Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Большие надежды: кинокритик Антон Долин — о перспективах российского кино

Реалии и перспективы важнейшего из искусств

В России 2016-й объявлен Годом кино. Что это за зверь такой, мало кто понимает. Киношники в том числе. Мне довелось задать вопрос министру культуры: это год какого кино — вообще любого? Может, хорошего? Художественного? Коммерческого? Ответ получил определенный: у нас Год российского кино. По умолчанию подразумевается — «поддержки российского кино». Предложу свой вариант: пусть у нас будет год осмысления российского кино, его места и роли, прошлого и будущего. Без этого никакой индустрии не будет, сколько денег в нее ни вливай.

Российское кино

В рамках Года государство придумало массу всего. Но что ни пункт, то повод для новых, уже безответных вопросов. Например, идея открыть не только в региональных столицах, но и в малых городах и отдельных селах новые кинотеатры. Ясное дело, ради показа там российского кино, о котором жители этих населенных пунктов часто не подозревают. Отличная идея — и правда, странно, что кинозалов у нас в огромной стране меньше, чем в какой-нибудь Франции (сравнивать с США даже неудобно). Но как осуществлять? Загадка. Крутить в этих залах исключительно отечественное? Если думать о прибыли, получится набор из комедий и боевиков, среди которых — мы все это прекрасно знаем — по-настоящему яркие, не говоря о талантливых, появляются раз в два-три года. А репертуар надо менять чуть почаще. Что же, выходит, показывать провинции сплошной отстой? Или пустить в отечественный огород козла, то есть Голливуд? Так ведь он всю капусту съест. Не пожелает никто смотреть «Жениха» и «Елки» после «Мстителей» и «Звездных войн».

Российское кино

Или прекрасная идея ввести преподавание отечественного кино в школах. Отдельные доброхоты и рекомендательный список составили. Но в какие часы преподавать и каким образом? Смотреть кино в классе или во внеклассные часы? Обязательно или по желанию? В среднем один фильм длится как два урока, это как минимум. А еще нужно время на разбор, анализ, обсуждение. Кстати, кто будет это обсуждать — в каких педвузах учат этому загадочному предмету? И опять возникает неудобный патриотический вопрос: получается, что «Чапаева» и «Броненосца «Потемкин» выпускники будут знать, а про Феллини и Годара так и не услышат? На всех времени точно не хватит.

Российское кино

В любом случае выходит, что бодрая установка на поддержку отечественного кинопродукта работает против важнейшей идеи кино как космополитического пространства. А ведь таким оно было с самого начала, когда фильмы из любой страны смотрели по всему миру, течения и стили плавно перетекали из Европы в Штаты, из СССР в Японию и наоборот. Сегодня любое противопоставление российского кино всемирному вызывает неловкие чувства. Не выдерживаем мы конкуренции — даже на собственном прокатном поле. Забыв об этом и мечтая о все более призрачном процветании, россияне задумались: а не ввести ли нам квоты? Вроде как во Франции они подействовали, и народ смотрит свои фильмы.

Российское кино

Во-первых, это миф: никаких квот во Франции нет больше полувека. Во-вторых, там есть несколько прекрасных законов. Например, принцип разнообразия — запрещается показывать в девяти из десяти залов мультиплекса одни и те же «Черепашки-ниндзя-2». Или налоговые льготы для тех кинотеатров, которые отваживаются демонстрировать что-нибудь, кроме голливудских и национальных блокбастеров. Что угодно: от французского же авторского кино до корейских или русских картин. В-третьих, голливудские блокбастеры местная киноиндустрия очень любит, поскольку с каждого проданного билета (на любой фильм) копеечка идет на поддержку французского. Чем успешнее «Трансформеры», тем французам лучше.

Вот бы и нам аналогичные результаты... В прошлом году у нас количество русских фильмов в прокате возросло, и многие по наивности возликовали. Да, картин больше, да только они меньше. Как в старой сказке про портного, сделавшего для жадного заказчика из куска сукна шесть кафтанов вместо одного, — каждый надевался только на палец. В десятку самых кассовых фильмов 2015 года ни один российский не вошел. В двадцатку — только «Три богатыря. Ход конем».

Российское кино

Если попросту: сколько фильмов ни снимай, как ни раздвигай под них прокат (это практика последнего времени: премьера американского блокбастера сдвигается, чтобы «пропустить» российский), на зрителя это не влияет. А если ему еще и запретят смотреть милый его сердцу Голливуд, как вы думаете, внушит ли это ему любовь к отечественному кинематографу? Вот собрался человек посмотреть «Бэтмена против Супермена», приходит в ближайший (а бывает, что и единственный в городе) кинотеатр, и ему на кассе говорят: «У нас в репертуаре только «Батальонъ». Как вам кажется, что он почувствует и скажет? Вздохнет и пойдет на то, что дают? Или развернется и пойдет домой смотреть бесплатный телевизор (это если политкорректно забыть о пиратах)? Так и выходит, что действенный метод всего один: законодательно предписать каждому россиянину как минимум пару раз в месяц ходить за деньги на российский фильм. Эдакий налог на кинематограф.

Но нет ли иного пути? Вообще-то есть, и он общеизвестен. Надо всего лишь снимать хорошие фильмы вместо плохих. Не существует методичек, которые этому научат. Но очевидные рецепты можно предложить без труда.

Российское кино

Первый: убрать из кинополитики любую идеологию. Начисто и навсегда. Логика элементарна: если вы заявляете, что государственные гранты пойдут на фильмы определенного жанра и тематики (допустим, военно-патриотической), то выполнять заказ отправятся халявщики и халтурщики. Чего проще? Соответствуй запросам власть имущих — и откроется кран безвозвратных инвестиций. А уж если публика потом в кино на твой правильный фильм не пойдет, так это сами зрители и виноваты. И еще зловредный соблазнитель Голливуд. Настоящий талант не может работать по указке. Никогда не мог, никогда не сможет. Для него пожелания собственной левой пятки ценнее и актуальнее, чем пожелания государства. И это совершенно нормально. Славу стране и ее культуре приносят именно ­таланты. Увы, это непреложная истина.

Второй: не сравнивать кино нынешней России с американским (самой мощной индустрией в мире) или советским. Мы, конечно, его наследники, но знак равенства ставить нельзя. Это самообман, причем вредный. У нас очень скромное кино, наши самые дорогие и мощные блокбастеры по мировым меркам — лишь странные причудливые казусы в богатой картине мира; им никогда, даже через сто лет, не одолеть «Аватара» и «Пиратов Карибского моря». Не к чему и замахиваться, чтобы не выглядеть смешно. С другой стороны, российское авторское кино котируется очень высоко — собственно везде, кроме России. Печально осознавать, что «Русский ковчег» Сокурова, фильм об Эрмитаже, собрал у нас меньше миллиона, а в Штатах — шесть миллионов долларов. И стыдно думать, что Звягинцева в Италии или Франции смотрят более охотно, чем на родине.

Российское кино

Третий: почему бы наконец не подумать о зрителе? ­Наша публика умнее критиков, директоров кинотеатров, прокат­чиков и продюсеров. Она отличает хорошее от плохого и делает свои выводы. Вот где главная причина столь скромных успехов российского кино. В конце концов, у нас финансовый кризис. Знаменательно, что как минимум два отечественных блокбастера, выходящих в этот год («Экипаж» и «Ледокол»), по жанру — фильмы-катастрофы: ощущение апокалипсиса носится в воздухе, его не спрятать. Правда, есть на повестке еще и «Дуэлянт», картина о заговоренном от пули бретере. Хочется, чтобы и наш кинематограф был таким бойцом, не боящимся поднять брошенную перчатку, — и не останавливался на достигнутых, нередко мифи­ческих успехах. Кризис — это серьезный вызов.

Российское кино

Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.