Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Как вырастить миллионера

Что поможет научить ребенка разумному отношению к деньгам

Как вырастить миллионера

Моя подруга и новоиспеченная мама жаловалась в сердцах: «Родители всю жизнь учили меня, как надо работать, но при этом не объяснили, как зарабатывать». В 29 лет момент упущен, уверена она: «воспитание» не позволяет просить повышения или заслуженной премии, да и грамотно распределить-вложить заработанное тоже не получается. Она твердо решила не повторять родительских ошибок и развивать в своем ребенке денежное «чутье».

Финансовое образование ребенка действительно начинается с пеленок. Два года назад на прогрессивных курсах для беременных нео­натолог Владимир Игоревич рассказал мне любопытную теорию французского врача Мишеля Одена. Если мама, успокаивая ребенка, постоянно сует ему соску, у малыша в головном мозге вырабатывается связь: проблема — предмет. В будущем уже взрослый человек в кризисные моменты жизни будет искать удовлетворения в вещах. Из «сосочников» вырастают транжиры и шопоголики, не отдающие себе отчета о реальной цене и необходимости вещей. Экономия таким людям дается с трудом, а в минуты слабости позыв «хочу» застилает все рациональное.

От 3 до 5

Пути к богатству неисповедимы. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем быстрее в них развиваются полезные финансовые привычки. В 2010 году под патронатом Консультативного совета Президента США по вопросам финансовых возможностей открылся образовательный сайт для детей и родителей (www.moneyasyougrow.org), на котором в игровой форме описаны 20 постулатов денежной смышлености. По мнению американских специалистов, знакомиться с деньгами нужно в период с трех до пяти лет. Начать лучше с теории. Ребенок должен уяснить четыре базовых правила экономики. Первое — «Деньги нужны, чтобы совершать покупки». Объясните ребенку, зачем нужны деньги и откуда они берутся. Выучите вместе достоинства и номинал монет. Кстати, психологи предлагают отличный способ проверить, заложено ли в ребенке «чувство денег». Возьмите монетки одного номинала и предложите ребенку построить из них башню — пока «денег не станет много». Понаблюдайте, как долго он будет кропотливо возводить свою «золотую гору» и сможет ли остановиться до того, как строение потеряет устойчивость.

В этом же возрасте малышу надо узнать о понятии «бесплатно». Например, игра с друзьями во дворе — стопроцентно жест доброй воли, а не финансовая повинность. После можно разобраться с «предметами первой необходимости», которые стоят денег, — скажем, еда, одежда, игрушки.

Второе правило, которое надо ­усвоить: «Ты получаешь деньги за работу». Чтобы малыш смог лучше представить, какие способы заработка существуют, возьмите его к себе в офис и проведите вместе часть дня. Можно отправиться на экскурсию по району, описывая по дороге разные профессии — от водителя автобуса до полицейского. Попутно объясните чаду про «собственное дело» — цветочный ларек или пекарню.

Третья базовая истина: «Возможно, тебе придется подождать, прежде чем ты сможешь купить то, что хочешь». И тут на сцене появляется свинья! Точнее, копилка. И может быть, не одна, а целых три. С этикетками: «Для накоплений», «Для расходов» и «Для обмена». Предложите ребенку беречь «накопительную» свинью и «подкармливать» ее монетами, тогда со временем он сможет купить желанную игрушку или пригласить семью в парк развлечений.

Четвертая денежно-младенческая мантра: «Существует разница между вещами, которые мы хотим и которые нам нужны». Отправляясь за покупками, попросите ребенка отыскать и показать вам несколько предметов, которые он в теории хотел бы иметь, но на практике понимает, что это совсем не обязательно. Расскажите, как в семье принимают решение, что покупать, а что нет. Что важнее — свежие фрукты или печенье? Молоко или газировка? Дома для наглядности нарисуйте круг, разделенный на сектора: еда, одежда, коммунальные расходы. Так ребенок наглядно увидит, куда и на что «утекают» семейные доходы.

От 6 до 10

Настал момент учиться, как тратить деньги. Постепенно подключайте чадо к принятию финансовых решений. Начните с мелочей. Скажем, выбрать пакет молока в супермаркете. На следующем задании дайте ребенку 200 рублей и попросите купить свежих фруктов. Малыш должен научиться сопоставлять бюджет со своими прихотями и желаниями всех членов семьи. Другое полезное знание — сравнивать цены прежде, чем совершать покупки. Например, сопоставить стоимость компьютерной игрушки в двух реальных и двух интернет-магазинах.

Также будущему миллионеру будет не лишним познакомиться с банковской системой. Отправляйтесь в несколько солидных банков и узнайте о процентных ставках по сберегательному счету. Вместе с сотрудником отделения объясните эту денежную функцию ребенку: почему деньги растут и как банк защищает его капитал и интересы. Откройте персональный счет на имя ребенка. Два-три раза в год «заглядывайте» в банк, чтобы узнать о состоянии финансов и пополнить запас, просматривайте вместе ежемесячные выписки.

Другой важный момент — первые карманные деньги. Здесь нужно быть очень аккуратными. Карманные расходы — это, с одной стороны, игровая модель зарплаты, с другой — введение определенного финансового режима. Точно обговоренную сумму нужно выдавать регулярно, с заданной периодичностью (например, каждое воскресенье), независимо от поведения ребенка. Вы не решаете, на что он тратит «свои» ­деньги, но предупреждаете — отныне небольшие траты ложатся на его плечи. Пусть учится рассчитывать собственный бюджет. В 10–12 лет можно доверить ему более серьезные расходы — покупку учебников и одежды.

Объем карманных денег индивидуален и зависит от возраста ребенка и финансовой состоятельности родителей. В некоторых европейских странах размер родительских выплат ребенку рекомендован правительством. Для детей до шести лет — 50 евроцентов в неделю, в 7 лет — 1,5–2 евро, в 10 лет — 10–12 евро, а с 13 лет — 20–25 евро.

Со временем дайте отпрыску возможность немного заработать и увеличить капитал. В роли первого работодателя придется выступить вам. Список трудовых повинностей не ограничен: от бытовых заданий до хобби одного из родителей (дети могут выступить в роли «подмастерьев»). Нельзя оплачивать исполнение домашних обязанностей ребенка — заправить постель, сделать уроки, убраться на столе и т. д.

В качестве «подработки» можно предложить ребенку выгуливать соседского пса, кормить кошку или поливать цветы. Так у него появится новый опыт — босс «на стороне» со своими правилами. Заранее обговорите подробности «сделки» с соседом: даже если деньги продолжают поступать из кошелька родителей, отдавать их ребенку должен именно чужой человек.

Деньги можно не только брать, но и отдавать. Расскажите о благотворительности и людях, которые нуждаются в деньгах. Возможно, часть заработанных средств ребенок захочет потратить не на себя, а на помощь сверстникам.

От 11 до 13

Наступил момент научить ребенка (и научиться самому) применять на практике реальные финансовые механизмы заработка и экономии. Выигрывая в малом, побеждаешь в большом, или принцип «сначала плати себе». Урок гласит: «Ты должен откладывать хотя бы 10 рублей с каждой сотни, которую ты получил». Поощряйте сына/дочь каждый раз, когда ему удалось отложить 10 % от суммы, которая находится в его распоряжении. Поставьте перед ребенком реальную цель — купить на сэкономленные средства желанный предмет — и заставьте откладывать на него деньги. Для большего азарта установите временные рамки для покупки. В качестве бонуса заключите «денежный пакт» и введите процентное поощрение за сбережения — на каждые сэкономленные ребенком 100 рублей вы добавляете по 50 рублей к его счету. Это незаметно заставит его экономить больше. Одно «но» — не стоит копить до бесконечности. Помните урок с башенкой и «ощущением денег»? Если монет слишком много — башня рухнет, и деньги пропадут. Это значит, что сами банкноты никогда не должны быть главной целью в жизни.

Важный момент — финансовая безопасность. Объясните ребенку, что такое «защита персональной информации», на примере пин-кодов от кредитных карт и других личных данных. Расскажите юным интернет-пользователям, как «работает» сыр в мышеловке: дети часто становятся жертвами «бесплатно» скачанных рингтонов и фильмов, электронных писем-«лохотронов» о выигрыше в американскую лотерею.

Кульминация детского (но не подросткового) образования — небольшое собственное дело. Для начала пусть ребенок подробно опишет на бумаге 5–7 идей прибыльных, по его мнению, проектов — некий прототип бизнес-плана. Предложите сделать для них рекламу: плакаты, слоганы, объявления. Если этого требует «бизнес», дайте ребенку возможность вовлечь сверстников в предпринимательскую деятельность. Одна из самых сложных задач — подготовить новоиспеченного «бизнесмена» к «трудным временам». Проще говоря, научить не бояться ошибок и провалов. Один из финансовых принципов гласит: «Каждая неудача непременно влечет за собой выгоду». Таким образом вы поможете ему извлекать из прогоревшего предприятия бизнес-урок и искать новые пути. Ведь именно в детстве «разбитые коленки и слезы отчаяния» не мешают двигаться вперед.

Расскажите ребенку эти истории известных детей-предпринимателей. Кто знает, может, их успех окажется заразительным

Райан Росс. Разбогател в 8 лет. В три года устроил на заднем дворе ферму по разведению кур и продавал свежие яйца соседям. В пять организовал компанию по стрижке газонов, при этом выступал в роли подрядчика: нанимал подростков для работы, а сам получал по $5 в час со сделки. Позже расширил спектр садовых услуг и увеличил заработок до сотни долларов. К восьми годам в распоряжении мальчика шесть зданий, которые он сдает в аренду, а личное состояние — чуть меньше миллиона долларов.

Эшли Кволс. Разбогатела в 13 лет. На заре зарождающегося интереса к социальным сетям юный графический дизайнер создавала по заказу друзей яркий индивидуальный интерфейс для профиля на MySpace. Спустя несколько месяцев Эшли открыла собственный сайт с вариантами шаблонов для личной странички, в результате колоссальная посещаемость ее ресурса принесла школьнице миллион долларов.

Фрейзер Доэрти. Разбогател в 14 лет. Юный поклонник кулинарии постоянно экспериментировал над старыми бабушкиными рецептами варенья. В результате британский школьник создал линию джемов. Спустя пару лет домашнее предприятие расширилось, и Фрейзер открыл маленький завод Superjam. Владелец фабрики быстро подписал контракт с сетью супермаркетов, получив со сделки первый миллион долларов.

Кэмерон Джонсон. Разбогател в 9 лет. Первым бизнесом мальчика стало создание и рассылка авторских приглашений на семейные торжества и соседские вечеринки. В 12 лет Кэмерон начал покупать и перепродавать игрушки через интернет-аукцион. А в 15 лет открыл сетевое рекламное агентство, подключив к процессу школьных друзей. Первый миллион он заработал, еще не окончив школу.

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.