Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Как привить детям интерес к искусству?

Мама двоих детей Наталья ­Старостина узнала, как взрослые могут помочь детям понять и принять искусство

Дочь в музее...ФОТОMarius Baragan

Когда в 2011 году в Музей изящных искусств имени Пушкина привезли выставку картин Сальвадора Дали, я твердо решила: блестящий момент, чтобы познакомить шестимесячную дочку с моим любимым художником. Кто был в эти дни поблизости, наверняка помнит очередь, тянувшуюся от музея до Кремля. После того как через 40 минут ожидания мы сдвинулись на два метра вперед, я развернулась и решительно направилась к машине. Из толпы следом выскочила женщина. Она схватила меня за руку: «Куда же вы?! Как вам не стыдно! Вашей дочери посмотреть эту выставку очень надо! Идите без очереди!» Я послушала совета незнакомки. С широко раскрытыми глазами Мишель изучала каждое произведение гения сюрреализма, как вдруг... начала громко, по-младенчески хохотать, и успокоить ее было невозможно. Я ловила осуждающие взгляды и слышала «шиканье». Ш-ш-ш...

В свои неполные три года в Музее Прадо около мрачной картины Гойи «Продавец посуды» Мишель замирает в умилении, протягивая на весь зал: «Посмотри, какой он ми-и-и-илый и сла-а-а-а-аденький!» — и указывает рукой на спящего пса в углу полотна. Кто-нибудь, кроме искусствоведов, вообще замечает на этой картине собаку?! В Лувре девочка искренне сокрушается около статуи богини Ники: «Тетя без головы не сможет найти дорогу домой». Поход в музей с ребенком под мышкой каждый раз становится для меня приятным сюрпризом — никогда прежде мировые шедевры не открывались мне с этой неожиданной «детской» стороны.

Арт: инструкция по применению

Искусство — мощнейшее средство воспитания ребенка, незаменимое топливо для воображения и сладкий десерт для фантазии. Оно помогает детям думать критически, обстоятельно рассуждать, обращать внимание на нюансы и исследовать новые способы интерпретации мира. Но чтобы по-настоящему заинтересовать малышей искусством, одного родительского желания мало. «Чем раньше и чаще ребенок попадает в ситуации, где люди вокруг смотрят на картины, совершают перформансы, аплодируют — тем легче, лучше и комфортнее будет проходить процесс знакомства с искусством», — уверена Анастасия Митюшина, руководитель образовательных программ Центра современной культуры «Гараж».

Существует множество методических пособий на тему того, как правильно делать ребенку «прививку искусством» и проводить «ревакцинацию». Так, малышам от 5 до 7 лет нравятся картины с понятными сюжетами, узнаваемыми элементами (животное, поле, сад, море), простыми эмоциями (смех и слезы) и яркими цветами (в особенности красным). Они воспринимают искусство не только глазами, но и с помощью движений — непременно хотят в него «сыграть», подражая героям и принимая картинные и скульп­турные позы. Они же главные поклонники абстрактной живописи, современного искусства и инсталляций — такие произведения дают простор их воображению. Желтое пятно на картине абстракционистов — цыпленок или солнце. Фрагменты пластика в инсталляции современного художника — набор для куличиков. Мальчики проявляют интерес к героическим сюжетам, девочки — к анималистическим.

В 8–10 лет дети с увлечением ­изучают детали, нюансы и подробности картины. На первый план выходят типажи: красивые — уродливые, сильные — слабые. В этом возрасте ребенок может «зависнуть» над картиной, будто мысленно погружаясь в нее.

После 11 лет ребенка интересует уже сам творческий процесс. Он требует рассказать, при каких обстоятельствах была написана картина, сколько на нее ушло времени, сколько она стоит и какие тайны в себе хранит. Не навязывайте детям свое мнение и не используйте такие прилагательные, как «выдающийся», «замечательный», — это ни о чем ему не скажет. Пусть ребенок сам оценит произведение. Не перечьте, а постарайтесь узнать, почему он решил, что картина «глупая», «страшная» или «прекрасная». Дети начинают краснеть, бледнеть и нервно хихитать при виде человеческой наготы. Избегать этой темы глупо — сместите акценты. Например, расскажите о разных идеалах красоты, которые существовали в то или иное время.

Помогите ребенку обнаружить в картине что-то ускользнувшее от его внимания. К примеру, расскажите ему про тайные символы, скрытые в пейзажах XIX века: оливковая ветвь — символ мира, нарцисс — смерти, собака — верности (если изображена у ног) и низости в античных сценах.

Первые книги по искусству для детей и их родителей

Первые книги по искусству для детей и их родителей

Музейные практики

В 2009 году преподаватель школы искусств Музеев Лувра, искусствовед и педагог Франсуаза Барб-Галль написала пособие для родителей «Как говорить с детьми об искусстве». ­Книга стала бестселлером в Европе. Оказалось, взрослые не только не умеют правильно «преподносить» малышам арт-объекты, но и впадают в ужас при мысли отправить­ся вместе в музей.

Для начала выберите правильный день и место. Традиция многих семей выбирать для экскурсий дождливое время — ключевая ошибка. Во-первых, в пасмурный день ребенок обычно сонный и ленивый. Во-вторых, вы формируете мнение, что в музей ходят тогда, когда больше ­нечем заняться.

Не удивляйтесь, если ребенок не разделяет ваших восторгов по поводу отдельных картин. Музейная развеска предполагает, что рост посетителя — 170 см, а центр произведения находится на уровне зрительских глаз. Это значит, что на полотне малыш видит совсем не то, что вы. Хотите его ­понять? Присядьте!

Общение с картиной ­может превратиться для ребенка в захватывающий детектив. Задавайте каверзные вопросы — пусть малыш включит воображение и смекалку. Почему дверь в доме закрыта? Почему именно тут сидит птица? А стакан вот-вот упадет? Ребенок начнет в ответ рассказывать свою версию происходящего, а вы — ее дополнять. Вы зара­зите ребенка страстью новых арт-открытий на всю жизнь! Барб-Галль любит приводить пример из собственного опыта. Вместе с сыном в парижском музее они рассматривали картину Пикассо — портрет женщины, лицо которой состояло из осколков. Увидев картину, сын неожиданно добавил: «У нее не лицо разбито — у нее разбитое сердце». Учите ребенка развернуто отвечать на вопрос, думать и рассуждать над произведением. Или другой способ — пусть ребенок придумает свое продолжение истории на картине. Перенесет действие из зимы в лето или подумает, какое событие сделает героев счастливее.

Превратите поход в музей в квест. Подумайте, какие картины вы хотите показать ребенку, и приготовьте их фрагменты (открытки или репродукции, которые можно найти в интернете и распечатать). Попросите ребенка их найти. Выбирайте понятные элементы — животных, игрушки. Есть надежда, что Левитана он запомнит так же хорошо, как «Свинку Пепу».

И не затягивайте! Помните: чем младше ребенок, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Не расстраивайтесь, если уже через полчаса чары искусства рассеются и ребенок пустится во все тяжкие, проверяя на прочность вашу нервную систему. Дети — любители «заезженных пластинок»: обожают по сто раз слушать одни и те же сказки или пересматривать мультики. Пусть к этому списку занятий добавится и просмотр любимой картины.

Лучшие арт-приложения Apple для детей

Лучшие арт-приложения Apple для детей

Детские курсы по искусству

Мультимедиа Арт Музей, 5+

В рамках образовательной программы по искусствоведению дети смогут узнать, какое искусство считается изобразительным, в чем символическое значение иконы, каких художников называют маринистами, а каких — анималистами, познакомятся с лучшими произведениями мировой живописи, архитектуры, перформанса и граффити.

Центр современного ­искусства «Гараж», 5+

Основы современного искусства, великие русские художники и мировые шедевры в ­теориях ведущих искусствоведов страны и практиках самих учеников. На занятия можно ходить всей семьей!

Государственная Третьяковская галерея, 4+

Шестилетний цикл абонементов. Дети в игровой форме получают представление о культуре поведения в экспозиции, учатся слушать педагога и заинтересованно рассматривать произведения. В студии малыши рисуют, знакомятся с древнерусскими произведениями, творчеством русских художников (Васнецов, Шишкин, Левитан), на примере живописи и графики из собрания Третьяковской галереи изучают этапы создания картины.

Музей 2.0

Отношения «ребенок — музей» — это всегда диалог. Не только малышам нужно быть к нему готовым, но и музеям важно найти ответ на вопрос: как правильно говорить с детьми на разные темы? Смотрительницы в классических государственных российских галереях зачастую видят свой святой долг в том, чтобы охранять дорогие произведения от надоедливой публики, тем более детей. Знаете ли вы, что «картины стареют от нескромных взглядов посетителей», «устают от затяжных визитов» и «портятся от детского смеха»? Страшилки, изобретенные строгими музейными служащими.

В Америке и Европе последние несколько лет обсуждают наступление новой эпохи — participatory culture, или «культуры участия». Событие сродни изобретению колеса или книгопечатания. Под термином понимают свободное и осознанное участие людей в культурных и социальных процессах. Как в Википедии. Возможность взамен позиции «потребителя» занять место «участника». Новой системе координат — новые культурные пространства. Культурологи говорят о возникновении феномена музея 2.0, или participatory museum — музея, который основывает свою деятельность на непосредственном участии посетителей. Некогда андерграундная музейная «кухня» выходит из подполья. Особое место здесь уделено детям. Современные музеи по всему миру стараются увлечь ребенка, предлагая ему курсы, мастер-классы, экскурсии и сувениры. Малышу показывают, что он полноценная часть арт-процесса.

Музей современного искусства в Нью-Йорке считается одним из самых передовых по работе с детьми и подростками. Здесь проводят бесплатные вечера для подростков Free Teen Nights, организуются художественные мастерские In the Making, выставки искусства подростков Teens Art Show и даже курс истории искусств для подростков-заключенных. Яркие и неожиданные примеры есть в Голландии. В фойе Нидерландского архитектурного института, который ведет выставочную и детскую образовательную работу, все желающие могут построить из огромных поролоновых кубов собственный город или ­просто от души друг друга ими отдубасить. Последнее — для позитивного выхода неуемной детской энергии. И это в холле государственного учреждения!

Один из самых children friendly музеев в России — Центр современной культуры «Гараж». На его базе уже несколько лет действуют специальные образовательные курсы, которые, впрочем, знакомят с искусством не только детей, но и их родителей. «Существуют самые разные форматы вовлечения детей в процесс творчества и понимания того, что такое искусство, — рассказывает Анастасия Митюшина. — У нас есть занятия, которые совмещают практическую и теоретическую часть. Это курс «По следам современного искусства», «Архитектура: искусство видеть» и «Великая десятка» о русских авторах. Сначала вы 45 минут слушаете лекцию, а затем еще 45 — выполняете творческое задание, реализуя на практике те художественные приемы и методы, о которых вам только что рассказали». Ноу-хау Центра — смешанные группы. Вы можете купить абонемент как для одного ребенка, так и для всей семьи. «И дети, и взрослые получают информацию в легкой и доступной форме, при этом сам изучаемый предмет — творчество Ильи Репина или Такеши Мураками — не упрощается. Это огромное удовольствие — уметь объяснять простыми словами что-то очень прекрасное, удивительное, высокое. Другой очень важный психологический момент — не все родители умеют общаться на равных с детьми. На наших курсах взрослый человек на какое-то время становится ребенком. Это нестандартная ситуация для обычной жизни, но очень позитивная для налаживания диалога в семье», — говорит эксперт «Гаража». Как показал ее многолетний опыт работы в Центре, «не существует искусства, которое ребенок бы не понял или отказался бы принять. Есть некоторые авторы и произведения, которые вызывают у детей искреннее удивление, или те, на объяснение которых требуется больше времени». Митюшина вспоминает, в какой неописуемый восторг приводит детей рассказ о творчестве Марселя Дюшана и художественном методе ready-made — «готовый предмет». Во время практической части ученики должны повторить технологию и сложить в коробке из подручных предметов собственное произведение, а потом рассказать, о чем оно. Или другой пример — чтобы дети поняли, как художник-перформансист создает произведение, им нужно выйти на улицу и обнять нескольких незнакомых ему людей. Для детей это каждый раз вызов и препятствие, но в итоге они приходят в восторг. Не зная сложного набора терминов и истории искусств, ребенок начинает понимать и чувствовать, что значит тот или иной жанр. В начале февраля в Центре запустили курс «Великая десятка. От Репина до Малевича». Чтобы дети смогли понять, насколько серьезна была реалистическая живопись, им предложили инсценировать картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»: выдали мешковину, чтобы сделать робу, потом родители долго уговаривали детей войти в роль. Только на 8-м дубле дети поняли, что быть бурлаком — это тяжелая работа.

Митюшина заключает: «На занятиях мы хотим объяснить не только детям, но и взрослым, что искусство — это друг, который тебе очень многое может дать в ответ. И тебе предстоит всю жизнь доказывать, насколько хорошо ты умеешь с ним дружить».

Дубосарский — Виноградов, «Играй на зубастика», 2006

Дубосарский — Виноградов, «Играй на зубастика», 2006ФОТОВИНОГРАДОВ & ДУБОСАРСКИЙ

Упражнение из творческой игры «кАРТы» от Центра современной культуры «Гараж». Вместе с ребенком ответьте на вопросы:


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.