Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Штирлиц, Холмс и Д'Артаньян: культовые телесериалы советской эпохи

11 августа на телеэкраны СССР вышла первая серия телефильма «17 мгновений весны». По этому случаю ELLE вспомнил еще несколько культовых советских сериалов

11 августа на телеэкраны СССР вышла первая серия телефильма «17 мгновений весны». Сказать, что это был успех — значит, ничего не сказать. Улицы советских городов пустели во время показов сериала, Штирлиц стал народным героем, причем буквально — превратившись в персонажа многочисленных анекдотов. По этому случаю ELLE вспомнил еще несколько культовых советских сериалов. И это был сложный выбор.

17 мгновений весны

(1973)

17 мгновений весны

По большому счету продюсером сериала был тогдашний глава КГБ Андропов, которому хотелось двинуть положительный образ разведчиков в массы. Роман Юлиана Семенова подходил для этих целей идеально. Написанный самим Семеновым сценарий был куплен ленинградской студией «Ленфильм», но тут возникла московский режиссер Татьяна Лиознова, которая загорелась желанием непременно взяться за экранизацию. На «Мосфильме». Не выдержав напора Лиозновой, автор забрал сценарий обратно и продал его «Мосфильму». Неженское упорство режиссера проявлялось во всем. Долго выбирались актеры (причем «Штирлиц» Вячеслав Тихонов устроил Лиознову только со второй пробы), тщательно подбиралась натура (сериал снимался и в Тбилиси, и в Берлине, и в Риге). Ну, и конечно, костюмы. К примеру, для Тихонова было сшито 100 (!) белых рубашек — чтобы не тратить время на стирку и чтобы выглядели идеально. Не обошлось и без фокусов: например, руки Штирлица на крупных планах были не тихоновские, а принадлежали ассистенту художника. Все из-за ошибки молодости: у Тихонова на левой кисти была татуировка «Слава», замазать которую не удалось ни одному гримеру.

Снимали сериал целых два года, денег на нем его создатели много не заработали. Исполнитель роли Мюллера Леонид Броневой позже признался, что за два с лишним года съемок ему заплатили 2435 рублей. Сумма сама по себе немаленькая, но если поделить на число месяцев, выходит меньше ста рублей.

Зато слава и зрительская любовь, обрушившиеся на актеров «17 мгновений», сполна компенсировали скромные гонорары. За первый год после премьеры сериал показали трижды (!). Статистика фиксировала снижение преступности в дни трансляции, а количество анекдотов, возникших вокруг культа Штирлица, не поддавалось подсчету.

Место встречи изменить нельзя

(1979)

Место встречи изменить нельзя

Оперативнику Московского уголовного розыска Глебу Жеглову в книге братьев Вайнеров «Эра милосердия», всего 25. Исполнителю роли Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя» Владимиру Высоцкому на момент съемок был 41 год. Тем не менее, авторы сами хотели, чтобы главного героя их романа сыграл Высоцкий. Это было серьезной проблемой, так как артист был неофициально под запретом — на телевидение его не пускали, в кино разрешали сниматься крайне редко. Однако общими усилиями — Вайнеров и режиссера Станислава Говорухина — Владимир Семенович роль получил. Съемки заняли год и в какой-то момент Высоцкий чуть было не ушел с проекта: однажды заявил Говорухину, с которым крепко дружил, что чувствует — ему осталось мало времени, и тратить целый год на сериал ему жалко. Но режиссер был непреклонен и «Место встречи», к счастью, довели до конца. Владимир Семенович так увлекся, что даже написал проект-идею продолжения. Спустя двадцать лет Вайнеры были готовы превратить сохранившуюся заявку в полноценный сценарий, но Говорухин категорически отверг эту затею.

Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона

(1980)

Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона

Знал ли ленинградский режиссер Игорь Масленников, собираясь снять двухсерийный телефильм про героев Конан Дойла, во что ввязывается? Не знал. И слава богу. После показа «Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» советские граждане буквально завалили теленачальников письмами, требуя продолжения. Пришлось Масленникову снять еще одно кино. Потом еще одно. Пять частей, по две-три серии каждая — таков общий итог, плюс без дураков культовый статус, сравнимый с теми же «17 мгновениями» и «Местом встречи» (Был еще один «конкурент». который вышел почти одновременно с первыми сериями Холмса, но о нем ниже). Кроме народной любви дома, сериал Масленникова получил признание на родине персонажей Конан Дойла, в Англии. Советскую версию назвали лучшей из всех снятых (а их больше двухсот), а исполнителя роли Холмса, несравненного (по-другому не скажешь) Василия Ливанова наградили орденом Британской империи. По указу королевы Елизаветы. Тоже, как говорят, большой поклонницы нашей холмсианы.

Д'Артаньян и три мушкетера

(1979)

Д'Артаньян и три мушкетера

Прежде чем стать сериалом, «Д'Артаньян и три мушкетера» шел — как музыкальный спектакль — в столичном ТЮЗе. Шел несколько лет и пользовался большим успехом. После чего было решено перенести историю и песни на телеэкран. Изначально Д'Артаньяна, кстати говоря, должен был изображать Александр Абдулов. Михаилу Боярскому, которого тоже пригласили в проект, было предложено — выбирай, или ты Арамис, или Рошфор, или Атос. Затем оказалось, что Абдулов не совсем идеально поет песни, которые были написаны Максимом Дунаевским, и его заменили Боярским. Эта роль стала главной в актерской карьере артиста, причем интересно, что до сериала он изобразил Д'Артаньяна в спектакле ленинградского Театра имени Ленинского комсомола.

Картину сняли быстро и весело, а потом начались проблемы: половину героев в итоге озвучили не те актеры, которые их играли, вдобавок к тому режиссер поссорился со сценаристом и пока шли судебные разбирательства, «Мушкетеры» лежали на полке. Через год сериал все-таки вышел на экраны. И все, на следующий день после показа последней серии по всему Советскому Союзу мальчишки играли во дворах в мушкетеров.

«Гардемарины, вперед!»

(1988)

«Гардемарины, вперед!»

Вышедшие уже на излете советской эпохи, «Гардемарины» стал последним успешным телесериалом в СССР, а Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков, Сергей Жигунов — одними из последних «молодежных» звезд ТВ. На фоне социальных, как тогда называли, «чернушных» фильмов, обличительных статей и телепередач приключения юных гардемаринов смотрелись чудесной сказкой. «Едины парус и душа, судьба и родина едины», — песни из «Гардемаринов» звучали в перестроечном Союзе одновременно с «Белыми розами» «Ласкового мая», «Переменами» «Кино» и прочими хитами. Спустя три года вышло продолжение, но это уже было не то.

ELLE рекомендует

«Противостояние» и «ТАСС уполномочен заявить». Два отличных сериала, которые объединяет то, что сняты они по книжкам все того же Юлиана Семенова, придумавшего Штирлица. Причем написал Семенов оба романа в один год. Сериалы эти, как и книжки, совершенно разные. «Противостояние» — очень жесткий, натуралистичный (режиссер Семен Аранович по своей основной профессии был документалистом) триллер-поединок следователя и нацистского преступника, убивающего и расчленяющего своих жертв. «ТАСС...»— идеологически выдержанный блокбастер про разоблачение агентов ЦРУ в Москве. 10-серийный «ТАСС уполномочен заявить», кроме всего прочего, славен невероятным звездным составом, — проще сказать, кто в нем не снимался. В главной роли — да-да, снова Штирлиц. В смысле Вячеслав Тихонов.

«Долгая дорога в дюнах» и «Мираж». Эти сериалы тоже идут парой, потому что их снял один режиссер, латыш Алоиз Бренч. «Долгая дорога» — потрясающей силы сага про любовь через года. Советские женщины рыдали во время просмотров. «Мираж», сделанный Бренчем сразу после «Дюн», — полная противоположность. Очень вольная экранизация романа Чейза в трех сериях рассказывает о неудачной попытке ограбления инкассаторов. Дело происходит, конечно, в Штатах, снимали, разумеется, в Прибалтике. Главный мем, веселивший всех зрителей — неуклюже «загримированная» под иномарку наша «Нива». Другая радость — актриса Мирдза Мартинсоне, сильно волновавшая многих советских мужчин.

Также


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.