Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Топ-10: лучшие фильмы Ричарда Линклейтера

Отмечающий 25-летие «Бездельник», один из лучших фильмов 2016 года «Каждому свое» и другие победы классика американского инди

Этим летом исполняется 25 лет «Бездельнику» — одному из важнейших фильмов американского независимого кинематографа, ставшему стартом блестящей карьеры Ричарда Линклейтера. Празднуя юбилей и радуясь DVD-релизу его последнего ненавязчивого шедевра «Каждому свое», кинокритик ELLE выбрал 10 лучших работ пятикратного оскаровского номинанта.

№10 «Школа рока»

(The School of Rock), 2003

№10 «Школа рока»

Главный и, строго говоря, единственный кассовый хит Линклейтера — добродушная комедия об эксцентричном лентяе (Джек Блэк), в силу обстоятельств заменяющего преподавателя в престижной частной школе и решающего научить детей более-менее всему, что умеет он сам: теории и практике рок-н-ролла. Через дюжину лет после выхода фильма авторами его успешной бродвейской адаптации стали создатель «Аббатства Даунтон» Джулиан Феллоуз и сэр Эндрю Ллойд Уэббер.

№9 «Я и Орсон Уэллс»

(Me and Orson Welles), 2008

№9 «Я и Орсон Уэллс»

Четырежды освоив как минимум 25-миллионные бюджеты, преуспел Линклейтер в этом лишь со «Школой рока». Остальные подобные капиталовложения себя не оправдали, и если «Братьев Ньютон» с «Несносными медведями» никому особенно не жалко, то «Я и Орсон Уэллс», историческая драма о тинейджере (Зак Эфрон), которому посчастливилось (ой ли?) поработать с классиком (Кристиан МакКей в призового калибра роли Уэллса), заслуживала лучшей участи.

№8 «Бездельник»

(Slacker), 1991

№8 «Бездельник»

Снятый за 23 тысячи долларов «Бездельник» не был режиссерским дебютом Линклейтера, уже успевшего потратить еще три на картину «Нельзя научиться пахать, читая книги». Но именно обманчиво бессвязный рассказ об одном дне из жизни города Остина и населяющих его молодых философов стал (наряду с «Сексом, ложью и видео» Стивена Содерберга) краеугольным камнем американского независимого кино 1990-х.

№7 «Помутнение»

(A Scanner Darkly), 2006

№7 «Помутнение»

«Помутнение» в свою очередь не было первым фильмом Линклейтера, исполненным в технике ротоскопирования, но если экзистенциальную притчу «Пробуждение жизни» осилит, мягко говоря, не каждый, то эта экранизация романа Филипа К. Дика может похвастаться не только большими идеями, но и нарисованными Киану Ривзом, Вайноной Райдер, Робертом Дауни и Вуди Харрельсоном (ужасно похожим на украинского рок-музыканта Олега Скрипку).

№6 «Перед рассветом»

(Before Sunrise), 1995

№6 «Перед рассветом»

Незабываемое начало великой романтической трилогии Линклейтера, Итана Хоука и Джули Дельпи — история судьбоносного знакомства американца Джесси и француженки Селин, засмотревшихся на ругающихся в поезде немолодых супругов, решивших прогуляться по ночной Вене и разговорившихся — для начала — о жизни и любви. Даже являясь объективно слабейшим из трех фильмов, «Перед рассветом» заработал редкие 100% положительных отзывов на Rotten Tomatoes.

№5 «Каждому свое»

(Everybody Wants Some), 2016

№5 «Каждому свое»

Вышедший ранней весной и остающийся одним из лучших фильмов года «духовный сиквел» «Под кайфом и в смятении» — еще одна неотразимая комедия о взрослении, действие которой переносится из школьных дворов 1970-х в университетские кампусы 1980-х, ничего принципиально не меняя: герои Линклейтера по-прежнему молоды, бодры и знают толк в музыке, а имена играющих их актеров-дебютантов лучше запомнить прямо сейчас.

№4 «Под кайфом и в смятении»

(Dazed and Confused), 1993

№4 «Под кайфом и в смятении»

Один из самых остроумных, проницательных и попросту лучших школьных фильмов всех времен, «Под кайфом и в смятении» стал точкой отсчета для целого отряда будущих звезд, от Миллы Йовович и Паркер Поузи до Бена Аффлека и, разумеется, Мэттью МакКонахи (фраза «alright, alright, alright» впервые прозвучала именно здесь — и, право, более запоминающихся широкоэкранных дебютов в истории кино раз, два и обчелся).

№3 «Перед закатом»

(Before Sunset), 2004

№3 «Перед закатом»

Сиквел фильма, заработавшего девятью годами ранее скромные 5 миллионов долларов, не ждал никто, однако Линклейтер, Дельпи и Хоук решили, что история Селин и Джесси заслуживает продолжения — недолгой, но многословной прогулки по Парижу. Концовка «Перед закатом» остается одной из лучших в истории кино, и остановись удостоившееся сценарной номинации на «Оскар» трио на ней, никто бы, думается, не расстроился.

№2 «Перед полуночью»

(Before Midnight), 2013

№2 «Перед полуночью»

Но режиссер и его фотогеничные соавторы пошли еще дальше, по сути вернувшись к первой сцене «Перед рассветом» — только на сей раз роли ссорящихся супругов играют (внимание, спойлер!) отдыхающие с детьми в идиллической Греции Джесси и Селин. Местами уморительный, где-то душераздирающий и невероятно правдивый взгляд на серьезные отношения — ударное завершение трилогии, которая имела все шансы и основания стать для Линклейтера magnum opus.

№1 «Отрочество»

(Boyhood), 2014

№1 «Отрочество»

Однако все знают, что случилось еще через год: на экраны вышел снимавшийся Линклейтером на протяжении 12 лет без малого трехчасовой эпос о взрослении, где детский и родительский взгляды на вещи были преподнесены с симметричными друг другу глубиной и нежностью. Заработав шесть номинаций на «Оскар», «Отрочество» ограничилось единственной статуэткой для Патриши Аркетт, но в памяти и истории задержится надолго.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.