Стиль жизни

Гастрономические тренды, популярные маршруты для путешествий, ультрамодные гаджеты, интерьерные тренды и автомобильные тест-драйвы.

Большие надежды: кинокритик Антон Долин — о перспективах российского кино

Реалии и перспективы важнейшего из искусств

В России 2016-й объявлен Годом кино. Что это за зверь такой, мало кто понимает. Киношники в том числе. Мне довелось задать вопрос министру культуры: это год какого кино — вообще любого? Может, хорошего? Художественного? Коммерческого? Ответ получил определенный: у нас Год российского кино. По умолчанию подразумевается — «поддержки российского кино». Предложу свой вариант: пусть у нас будет год осмысления российского кино, его места и роли, прошлого и будущего. Без этого никакой индустрии не будет, сколько денег в нее ни вливай.

Российское кино

В рамках Года государство придумало массу всего. Но что ни пункт, то повод для новых, уже безответных вопросов. Например, идея открыть не только в региональных столицах, но и в малых городах и отдельных селах новые кинотеатры. Ясное дело, ради показа там российского кино, о котором жители этих населенных пунктов часто не подозревают. Отличная идея — и правда, странно, что кинозалов у нас в огромной стране меньше, чем в какой-нибудь Франции (сравнивать с США даже неудобно). Но как осуществлять? Загадка. Крутить в этих залах исключительно отечественное? Если думать о прибыли, получится набор из комедий и боевиков, среди которых — мы все это прекрасно знаем — по-настоящему яркие, не говоря о талантливых, появляются раз в два-три года. А репертуар надо менять чуть почаще. Что же, выходит, показывать провинции сплошной отстой? Или пустить в отечественный огород козла, то есть Голливуд? Так ведь он всю капусту съест. Не пожелает никто смотреть «Жениха» и «Елки» после «Мстителей» и «Звездных войн».

Российское кино

Или прекрасная идея ввести преподавание отечественного кино в школах. Отдельные доброхоты и рекомендательный список составили. Но в какие часы преподавать и каким образом? Смотреть кино в классе или во внеклассные часы? Обязательно или по желанию? В среднем один фильм длится как два урока, это как минимум. А еще нужно время на разбор, анализ, обсуждение. Кстати, кто будет это обсуждать — в каких педвузах учат этому загадочному предмету? И опять возникает неудобный патриотический вопрос: получается, что «Чапаева» и «Броненосца «Потемкин» выпускники будут знать, а про Феллини и Годара так и не услышат? На всех времени точно не хватит.

Российское кино

В любом случае выходит, что бодрая установка на поддержку отечественного кинопродукта работает против важнейшей идеи кино как космополитического пространства. А ведь таким оно было с самого начала, когда фильмы из любой страны смотрели по всему миру, течения и стили плавно перетекали из Европы в Штаты, из СССР в Японию и наоборот. Сегодня любое противопоставление российского кино всемирному вызывает неловкие чувства. Не выдерживаем мы конкуренции — даже на собственном прокатном поле. Забыв об этом и мечтая о все более призрачном процветании, россияне задумались: а не ввести ли нам квоты? Вроде как во Франции они подействовали, и народ смотрит свои фильмы.

Российское кино

Во-первых, это миф: никаких квот во Франции нет больше полувека. Во-вторых, там есть несколько прекрасных законов. Например, принцип разнообразия — запрещается показывать в девяти из десяти залов мультиплекса одни и те же «Черепашки-ниндзя-2». Или налоговые льготы для тех кинотеатров, которые отваживаются демонстрировать что-нибудь, кроме голливудских и национальных блокбастеров. Что угодно: от французского же авторского кино до корейских или русских картин. В-третьих, голливудские блокбастеры местная киноиндустрия очень любит, поскольку с каждого проданного билета (на любой фильм) копеечка идет на поддержку французского. Чем успешнее «Трансформеры», тем французам лучше.

Вот бы и нам аналогичные результаты... В прошлом году у нас количество русских фильмов в прокате возросло, и многие по наивности возликовали. Да, картин больше, да только они меньше. Как в старой сказке про портного, сделавшего для жадного заказчика из куска сукна шесть кафтанов вместо одного, — каждый надевался только на палец. В десятку самых кассовых фильмов 2015 года ни один российский не вошел. В двадцатку — только «Три богатыря. Ход конем».

Российское кино

Если попросту: сколько фильмов ни снимай, как ни раздвигай под них прокат (это практика последнего времени: премьера американского блокбастера сдвигается, чтобы «пропустить» российский), на зрителя это не влияет. А если ему еще и запретят смотреть милый его сердцу Голливуд, как вы думаете, внушит ли это ему любовь к отечественному кинематографу? Вот собрался человек посмотреть «Бэтмена против Супермена», приходит в ближайший (а бывает, что и единственный в городе) кинотеатр, и ему на кассе говорят: «У нас в репертуаре только «Батальонъ». Как вам кажется, что он почувствует и скажет? Вздохнет и пойдет на то, что дают? Или развернется и пойдет домой смотреть бесплатный телевизор (это если политкорректно забыть о пиратах)? Так и выходит, что действенный метод всего один: законодательно предписать каждому россиянину как минимум пару раз в месяц ходить за деньги на российский фильм. Эдакий налог на кинематограф.

Но нет ли иного пути? Вообще-то есть, и он общеизвестен. Надо всего лишь снимать хорошие фильмы вместо плохих. Не существует методичек, которые этому научат. Но очевидные рецепты можно предложить без труда.

Российское кино

Первый: убрать из кинополитики любую идеологию. Начисто и навсегда. Логика элементарна: если вы заявляете, что государственные гранты пойдут на фильмы определенного жанра и тематики (допустим, военно-патриотической), то выполнять заказ отправятся халявщики и халтурщики. Чего проще? Соответствуй запросам власть имущих — и откроется кран безвозвратных инвестиций. А уж если публика потом в кино на твой правильный фильм не пойдет, так это сами зрители и виноваты. И еще зловредный соблазнитель Голливуд. Настоящий талант не может работать по указке. Никогда не мог, никогда не сможет. Для него пожелания собственной левой пятки ценнее и актуальнее, чем пожелания государства. И это совершенно нормально. Славу стране и ее культуре приносят именно ­таланты. Увы, это непреложная истина.

Второй: не сравнивать кино нынешней России с американским (самой мощной индустрией в мире) или советским. Мы, конечно, его наследники, но знак равенства ставить нельзя. Это самообман, причем вредный. У нас очень скромное кино, наши самые дорогие и мощные блокбастеры по мировым меркам — лишь странные причудливые казусы в богатой картине мира; им никогда, даже через сто лет, не одолеть «Аватара» и «Пиратов Карибского моря». Не к чему и замахиваться, чтобы не выглядеть смешно. С другой стороны, российское авторское кино котируется очень высоко — собственно везде, кроме России. Печально осознавать, что «Русский ковчег» Сокурова, фильм об Эрмитаже, собрал у нас меньше миллиона, а в Штатах — шесть миллионов долларов. И стыдно думать, что Звягинцева в Италии или Франции смотрят более охотно, чем на родине.

Российское кино

Третий: почему бы наконец не подумать о зрителе? ­Наша публика умнее критиков, директоров кинотеатров, прокат­чиков и продюсеров. Она отличает хорошее от плохого и делает свои выводы. Вот где главная причина столь скромных успехов российского кино. В конце концов, у нас финансовый кризис. Знаменательно, что как минимум два отечественных блокбастера, выходящих в этот год («Экипаж» и «Ледокол»), по жанру — фильмы-катастрофы: ощущение апокалипсиса носится в воздухе, его не спрятать. Правда, есть на повестке еще и «Дуэлянт», картина о заговоренном от пули бретере. Хочется, чтобы и наш кинематограф был таким бойцом, не боящимся поднять брошенную перчатку, — и не останавливался на достигнутых, нередко мифи­ческих успехах. Кризис — это серьезный вызов.

Российское кино

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.