Залезь мне в сердце, а не в ширинку джинс». Что ее искреннее хобби умирает перед публикой, состоящей из дядек в костюмах, которые жуют канапе. Мы развенчиваем миф вокруг ее образа в новом клипе, который я снимаю. Всю эту историю про то, что людям говорят: «Это модно, любите». И они начинают любить.

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Читайте также
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз