Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Эксклюзивное интервью ELLE: Даниеле Чиприани

Арт-директор Приза Позитано о моде на балет, русском следе в Италии и спектаклях, которые должен увидеть каждый

26 и 27 мая на исторической сцене Большого театра состоятся гала-концерты, приуроченные к вручению Benois de la Dance — знаменитой хореографической премии, которая также известна под своим неофициальным названием: «Балетный «Оскар»». В этом году, помимо традиционной награды, будет вручена еще одна — совместный российско-итальянский приз «Бенуа—Мясин Москва—Позитано», идея которого принадлежит Даниеле Чиприани, влиятельнейшей фигуре в мире балета и художественного руководителя Приза Позитано (известного также как Приз имени Леонида Мясина, легендарного танцовщика, прославившегося благодаря «Русским сезонам» Дягилева). В эксклюзивном интервью ELLE.ru Даниеле рассказал о рождении новой премии, моде на балет и о том, почему возраст танцам не помеха.

Даниеле Чиприани

ELLE: Даниеле, 26 мая на сцене Большого театра будет вручен новый приз. Как родилась его идея? И как будет происходить церемония награждения?

ДАНИЕЛЕ ЧИПРИАНИ: Новый приз — это, можно сказать, «дитя любви» двух старейших европейских балетных наград, которые с огромным энтузиазмом и при полном взаимном согласии успешно объединились в единое целое. Или, образно говоря, в артистический «брачный союз». Для нас было очень важно объединить два этих приза ради того, чтобы воздать должное незабвенным сезонам русского балета и их прославленным основателям Александру Бенуа и Леониду Мясину. Мне представляется, что таким образом мы как будто возвращаем Мясина в его родной город: ведь он родился в Москве, хоть и провел много времени в Италии, на островах Ли Галли, совсем рядом с Позитано.

Сам процесс награждения победителей отражает связь между двумя важными призами: в сентябре этого года в рамках Positano Premia La Danza Leonide Massine мне представится честь вручить наш новый приз «Бенуа-Мясин» одному из победителей Приза Бенуа, который получит его в мае. А в будущем году, на следующей церемонии награждения победителей московского Prix Benois, состоится ответное вручение аналогичного приза одному из победителей предыдущего сентябрьского «Приза Позитано». Над созданием нового приза «Бенуа-Мясин» работал известный скульптор Игорь Устинов, он же автор статуэтки Приза Бенуа (Игорь Устинов — потомок династии Бенуа, сын знаменитого британского актера Питера Устинова и внучатый племянник художника-оформителя балетных спектаклей «Русских сезонов» Александра Бенуа, именем которого и названа эта награда — ELLE).

ELLE: Когда вы впервые узнали о Призе Бенуа? И что вы думаете о значении этой награды в мире балета?

Д.Ч.: Я знал о существовании этой премии с давних пор! Это одна из самых престижных наград в мире и присуждается в одной из главных балетных столиц мира. Ее важность для балетного мира трудно переоценить, а уникальность заключается в том, что она присуждается не только танцовщикам и хореографам, но также композиторам и художникам-постановщикам. В этом призе воплотилась великая дягилевская концепция балета как слияния различных форм искусства.

ELLE: Почему вы решили выбрать именно Марико Кида (солистка Королевского шведского балета – ELLE) из всех прочих лауреатов приза Бенуа де ла Данс 2014 года?

Д.Ч.: Марико Кида — балерина, наделенная огромной артистичностью и владеющая прекрасной балетной техникой. Свой талант она полностью отдает новаторским поискам в хореографическом творчестве. Ее сценические образы убедительны и трогают до глубины души. Ее трактовка партии Джульетты в балете «Джульетта и Ромео» в постановке Матса Эка отличается современной чувственностью и при этом блистает сильной техникой на классической базе.

ELLE: Что вы думаете об искусстве танца? Оно доступно лишь для узкого круга артистической элиты или для широких масс?

Д.Ч.: Танец — древнейшая форма искусства, созданная человеком. Люди танцевали еще в доисторические времена, задолго до возникновения цивилизации. Поэтому танец, как и прочие формы искусства, доступен каждому, кто наделен чувством прекрасного. Я считаю, что прекрасное в этом мире доступно любому человеку, а не только избранным. Именно поэтому я считаю очень важным организовывать спектакли, доступные широкой аудитории — это касается и цен на билеты. И привлекать не только завсегдатаев оперных театров, но и тех зрителей, которые при иных обстоятельствах и не подумают идти на балетное представление.

ELLE: Сегодня искусство танца становится все более популярным. Многие записываются на уроки в балетные классы даже в весьма солидном возрасте. В чем, по вашему мнению, кроется причина этого явления? Что бы вы посоветовали таким новичкам?

Д.Ч.: Сегодня во всем мире люди уделяют огромное внимание физической форме и красоте тела. Отсюда такое широкое увлечение спортом и различными видами движения, и нет ничего удивительного в том, что и взрослые люди обращаются к искусству танца. В первую очередь потому, как принято сейчас говорить: «Было 50, стало 30!». Сегодняшние пожилые люди выглядят моложе и здоровее, чем их сверстники прошлых поколений, и намерены и далее оставаться такими. Последнюю роль подруги Джеймса Бонда сыграла 50-летняя итальянская актриса Моника Белуччи. Более возрастные танцовщицы, как например прекрасная Ана Лагуна, по-прежнему активны, а с возрастом их сценическое мастерство становится еще более совершенным. Что же до «вновь обращенных» и более возрастных начинающих на этом поприще, я лишь могу сказать, что записавшись в балетный класс, они станут по-новому ощущать свое тело и владеть им, почувствуют, как движение рождает внутреннее очищение, что в свою очередь отразится и на их внешности. Все это приведет не просто к обретению более привлекательной внешности, но и к внутреннему ощущению гармонии у новых приверженцев искусства танца.

ELLE: А как вы сами пришли в мир танца?

Д.Ч.: Я начал заниматься балетом в 8-летнем возрасте, а в 12 лет меня приняли в Итальянскую Национальную Академию Танца в Риме, основанную, кстати, в 1948 году русской танцовщицей Евгенией Борисенко, прославившейся в Италии под сценическим именем Джия Русская. Я закончил 8-летнюю программу обучения в Академии, однако с самого начала понимал, что мои главные способности лежат в области администрирования и менеджмента. Но я считал необходимым закончить полную хореографическую программу, чтобы получить глубокие знания о балетном искусстве и понять изнутри мир танца.

1

ELLE: Не могли бы вы назвать пять балетов, которые каждый должен увидеть хотя бы один раз в жизни?

Д.Ч.: Попытаюсь, невзирая на заданный вами лимит, не пропустить ни одной главной «базы», выражаясь термином из американского футбола! «Спящая Красавица» Рудольфа Нуриева, «Спартак» Юрия Григоровича, «Весна Священная» Пины Бауш, «Аполлон Мусагет» Баланчина и «Жизель» Матса Эка.

ELLE: Ваш любимый фильм о балете?

Д.Ч.: Безусловно, «Белые ночи». Это замечательная лента 1985 года, поставленная режиссером Тейлором Хэкфордом и хореографом Туайлой Тарп, с великим Михаилом Барышниковым в главной роли.

ELLE: Вы не раз говорили о вашем восхищением талантом Рудольфа Нуриева. А кто из современных звезд русского балета вызывает ваше восхищение?

Д.Ч.: Светлана Захарова. Она — поистине правящая королева современного балета. Ее по праву обожают за чистоту техники и линий, сценическое обаяние и виртуозность. Ее танец завораживает царственной, утонченной блистательностью без малейшего стремления к внешней аффектации!


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.