Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Эксклюзивное интервью ELLE: Даниеле Чиприани

Арт-директор Приза Позитано о моде на балет, русском следе в Италии и спектаклях, которые должен увидеть каждый

26 и 27 мая на исторической сцене Большого театра состоятся гала-концерты, приуроченные к вручению Benois de la Dance — знаменитой хореографической премии, которая также известна под своим неофициальным названием: «Балетный «Оскар»». В этом году, помимо традиционной награды, будет вручена еще одна — совместный российско-итальянский приз «Бенуа—Мясин Москва—Позитано», идея которого принадлежит Даниеле Чиприани, влиятельнейшей фигуре в мире балета и художественного руководителя Приза Позитано (известного также как Приз имени Леонида Мясина, легендарного танцовщика, прославившегося благодаря «Русским сезонам» Дягилева). В эксклюзивном интервью ELLE.ru Даниеле рассказал о рождении новой премии, моде на балет и о том, почему возраст танцам не помеха.

Даниеле Чиприани

ELLE: Даниеле, 26 мая на сцене Большого театра будет вручен новый приз. Как родилась его идея? И как будет происходить церемония награждения?

ДАНИЕЛЕ ЧИПРИАНИ: Новый приз — это, можно сказать, «дитя любви» двух старейших европейских балетных наград, которые с огромным энтузиазмом и при полном взаимном согласии успешно объединились в единое целое. Или, образно говоря, в артистический «брачный союз». Для нас было очень важно объединить два этих приза ради того, чтобы воздать должное незабвенным сезонам русского балета и их прославленным основателям Александру Бенуа и Леониду Мясину. Мне представляется, что таким образом мы как будто возвращаем Мясина в его родной город: ведь он родился в Москве, хоть и провел много времени в Италии, на островах Ли Галли, совсем рядом с Позитано.

Сам процесс награждения победителей отражает связь между двумя важными призами: в сентябре этого года в рамках Positano Premia La Danza Leonide Massine мне представится честь вручить наш новый приз «Бенуа-Мясин» одному из победителей Приза Бенуа, который получит его в мае. А в будущем году, на следующей церемонии награждения победителей московского Prix Benois, состоится ответное вручение аналогичного приза одному из победителей предыдущего сентябрьского «Приза Позитано». Над созданием нового приза «Бенуа-Мясин» работал известный скульптор Игорь Устинов, он же автор статуэтки Приза Бенуа (Игорь Устинов — потомок династии Бенуа, сын знаменитого британского актера Питера Устинова и внучатый племянник художника-оформителя балетных спектаклей «Русских сезонов» Александра Бенуа, именем которого и названа эта награда — ELLE).

ELLE: Когда вы впервые узнали о Призе Бенуа? И что вы думаете о значении этой награды в мире балета?

Д.Ч.: Я знал о существовании этой премии с давних пор! Это одна из самых престижных наград в мире и присуждается в одной из главных балетных столиц мира. Ее важность для балетного мира трудно переоценить, а уникальность заключается в том, что она присуждается не только танцовщикам и хореографам, но также композиторам и художникам-постановщикам. В этом призе воплотилась великая дягилевская концепция балета как слияния различных форм искусства.

ELLE: Почему вы решили выбрать именно Марико Кида (солистка Королевского шведского балета – ELLE) из всех прочих лауреатов приза Бенуа де ла Данс 2014 года?

Д.Ч.: Марико Кида — балерина, наделенная огромной артистичностью и владеющая прекрасной балетной техникой. Свой талант она полностью отдает новаторским поискам в хореографическом творчестве. Ее сценические образы убедительны и трогают до глубины души. Ее трактовка партии Джульетты в балете «Джульетта и Ромео» в постановке Матса Эка отличается современной чувственностью и при этом блистает сильной техникой на классической базе.

ELLE: Что вы думаете об искусстве танца? Оно доступно лишь для узкого круга артистической элиты или для широких масс?

Д.Ч.: Танец — древнейшая форма искусства, созданная человеком. Люди танцевали еще в доисторические времена, задолго до возникновения цивилизации. Поэтому танец, как и прочие формы искусства, доступен каждому, кто наделен чувством прекрасного. Я считаю, что прекрасное в этом мире доступно любому человеку, а не только избранным. Именно поэтому я считаю очень важным организовывать спектакли, доступные широкой аудитории — это касается и цен на билеты. И привлекать не только завсегдатаев оперных театров, но и тех зрителей, которые при иных обстоятельствах и не подумают идти на балетное представление.

ELLE: Сегодня искусство танца становится все более популярным. Многие записываются на уроки в балетные классы даже в весьма солидном возрасте. В чем, по вашему мнению, кроется причина этого явления? Что бы вы посоветовали таким новичкам?

Д.Ч.: Сегодня во всем мире люди уделяют огромное внимание физической форме и красоте тела. Отсюда такое широкое увлечение спортом и различными видами движения, и нет ничего удивительного в том, что и взрослые люди обращаются к искусству танца. В первую очередь потому, как принято сейчас говорить: «Было 50, стало 30!». Сегодняшние пожилые люди выглядят моложе и здоровее, чем их сверстники прошлых поколений, и намерены и далее оставаться такими. Последнюю роль подруги Джеймса Бонда сыграла 50-летняя итальянская актриса Моника Белуччи. Более возрастные танцовщицы, как например прекрасная Ана Лагуна, по-прежнему активны, а с возрастом их сценическое мастерство становится еще более совершенным. Что же до «вновь обращенных» и более возрастных начинающих на этом поприще, я лишь могу сказать, что записавшись в балетный класс, они станут по-новому ощущать свое тело и владеть им, почувствуют, как движение рождает внутреннее очищение, что в свою очередь отразится и на их внешности. Все это приведет не просто к обретению более привлекательной внешности, но и к внутреннему ощущению гармонии у новых приверженцев искусства танца.

ELLE: А как вы сами пришли в мир танца?

Д.Ч.: Я начал заниматься балетом в 8-летнем возрасте, а в 12 лет меня приняли в Итальянскую Национальную Академию Танца в Риме, основанную, кстати, в 1948 году русской танцовщицей Евгенией Борисенко, прославившейся в Италии под сценическим именем Джия Русская. Я закончил 8-летнюю программу обучения в Академии, однако с самого начала понимал, что мои главные способности лежат в области администрирования и менеджмента. Но я считал необходимым закончить полную хореографическую программу, чтобы получить глубокие знания о балетном искусстве и понять изнутри мир танца.

1

ELLE: Не могли бы вы назвать пять балетов, которые каждый должен увидеть хотя бы один раз в жизни?

Д.Ч.: Попытаюсь, невзирая на заданный вами лимит, не пропустить ни одной главной «базы», выражаясь термином из американского футбола! «Спящая Красавица» Рудольфа Нуриева, «Спартак» Юрия Григоровича, «Весна Священная» Пины Бауш, «Аполлон Мусагет» Баланчина и «Жизель» Матса Эка.

ELLE: Ваш любимый фильм о балете?

Д.Ч.: Безусловно, «Белые ночи». Это замечательная лента 1985 года, поставленная режиссером Тейлором Хэкфордом и хореографом Туайлой Тарп, с великим Михаилом Барышниковым в главной роли.

ELLE: Вы не раз говорили о вашем восхищением талантом Рудольфа Нуриева. А кто из современных звезд русского балета вызывает ваше восхищение?

Д.Ч.: Светлана Захарова. Она — поистине правящая королева современного балета. Ее по праву обожают за чистоту техники и линий, сценическое обаяние и виртуозность. Ее танец завораживает царственной, утонченной блистательностью без малейшего стремления к внешней аффектации!


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.