Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Арт-директор Benois de la Dance: «Мне льстит сравнение нашего приза с «Оскаром»»

Нина Кудрявцева-Лури — о связи классики и новаторства, и о том, почему образованного танцора видно сразу

26 и 27 мая на исторической сцене Большого театра в 23-й раз пройдет ежегодный фестиваль Benois de la Dance — одно из самых ярких событий в мире балета и искусства в целом. В этом году, помимо традиционных наград лучшим из лучших, также будет вручена специальная премия: российско-итальянский приз Benois-Massine. В преддверии грандиозного праздника балета ELLE воспользовался случаем и задал несколько вопросов основателю и артистическому директору «Бенуа» Нине Кудрявцевой-Лури.

Нина Кудрявцева-Лури

Нина Кудрявцева-Лури (слева) и итальянская балерина Карла Фраччи

ELLE: Нина Николаевна, приз Benois de la Dance называют «Балетным «Оскаром»». Как вы относитесь к сравнению балетного приза с кинонаградой?
Нина Кудрявцева-Лури: С одной стороны, это очень почетно, приятно и льстит мне! А с другой — я считаю, что за 23 года «Бенуа де ла Данс» уже стал самостоятельной и самодостаточной наградой, известной не только в балетном мире и уже не нуждается в сравнениях.
ELLE: А что является для вас, как для арт-директора приза, предметом особой гордости?
НК: В первую очередь я горжусь тем, какой авторитет заработала себе эта награда. В начале 1990-х, когда мы только начинали вручать первые призы, у нас еще не было до конца сложившегося мнения о том, как это все должно быть. Первые годы это были, по большому счету, просто концерты артистов Большого театра. Но со временем мы пришли к тому, что номинанты, участники со всего мира стараются во что бы то ни стало отпроситься со спектаклей у своих художественных руководителей ради возможности приехать в Москву на «Бенуа» и получить приз! И это, безусловно, предмет моей большой гордости — то, что нам удалось превратить фестиваль и вручение награды в такое значимое событие в мире искусства в целом, а не только в мире балета.
ELLE: Как и сам приз стал известен за пределами мира балета, так и балет уже давно влияет на мир искусства в целом. В чем, по-вашему, заключается это художественное взаимопроникновение?
НК: Сейчас все больше появляется синтетических спектаклей. Например, в Театре Вахтангова уже почти половина репертуара поставлена хореографом Анжеликой Холиной. Синтезируются и взаимопроникают совершенно разные виды искусства! Балет, к примеру, влияет на моду – а мода, в свою очередь, на балет. Многие крупные дизайнеры работали с разными хореографами: Ив Сен-Лоран создавал костюмы для постановок Ролана Пети… Я уже не говорю о Дягилевских сезонах, декорации для которых были творением рук Пикассо или Руо.

ELLE: А балет легко принимает это взаимопроникновение культур? По-вашему, это консервативное искусство или авангардное?
НК: Мне кажется, балет всегда шел и продолжает идти в ногу с развитием любого другого вида искусства. Вообще все повороты в искусстве начинаются с архитектуры! Но если говорить о литературе, живописи, визуальных искусствах, театре, кино — то, с учетом современных технологий, сейчас это настолько все связано между собой, что синтез, взаимопроникновение просто неизбежны! Но классический балет всегда останется таковым. Он не изменился и не должен меняться. Могут меняться декорации, какие-то детали… Но его классическая база, структура должны оставаться. Без нее попросту не может родиться ничего нового. Марта Грэм великолепно знала классику, и на этом глубоком знании она построила свой новый танец. Как и в литературе — невозможно создавать талантливые произведения, не зная классических.

Нина Кудрявцева-Лури

Нина Кудрявцева-Лури со звездой Парижской Оперы и лауреатом "Бенуа де ла Данс" Матиасом Эйманом

ELLE: А существуют ли законодатели балетной моды среди театров?
НК: Пожалуй, я не могу сказать, что такие театры есть. Но если появляется какой-то талантливый хореограф, он начинает задавать тон. Джордж Баланчин первым стал отходить от классических канонов, и стал одним из первых законодателей моды. А затем появился Уильям Форсайт, который вообще перевернул и перекорежил всю классику и создал целое направление и обзавелся армией верных последователей. Пожалуй, эту личность можно назвать настоящим законодателем! А потом появился МакГрегор и пошёл в этом направлении ещё дальше и появились последователи у него. Кстати говоря, оба они – лауреаты Бенуа де ла Данс!
ELLE: В предыдущем ответе вы затронули тему литературы. Вы, будучи балериной Большого театра, также занимались художественными переводами с французского! Как так получилось?
НК: Моя мама Татьяна Кудрявцева была очень известным переводчиком с английского и французского, ей я и обязана своей любовью к литературе. Переводить я начала, когда серьезно заболела, и не было никакой уверенности в том, что я снова смогу танцевать. Тогда мне мама сказала: «Ну что ты плачешь, давай, займись чем-нибудь!» Я занималась французским языком с преподавателями на дому, и в качестве тренировки начала переводить небольшие рассказы. Меня это так захватило, что даже когда я вернулась в театр, не смогла оставить это занятие. Я переводила Проспера Мериме, Дрюона, Базена… И только начав заниматься «Бенуа» я поняла, что мне катастрофически не хватает на это времени. Но я до сих пор очень скучаю без этого.
ELLE: Для того, чтобы заниматься переводами, одного лишь знания языка недостаточно — необходим колоссальный культурный багаж. А для того, чтобы танцевать?
НК: Сцена обнажает. На сцене вы сразу видите, что представляет из себя человек, и он не в состоянии этого скрыть. Я говорю сейчас даже не о степени чувственности исполнения, а о подходе к роли, ее глубоком понимании. А понимать, что ты танцуешь, можно только при определенном уровне образования и культуры. Иначе получается не искусство, не балет, а самая обычная акробатика.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.