Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Арт-директор Benois de la Dance: «Мне льстит сравнение нашего приза с «Оскаром»»

Нина Кудрявцева-Лури — о связи классики и новаторства, и о том, почему образованного танцора видно сразу

26 и 27 мая на исторической сцене Большого театра в 23-й раз пройдет ежегодный фестиваль Benois de la Dance — одно из самых ярких событий в мире балета и искусства в целом. В этом году, помимо традиционных наград лучшим из лучших, также будет вручена специальная премия: российско-итальянский приз Benois-Massine. В преддверии грандиозного праздника балета ELLE воспользовался случаем и задал несколько вопросов основателю и артистическому директору «Бенуа» Нине Кудрявцевой-Лури.

Нина Кудрявцева-Лури

Нина Кудрявцева-Лури (слева) и итальянская балерина Карла Фраччи

ELLE: Нина Николаевна, приз Benois de la Dance называют «Балетным «Оскаром»». Как вы относитесь к сравнению балетного приза с кинонаградой?
Нина Кудрявцева-Лури: С одной стороны, это очень почетно, приятно и льстит мне! А с другой — я считаю, что за 23 года «Бенуа де ла Данс» уже стал самостоятельной и самодостаточной наградой, известной не только в балетном мире и уже не нуждается в сравнениях.
ELLE: А что является для вас, как для арт-директора приза, предметом особой гордости?
НК: В первую очередь я горжусь тем, какой авторитет заработала себе эта награда. В начале 1990-х, когда мы только начинали вручать первые призы, у нас еще не было до конца сложившегося мнения о том, как это все должно быть. Первые годы это были, по большому счету, просто концерты артистов Большого театра. Но со временем мы пришли к тому, что номинанты, участники со всего мира стараются во что бы то ни стало отпроситься со спектаклей у своих художественных руководителей ради возможности приехать в Москву на «Бенуа» и получить приз! И это, безусловно, предмет моей большой гордости — то, что нам удалось превратить фестиваль и вручение награды в такое значимое событие в мире искусства в целом, а не только в мире балета.
ELLE: Как и сам приз стал известен за пределами мира балета, так и балет уже давно влияет на мир искусства в целом. В чем, по-вашему, заключается это художественное взаимопроникновение?
НК: Сейчас все больше появляется синтетических спектаклей. Например, в Театре Вахтангова уже почти половина репертуара поставлена хореографом Анжеликой Холиной. Синтезируются и взаимопроникают совершенно разные виды искусства! Балет, к примеру, влияет на моду – а мода, в свою очередь, на балет. Многие крупные дизайнеры работали с разными хореографами: Ив Сен-Лоран создавал костюмы для постановок Ролана Пети… Я уже не говорю о Дягилевских сезонах, декорации для которых были творением рук Пикассо или Руо.

ELLE: А балет легко принимает это взаимопроникновение культур? По-вашему, это консервативное искусство или авангардное?
НК: Мне кажется, балет всегда шел и продолжает идти в ногу с развитием любого другого вида искусства. Вообще все повороты в искусстве начинаются с архитектуры! Но если говорить о литературе, живописи, визуальных искусствах, театре, кино — то, с учетом современных технологий, сейчас это настолько все связано между собой, что синтез, взаимопроникновение просто неизбежны! Но классический балет всегда останется таковым. Он не изменился и не должен меняться. Могут меняться декорации, какие-то детали… Но его классическая база, структура должны оставаться. Без нее попросту не может родиться ничего нового. Марта Грэм великолепно знала классику, и на этом глубоком знании она построила свой новый танец. Как и в литературе — невозможно создавать талантливые произведения, не зная классических.

Нина Кудрявцева-Лури

Нина Кудрявцева-Лури со звездой Парижской Оперы и лауреатом "Бенуа де ла Данс" Матиасом Эйманом

ELLE: А существуют ли законодатели балетной моды среди театров?
НК: Пожалуй, я не могу сказать, что такие театры есть. Но если появляется какой-то талантливый хореограф, он начинает задавать тон. Джордж Баланчин первым стал отходить от классических канонов, и стал одним из первых законодателей моды. А затем появился Уильям Форсайт, который вообще перевернул и перекорежил всю классику и создал целое направление и обзавелся армией верных последователей. Пожалуй, эту личность можно назвать настоящим законодателем! А потом появился МакГрегор и пошёл в этом направлении ещё дальше и появились последователи у него. Кстати говоря, оба они – лауреаты Бенуа де ла Данс!
ELLE: В предыдущем ответе вы затронули тему литературы. Вы, будучи балериной Большого театра, также занимались художественными переводами с французского! Как так получилось?
НК: Моя мама Татьяна Кудрявцева была очень известным переводчиком с английского и французского, ей я и обязана своей любовью к литературе. Переводить я начала, когда серьезно заболела, и не было никакой уверенности в том, что я снова смогу танцевать. Тогда мне мама сказала: «Ну что ты плачешь, давай, займись чем-нибудь!» Я занималась французским языком с преподавателями на дому, и в качестве тренировки начала переводить небольшие рассказы. Меня это так захватило, что даже когда я вернулась в театр, не смогла оставить это занятие. Я переводила Проспера Мериме, Дрюона, Базена… И только начав заниматься «Бенуа» я поняла, что мне катастрофически не хватает на это времени. Но я до сих пор очень скучаю без этого.
ELLE: Для того, чтобы заниматься переводами, одного лишь знания языка недостаточно — необходим колоссальный культурный багаж. А для того, чтобы танцевать?
НК: Сцена обнажает. На сцене вы сразу видите, что представляет из себя человек, и он не в состоянии этого скрыть. Я говорю сейчас даже не о степени чувственности исполнения, а о подходе к роли, ее глубоком понимании. А понимать, что ты танцуешь, можно только при определенном уровне образования и культуры. Иначе получается не искусство, не балет, а самая обычная акробатика.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.