Московский музей дизайна открывает выставку в Брюсселе

Проект посвящен графическому дизайну 1920-1930-х годов и приурочен к 100-летию октябрьской революции в России

7 июня в ADAM Art & Design Atomium Museum (Бельгия, Брюссель) откроется выставка «Бумажная революция», подготовленная Московским музеем дизайна совместно с Архивом А. Родченко и В. Степановой и частным собранием Ne boltai! Collection (Чехия, Прага). Проект посвящен графическому дизайну 1920-1930-х годов и приурочен к 100-летию октябрьской революции в России – одному из самых значительных и неоднозначных событий в истории страны. В экспозиции будут представлены работы Александра Родченко, Варвары Степановой, Густава Клуциса, братьев Стенбергов, Эля Лисицкого, Сергея Сенкина и многих других. Это книги, журналы, рисунки, марки, почтовые открытки, архивные фотоматериалы, рекламные плакаты, афиши, упаковка в стиле конструктивизма, а также знаменитый манифест «Конструктивизм» Алексея Гана.

На заре становления молодое революционное государство нуждалась в особом визуальном языке. Плакаты, афиши, обложки книг и журналов стали основным инструментом пропаганды политического строя. Художники-конструктивисты, представители наиболее значительного художественного движения 1920-х годов, декларировали конец традиционной живописи и создание «нового искусства». До начала 1930-х годов политические изменения в обществе и эстетические в искусстве происходили параллельно. «Конструктивистская революция» должна была полностью изменить роль художника и сделать его конструктором вещей, создателем нового материального мира. Но массовый потребитель не был готов к экстравагантным минималистическим проектам мебели, предметов быта, одежды; не хотел платить деньги за искусство, превратившееся в повседневные вещи. «Эстетическая» революция осталась только на бумаге.

Практически единственной сферой, в которой художники могли применять новаторский подход, был графический дизайн: оформление книг, журналов, плакатов. Графический дизайн конструктивистов стал стилем времени. Именно это искусство периода массовой технической репродукции было основным продуктом художников, мечтавших о покорении всего материального мира, но сумевших покорить только мир бумажный.

Даты проведения: 7 июня – 8 октября 2017

Место проведения: Музей искусства и дизайна Атомиум ADAM (Art & Design Atomium Museum), Брюссель (Бельгия)

Кураторы: Александра Санькова, Константин Акинша

Организаторы выставки: Московский музей дизайна, Архив А. Родченко и А. Степановой, Ne boltai! Collection (Прага)