Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

«Дорз» и не только: лучшие байопики рок-звезд

Памяти Джима Моррисона — 10 лучших рок-н-ролльных биографий, рассказанных на широком экране

3 июля 1971 года не стало Джима Моррисона — поэта, певца и героя величайшего рок-н-ролльного байопика всех времен. Выступая в защиту противоречивого шедевра Оливера Стоуна, кинокритик ELLE выбрал лучшие биографические фильмы о рок-звездах всех калибров и мастей, от джаза до кантри.

№10 «Птица»

(Bird), 1988

«Птица» (Bird), 1988

Длинный, неспешный и старательный фильм о жизни и смерти джазового саксофониста Чарли «Птицы» Паркера — совсем не то, чего ждали на исходе 1980-х от Клинта Иствуда. Но, как известно, обман ожиданий оказался многолетним призванием Иствуда-режиссера (между прочим, горячего поклонника джаза, успевшего увидеть Паркера живьем), для начала приведшего Фореста Уитакера к актерскому призу Канн.

№9 «Круглосуточные тусовщики»

(24 Hour Party People), 2001

«Круглосуточные тусовщики» (24 Hour Party People), 2001

В фокусе изобретательных и остроумных «Тусовщиков» — целая эпоха, олицетворяемая легендарным импресарио Тони Уилсоном (основателем рекорд-лейбла Factory Records и манчестерского клуба The Haçienda) и породившая десятки групп во главе с Joy Division. Как следствие, видные роли и памятные камео тут в избытке, но за главного все же британский комик Стив Куган, играющий Уилсона так, что его статус рок-звезды не оспорит никто.

№8 «Дочь шахтера»

(Coal Miner's Daughter), 1980

«Дочь шахтера» (Coal Miner's Daughter), 1980

Биография Лоретты Линн — выросшей в бедности, вышедшей замуж в 15 лет и ставшей многодетной матерью к 19 первой леди кантри — напрашивалась на достойную ее экранизацию, и фильм Майкла Аптеда не подвел: с легкостью сойдя и за тинейджера, и за кантри-диву на грани нервного срыва, Сисси Спейсек наиграла на «Оскар», а Томми Ли Джонс сдобрил драматический нарратив фирменным чувством юмора.

№7 «Секс, наркотики и рок-н-ролл»

(Sex & Drugs & Rock & Roll), 2009

«Секс, наркотики и рок-н-ролл» (Sex & Drugs & Rock & Roll), 2009

Актерские подвиги исполнителей главных ролей — черта, объединяющаяся почти все заметные рок-н-ролльные байопики. Но если в талантах Сисси Спейсек или Хоакина Финикса (да и Вэла Килмера на пике формы) никто особо не сомневался, то выход короля mo-cap Энди Серкиса (Голлум из «Властелина колец», Цезарь из недавних «Планет обезьян») в роли английского эксцентрика Иэна Дьюри стал откровением.

№6 «Любовь и милосердие»

(Love & Mercy), 2014

«Любовь и милосердие» (Love & Mercy), 2014

Последнее пополнение привыкшего блистать количеством, но не качеством жанра — небезгрешный, но скорее удачный байопик ответственного за величие The Beach Boys Брайана Уилсона. Его играют Пол Дано и Джон Кьюсак, и их вызывающая непохожесть — скрытое достоинство фильма, выразительно рисующего сразу два портрета гения, на творческом пике и на глубоком дне.

№5 «Меня там нет»

(I'm Not There), 2007

«Меня там нет» (I'm Not There), 2007

Еще дальше пошел самый оригинальный в этом и любом другом списке фильм (у него с «Любовью и милосердием» один соавтор сценария) — во вдохновленном жизнью и песнями Боба Дилана антибайопике его различные инкарнации представляют шесть актеров, включая чернокожего мальчика и заработавшую оскаровскую номинацию Кейт Бланшетт.

№4 «Рэй»

(Ray), 2004

«Рэй» (Ray), 2004

Возможно, лучший из рок-н-ролльных байопиков, не отступающих от скучной, но надежной формулы с детскими травмами, издержками славы и прочими терниями, через которые обычно выбиваются в звезды, «Рэй» выиграл пару «Оскаров» в облюбованных музыкальными фильмами категориях, за лучший звук и актерскую игру. И впрямь блестяще сыграв Рэя Чарльза, Джейми Фокс сделал себе имя, а «Рэю» — кассу.

№3 «Переступить черту»

(Walk the Line), 2005

«Переступить черту» (Walk the Line), 2005

Все, в чем преуспел «Рэй», получилось и у «Переступить черту». Разве что Хоакин Финикс, растворившись в образе Джонни Кэша, остался без «Оскара» (академики отчасти оправдались, наградив Риз Уизерспун за роль его жены Джун Картер) — а вот денег фильм Джеймса Мэнголда заработал больше, чем большинство фигурантов Топ-10 вместе взятые, и критики по его поводу не спорили: в субжанре рок-н-ролльной мелодрамы «Переступить черту» не имеет равных.

№2 «Привет от Тима Бакли»

(Greetings from Tim Buckley), 2012

«Привет от Тима Бакли» (Greetings from Tim Buckley), 2012

На этом месте в подобных рейтингах исправно красуется «Контроль» — черно-белый байопик лидера Joy Division Иэна Кертиса, ставший режиссерским дебютом рок-фотографа Антона Корбейна. Я же проголосую за фильм, который не видел практически никто, — еще одно неординарное посвящение еще одному погибшему молодым музыканту, повлиявшему впоследствии на всех и вся. Именно в роли Джеффа Бакли внезапно проснулся драматический дар Пенна Бэджли.

№1 «Дорз»

(The Doors), 1991

Дорз» (The Doors), 1991

Претенциозный, избыточный, гипнотизирующий, гениальный (то есть, в целом симметричный воспетой им легенде), стоуновский «Дорз» был в той или иной степени раскритикован всеми, кто в фильме изображен и при этом дожил до его премьеры, но остается в памяти как уникальный взгляд на единственного в своем роде рок-н-ролльного небожителя. Бесспорная кульминация карьеры Вэла Килмера, чей Джим Моррисон завораживает немногим меньше, чем всамделишный.

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.