Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Как привить ребенку интерес к чтению?

Принято считать, что дети разлюбили читать из-за чрезмерного увлечения телевизором и компьютером. Ситуация настолько запущена, что издатели сокращают выпуск детских книг — только за последние 4 года тиражи в России уменьшились на 11,3 %

Книга переменФОТОMARIA DAWLAT

Отказаться от достижений цивилизации в пользу чтения вряд ли получится, ведь и телевизор, и компьютер давно стали незаменимыми предметами. Перерезать провода, конечно, несложно, но вот как сделать книгу любимицей семьи?

Господдержка

Год назад министерство образования начало полномасштабную акцию по борьбе с нечитающими школьниками. Ведомство в союзе с Роспечатью и министерством культуры учредило Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Сначала в нем участвовали около 20 тысяч школьников 11–12 лет. В этом году лучших чтецов выбирали уже из двух миллионов учеников. Победителей ждали разные призы — от книг и букридеров до поездок за границу.

Два миллиона фанатов чтения — число внушительное. Согласно переписи населения, это практически все дети страны в возрасте 11 и 12 лет. Конечно, далеко не все получили призы, но, как известно, главное не победа, а желание участвовать. Тешит мысль, что конкурс смог позитивно повлиять на школьников. Хотя я в этом почему-то не уверена.

Вспоминая собственные школьные годы, выпавшие на конец советской эпохи, могу сказать, что участие в подобном мероприятии меня бы не вдохновило. Может быть, потому, что мне не удалось выиграть конкурс за исполнение Мандельштама. А может, потому, что я безо всяких конкурсов любила изучать «непрограммную» литературу. Особенно при свете настольной лампы и с чашкой чая с малиной.

Отбросив субъективные оценки, усилия конкурса «Живая классика» — все равно капля в море. По той же переписной статистике в России сейчас живет примерно 26 миллионов детей в возрасте от нуля до восемнадцати лет. Одним лишь конкурсом привычку к чтению не воспитать.

Открытая книга

Подруга моего мужа Светлана начала знакомить свою дочь с книгами чуть ли не в роддоме. С трех месяцев она принялась учить Нику чтению, демонстрируя ей ­таблички с написанными словами. К двум ­годам девочка уже узнавала некоторые слова. Правда, она их не читала, а просто выбирала из карточек знакомые сочетания букв.

Поначалу Светлана и не подозревала, что выбрала для обучения дочки метод Гленна Домана, весьма популярный в мире 100 лет назад. О нем забыли, причем по существенным причинам: дети, обученные таким образом, часто путают слова. Например, они видят перед собой слово «лев», а считывают его как «тигр». Происходит это потому, что в раннем возрасте абстрактное мышление ребенка еще не развито и малыш обучается чтению, лишь запоминая, как выглядят те или иные слова, но не понимая значения букв, из которых оно составлено.

Но разве родители обращают внимание на такие мелочи, когда у чада хоть что-то начинает получаться? Родительское тщеславие не знает границ, а то, что исследователи называют недостатками, мамы и папы объясняют тем, что разным детям подходят разные методы. «Мы занимались по Доману примерно до двух лет, — рассказывает Светлана. — Но, по-моему, эта методика больше подходит детям-визуалам, а моя дочь к ним не относится».

Светлана рук не опустила: метод Домана — не единственный. Она продолжила обучать дочь с помощью чтения по складам по рекомендациям Николая Зайцева. Существуют также фонетические способы — когда учат не буквы, а звуки. Есть метод детского психолога Искры Даунис, суть которого в том, чтобы каждое утро ребенок находил у кровати письмо от своего друга Карлсона (или другого любимого персонажа). С каждым разом послания становятся все длиннее и интереснее, и малыш с удовольствием их изучает.

Еще существует так называемый «метод древнего народа», когда чтение преподносится ребенку как похвала, награда за труд: «Убрался в комнате — молодец, пойди почитай!» В конце концов, даже если ребенок не увлечется книгами, порядок в доме гарантирован.

Интересен метод Кассиля, когда книгу начинает вслух читать взрослый, но на самом интересном месте сообщает, что вспомнил «вдруг» про одно очень неотложное дело. Предполагается, что ребенок продолжит чтение самостоятельно. Но что-то подсказывает, что не стоит злоупотреблять детским доверием.

Можно воспользоваться и самым очевидным способом: ­познакомить ребенка с алфавитом, научить ­составлять слоги и слова, а затем применять самые незатейливые способы мотивации, чтобы малыш практиковался. Директор PR-агентства Екатерина ставит оценки за чтение своей пятилетней дочери Саше. «Конечно, она получает только «хорошо» или «отлично», но это стимулирует, — рассказывает она. — Еще у нас есть прекрасный способ — «чтение после просмотра». Если Саше нравится мультфильм, мы читаем книгу, по которой он снят, ведь в видео вошли не все приключения».

Книга переменФОТОMARIA DAWLAT

Между строк

Проблема в том, что своевременное освоение методик не гарантирует настоящего увлечения. «Навязать любовь к книгам невозможно, она возникает, лишь когда в семье есть интерес к чтению. Тогда и для ребенка такая форма времяпрепровождения становится традицией, — объясняет практический психолог Ирина Кронова. — Если родители не проявляют интереса к книгам, не обсуждают прочитанного, то и ребенок не понимает, зачем ему читать». Этот факт с точностью до слова подтвердили опрошенные мною родители. «У нас дома книги были повсюду: зайдешь на кухню, а там папа пьет кофе за книгой Ремарка. И потом «На Западном фронте без перемен» остается на столе — ну как не прочитать? — признается моя коллега Инна. — Или забрела к родителям в спальню, а там с правой стороны кровати томик Булгакова, а с левой — томик Хемингуэя. Для меня семья и книга — неразрывные понятия».

Мы давно знаем, что иностранный язык лучше учить методом погружения в языковую среду. С чтением получается то же самое. Чем чаще книги появляются в поле зрения ребенка, тем привычнее и ближе они для него становятся. К печатным книгам можно добавить аудиоварианты, а на стенах детской повесить красочный алфавит. «Мне очень помогла мама: каждый раз, когда они с моим сынишкой Артемом шли гулять, она читала ему стихи классиков, связанные с этим временем года», — рассказывает топ-менеджер одной из крупных медиакомпаний На­талья, чей сын в этом году успешно окончил школу.

Однако иногда даже у читающих родителей бывают «нечитающие» дети. Такая история случилась у моего знакомого кандидата биологических наук. Сергей Павлович и его жена не могли нарадоваться на старшего сына Матвея, который не представлял жизни без книжек. Детские книги ему скупали буквально тоннами. Сергей Павлович был искренне рад тому, что у младшего, Витюши, такое большое наследство. Но Вите оно мало пригодилось. Изучив букварь, он ограничивался тем, что требовалось по школьной программе.

Может быть, верна теория, что любовь к чтению больше свойственна «правополушарным» творческим людям, то есть левшам? Впрочем, бесчисленные жизненные примеры ее опровергают. Или, может, есть какой-то ген, отвечающий за силу привязанности к книгам? Пока ученые ищут ответ, иные родители опасаются переусердствовать, убеждая ребенка взяться за чтение. «Назиданием можно добиться того, что ребенок будет воспринимать чтение как наказание, — говорит Ирина Кронова. — Детей важно заинтересовать. Например, проиг­рывать с ними книжные сюжеты. Я знаю семьи, где устраивают такие театральные представления».

Знание — сила

Если у отца или матери нет большого желания прыгать перед чадом в костюмах Робинзона или Снежной Королевы, увлечь ребенка можно по-другому. Подруга моей коллеги Оксана не только читала сыну с раннего возраста, но и с двух лет занималась с ним сочинением стихов. «Мы сочиняли целые детские поэмы», — с гордостью рассказывает она.

«А мне кажется, важно не бить ребенка по рукам даже тогда, когда он читает «мусор», — считает Наталья. — Главное, чтобы у ребенка был навык чтения текста, удержания внимания, воображения. Если сын живо интересуется историями про боевых монстров-бакуганов, я буду покупать не только этих мини-трансформеров, но и журналы про них». И если уж идти в ногу со временем, стоит задуматься о покупке планшетника или смартфона — популярность электронных книг растет с каждым годом, причем именно среди юных читателей. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, больше всего книг из Сети скачивают дети — ­27 % от всех пользователей. Есть ли смысл с этим бороться? Может, лучше попросить ребенка поделиться ссылкой?

Психофизиологи считают, что борьба с природой — дело неблагодарное. Процесс чтения во многом зависит от физических данных и возраста — ни один ребенок не начнет читать, пока у него не наступит нужная фаза развития мозга. Как бы мамы ни изводили себя ожиданием.

К счастью, иногда случаются приятные сюрпризы. Трехлетний внук моих знакомых, которому лишь изредка объясняли названия букв, уставился на книжную полку и уверенно прочел: «Плутарх». Дедушка даже подпрыгнул от радости. Да, такое случается и в наше время — страсть к чтению, проснувшаяся раньше умения читать.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.