Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

«Дорз» и не только: лучшие байопики рок-звезд

Памяти Джима Моррисона — 10 лучших рок-н-ролльных биографий, рассказанных на широком экране

3 июля 1971 года не стало Джима Моррисона — поэта, певца и героя величайшего рок-н-ролльного байопика всех времен. Выступая в защиту противоречивого шедевра Оливера Стоуна, кинокритик ELLE выбрал лучшие биографические фильмы о рок-звездах всех калибров и мастей, от джаза до кантри.

№10 «Птица»

(Bird), 1988

«Птица» (Bird), 1988

Длинный, неспешный и старательный фильм о жизни и смерти джазового саксофониста Чарли «Птицы» Паркера — совсем не то, чего ждали на исходе 1980-х от Клинта Иствуда. Но, как известно, обман ожиданий оказался многолетним призванием Иствуда-режиссера (между прочим, горячего поклонника джаза, успевшего увидеть Паркера живьем), для начала приведшего Фореста Уитакера к актерскому призу Канн.

№9 «Круглосуточные тусовщики»

(24 Hour Party People), 2001

«Круглосуточные тусовщики» (24 Hour Party People), 2001

В фокусе изобретательных и остроумных «Тусовщиков» — целая эпоха, олицетворяемая легендарным импресарио Тони Уилсоном (основателем рекорд-лейбла Factory Records и манчестерского клуба The Haçienda) и породившая десятки групп во главе с Joy Division. Как следствие, видные роли и памятные камео тут в избытке, но за главного все же британский комик Стив Куган, играющий Уилсона так, что его статус рок-звезды не оспорит никто.

№8 «Дочь шахтера»

(Coal Miner's Daughter), 1980

«Дочь шахтера» (Coal Miner's Daughter), 1980

Биография Лоретты Линн — выросшей в бедности, вышедшей замуж в 15 лет и ставшей многодетной матерью к 19 первой леди кантри — напрашивалась на достойную ее экранизацию, и фильм Майкла Аптеда не подвел: с легкостью сойдя и за тинейджера, и за кантри-диву на грани нервного срыва, Сисси Спейсек наиграла на «Оскар», а Томми Ли Джонс сдобрил драматический нарратив фирменным чувством юмора.

№7 «Секс, наркотики и рок-н-ролл»

(Sex & Drugs & Rock & Roll), 2009

«Секс, наркотики и рок-н-ролл» (Sex & Drugs & Rock & Roll), 2009

Актерские подвиги исполнителей главных ролей — черта, объединяющаяся почти все заметные рок-н-ролльные байопики. Но если в талантах Сисси Спейсек или Хоакина Финикса (да и Вэла Килмера на пике формы) никто особо не сомневался, то выход короля mo-cap Энди Серкиса (Голлум из «Властелина колец», Цезарь из недавних «Планет обезьян») в роли английского эксцентрика Иэна Дьюри стал откровением.

№6 «Любовь и милосердие»

(Love & Mercy), 2014

«Любовь и милосердие» (Love & Mercy), 2014

Последнее пополнение привыкшего блистать количеством, но не качеством жанра — небезгрешный, но скорее удачный байопик ответственного за величие The Beach Boys Брайана Уилсона. Его играют Пол Дано и Джон Кьюсак, и их вызывающая непохожесть — скрытое достоинство фильма, выразительно рисующего сразу два портрета гения, на творческом пике и на глубоком дне.

№5 «Меня там нет»

(I'm Not There), 2007

«Меня там нет» (I'm Not There), 2007

Еще дальше пошел самый оригинальный в этом и любом другом списке фильм (у него с «Любовью и милосердием» один соавтор сценария) — во вдохновленном жизнью и песнями Боба Дилана антибайопике его различные инкарнации представляют шесть актеров, включая чернокожего мальчика и заработавшую оскаровскую номинацию Кейт Бланшетт.

№4 «Рэй»

(Ray), 2004

«Рэй» (Ray), 2004

Возможно, лучший из рок-н-ролльных байопиков, не отступающих от скучной, но надежной формулы с детскими травмами, издержками славы и прочими терниями, через которые обычно выбиваются в звезды, «Рэй» выиграл пару «Оскаров» в облюбованных музыкальными фильмами категориях, за лучший звук и актерскую игру. И впрямь блестяще сыграв Рэя Чарльза, Джейми Фокс сделал себе имя, а «Рэю» — кассу.

№3 «Переступить черту»

(Walk the Line), 2005

«Переступить черту» (Walk the Line), 2005

Все, в чем преуспел «Рэй», получилось и у «Переступить черту». Разве что Хоакин Финикс, растворившись в образе Джонни Кэша, остался без «Оскара» (академики отчасти оправдались, наградив Риз Уизерспун за роль его жены Джун Картер) — а вот денег фильм Джеймса Мэнголда заработал больше, чем большинство фигурантов Топ-10 вместе взятые, и критики по его поводу не спорили: в субжанре рок-н-ролльной мелодрамы «Переступить черту» не имеет равных.

№2 «Привет от Тима Бакли»

(Greetings from Tim Buckley), 2012

«Привет от Тима Бакли» (Greetings from Tim Buckley), 2012

На этом месте в подобных рейтингах исправно красуется «Контроль» — черно-белый байопик лидера Joy Division Иэна Кертиса, ставший режиссерским дебютом рок-фотографа Антона Корбейна. Я же проголосую за фильм, который не видел практически никто, — еще одно неординарное посвящение еще одному погибшему молодым музыканту, повлиявшему впоследствии на всех и вся. Именно в роли Джеффа Бакли внезапно проснулся драматический дар Пенна Бэджли.

№1 «Дорз»

(The Doors), 1991

Дорз» (The Doors), 1991

Претенциозный, избыточный, гипнотизирующий, гениальный (то есть, в целом симметричный воспетой им легенде), стоуновский «Дорз» был в той или иной степени раскритикован всеми, кто в фильме изображен и при этом дожил до его премьеры, но остается в памяти как уникальный взгляд на единственного в своем роде рок-н-ролльного небожителя. Бесспорная кульминация карьеры Вэла Килмера, чей Джим Моррисон завораживает немногим меньше, чем всамделишный.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.