Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Стоит ли покупать ребенку планшет?

Скоро ­молодым родителям не ­придется волноваться по ­поводу разбросанных игрушек: куклы, мишки и машинки заменит одно устройство — планшет

ребенок с планшетом

О днажды в Skype раздался звонок. Звонила моя маленькая племянница. К сожалению, в свои полтора года она еще не умела говорить и вместо приветствия начала размахивать руками и барабанить всеми частями тела по клавиатуре. Как выяснилось, Вероника сама включила компьютер, распознала значок программы на рабочем столе, запустила ее и выбрала номер. Ее никто этому не учил, ничего не объяснял и не показывал. Как и дочке моей коллеги Натальи Старостиной Мишель, которая использует iPad едва ли не с рождения, обращается с ним абсолютно интуитивно и виртуозно, а некоторые функции планшета, которыми Мишель владеет в совершенстве, Наташе даже не были известны.

Без iPad или подобного устройства не обходится семейный поход в ресторан или дальний перелет. И дети довольны, и родители целы — интерактивные игрушки способны занять юное и столь же интерактивное существо на долгое время. В их разработке участвуют лучшие дизайнеры, иллюстраторы, писатели, музыканты и, конечно, программисты планеты. Создать красивое, интересное и популярное детское приложение — гол престижа в ворота конкурентов. Оно и понятно: чтобы угодить ребенку, нужно сильно постараться. Здесь не работают известные клише и ­обкатанные схемы. Взрослый, ­со­здающий приложение для взрослых, может предугадать реакцию аудитории. Для детей способен творить только тот, кто сам остался ребенком. Такие специалисты на вес золота, потому что встречаются в природе нечасто. То, что маме или папе кажется милым и трогательным, может «не пойти» у отпрыска. И антихудожественные, странные с взрослой точки зрения «монстры» станут игрушкой № 1. Не «прокатывают» у детей и нарочито примитивные приложения. Разработчики явно недооценивают логику и смекалку юных гаджетоманов, когда упрощают игрушку, доводя до «детского», по их мнению, уровня. Но дело в том, что до пяти лет малыши гораздо восприимчивее к поступающей извне информации. Они, как высокочувствительный диктофон, улавливают любую мелочь. Сколько карточек с картинками вы можете запомнить за раз? Та же Мишель Фуэнтес-Старостина двух с половиной лет от роду с первой попытки безошибочно открывает сразу 36 карточек в приложении «Кто украл Луну?». А наблюдая за пятилетней дочкой подруги, которая регулярно обыгрывает компьютер в приложении «Реверси» на самом сложном уровне (я одерживаю победу в одной партии из десяти), я понимаю, что гениальность — свойство возраста, а не личности.

На пользу

В США больше половины детей от года до трех лет используют iPad — свой собственный или принадлежащий родителям. А оставшаяся половина, видимо, мечтает получить заветный гаджет на Рождество. Просить Санту или Деда Мороза о таком подарке не зазорно — родители относятся к детской айпадомании на удивление спокойно. Аналогию с телевизором и видеоиграми никто не проводит: возможно, потому что во взрослом мире планшет — это прежде всего помощник в делах и проводник в интернет-реальность и только потом развлечение. Да и выбор действительно качественных продуктов в AppStore и Google Play несравнимо шире, чем на современном телевидении. Когда мы видим, как ребенок с легкостью управляется со всевозможными iPad-приложениями, нам кажется, что он развивается. А когда щелкает пультом перед телевизором — деградирует. Но дело не только в психологических уловках. Экран планшета более комфортен для детских глаз, чем дисплей, — ребенок отводит взгляд от монитора iPad в среднем в три раза реже, чем при просмотре телевизора. Планшет не нужно настраивать, нет необходимости искать нужный канал и сверяться с расписанием программ. К мобильному гаджету, придуманному не по-детски гениальным Стивом Джобсом, не нужно привыкать — ребенок берет iPad в руки и сразу начинает им пользоваться, как будто делал это всегда. В пользу раннего digital-образования говорит и тот факт, что обучающие программы работают эффективно: согласно исследованиям, дети, использующие соответствующие приложения, начинают раньше говорить и обладают большим словарным запасом, чем их «неоцифрованные» сверстники.

Ребенок, играющий на iPad, РАЗВИВАЕТСЯ, а щелкающий пультом от телевизора — ДЕГРАДИРУЕТ

Во вред

Несколько месяцев назад в одну из лондонских клиник обратилась семейная пара, чья четырехлетняя дочь впала в iPad-зависимость. Ребенок наотрез отказывался расставаться с гаджетом, устраивал истерики и был безутешен, пока не получал обратно любимую игрушку. И хотя психологи порицают практически любую форму зависимости, страдания ребенка по утерянному плюшевому слонику понять легче, чем безудержный плач по металлической конструкции с Wi-Fi. Проблемой может стать и привычка играть в двухмерной плоскости. Например, если ваш малыш собирал пазлы исключительно на iPad, он может не понять, что в реальности кусочек картона надо приподнять над столом и вставить на нужное место. Приложения не заменят конструкторы и пластилин, поскольку не дают ощущения пространства и формы. И, разумеется, они не должны вытеснять живое общение — приложение, которое учит понимать других людей, все еще ­находится в разработке.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Юрий Мезенко,

основатель Windy Press, разработчик интерактивной детской книги «Кто украл Луну?» (­вышла на iPad на 16 языках)

Все началось несколько лет назад со сказки «Кто украл Луну?», которую написала для своего двухлетнего сына англичанка Хелен Страттон-Вуд. Ее «зацепила» уникальная компьютерная графика иркутского художника Влада Герасимова, и она попросила его сделать иллюстрации к сказке. Сначала вышло бумажное издание.

А вскоре на свет появился iPad. То, что это устройство не очередной кубик Рубика, которым мир переболеет, а нечто меняющее нашу жизнь, мы поняли сразу. Знаете, это уникальный творческий раздражитель — чувство, что ты живешь в самом начале второй «книжной» революции. Первая началась шесть столетий назад с изобретением печатного станка и изменила наш мир. Изменит и вторая.

Работая над интерактивной книгой, мы стремились, чтобы наши дети научились самой главной науке — доброте. В интернете полно профессионально сделанных книг о вампирах, зомби и тому подобных «милых» персонажах. Доброта — пожалуй, единственное оружие и противоядие от этих литературных «героев». Надеюсь, сказанное не прозвучит слишком пафосно. Наш путь — это издание добрых книг. Таких, которые нам читали бабушки и дедушки.

Рецепт создания популярного приложения для детей, конечно, у каждого свой, но принцип, я думаю, один. Делай свое дело в полную силу отпущенного тебе Богом таланта. Агрессивный маркетинг может обмануть пап и мам, покупающих своему чаду новую книжку. А вот ребенка не обманешь.

Сейчас мы работаем над первым в мире интерактивным мюзиклом «Кот в сапогах». Это формат большого бродвейского спектакля. Музыка и текст здесь сочетаются с волшебными интерактивными иллюстрациями художника Антона Ломаева, голосами певцов, звуковыми эффектами и элементами компьютерной игры. А слова песен написаны знаменитой американской поэтессой Харриет Шок.

На каждую роль пробуется минимум три кандидата, актеры кино и бродвейских театров. Одно имя я могу назвать уже сейчас. Это легендарный английский актер Джим Дейл, обладатель трех «Грэмми» и номинант на «Оскара». В нашем мюзикле Джим Дейл сыграет Сказочника.

Наши дети не смогут ПИСАТЬ РАЗБОРЧИВО, но будут лучше приспособлены к изменившемуся миру

Вячеслав Дубынин,

профессор кафедры физиологии человека и животных МГУ

Моему внуку год и четыре месяца, и вопрос про мобильные приложения для меня очень актуален. Считаю, что touch-технологии развивают только часть тонкой моторики, причем довольно небольшую. И никаким образом не заменяют лепку, конструкторы, книжки-раскраски, оригами и так далее. Но родители охотно идут по пути наименьшего сопротивления и затраты сил и зачастую предпочитают пластилину планшет. Точно так же в 1990-е массовая доступность видеоплееров, позволившая в любой момент включить мультик, «разгрузила» многих мам и пап, и они перестали читать своим детям вслух.

Данная ситуация — частное проявление общей логики развития современной цивилизации. Дальше от природы, больше зависимости от высоких технологий. Начиная от памперсов (уже не требуется обучать ребенка проситься на горшок) и заканчивая компьютерами (зачем лепить что-то самому, если скоро 3D-принтер будет в каждом доме).

Тут все непросто. На своем пути мы, люди, все время что-то теряем и что-то приобретаем. Да, мои дети не умеют ухаживать за кроликами и пропалывать грядки. А мои внуки, возможно, не смогут разборчиво писать, а будут только набивать текст на клавиатуре. Но зато они лучше меня адаптированы к глобализованному интернет-миру XXI века.

Ресурсы мозга и возможности обучения у большинства из нас не безграничны. И если жестко выбирать между лепкой и планшетом, то планшет, конечно, актуальнее. Но уверен, что оптимальный вариант где-то посередине: компьютеры — это классно, но и про пластилин не забывайте. Не ленитесь, и нервная система ребенка получит необходимую для гармоничного развития информацию, сформируется гибкой и способной решать больше творческих задач.

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.