Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

«Я — звезда»: нарциссизм или психотравма?

Изучаем феномен самопровозглашенных королев

Каждый день мы встречаем обычных людей с величавыми повадками и завышенными ­требованиями. Надежда Стрелец попыталась разобраться в феномене самопровозглашенных ­королев и узнала, похожа ли их жизнь на сказку.

«Я — звезда»: нарциссизм или психотравма?

Вы замечали, что люди, которые действительно из себя что-то представляют, в большинстве своем держатся довольно просто, а пафос — примета тех, про кого говорят «из грязи в князи»? Желание в любых обстоятельствах «выглядеть эффектно» — история из той же оперы. Разве тот, кто уверен в себе, будет из кожи вон лезть, чтобы подчеркнуть свою значимость? Каждый уважающий себя швейцарский миллионер носит много лет один и тот же свитер — катышки на любимом кашемире считаются хорошим тоном, так как свидетельствуют о том, что традиции важнее понтов. Создатель IKEA Ингвар Кампрад и глава Microsoft Билл Гейтс — тоже персонажи не без причуд, оба подчеркнуто равнодушны к материальным благам. Первый летает только экономклассом и ездит на общественном транспорте по пенсионному удостоверению, второй — предпочитает одежду массмаркет-брендов. В самом деле, кому и что эти влиятельные люди должны доказывать?

На контрасте — совсем другая ролевая модель. Рэперы в килограммовых цепях и другие звезды эстрады с титулами «королей», «королев», «принцесс» и «примадонн». «Да бросьте, как возможно быть мной и хотеть быть кем-то еще?» — без капли иронии вопрошает Канье Уэст. «Как бы я ни старался, я не знаю, как не быть потрясающим!» — на полном серьезе заявляет еще один яркий представитель селебрити — кумир подростков Джастин Бибер, которого звездная болезнь не обошла стороной. «Умирают» от любви к себе в шоу-бизнесе почти все, но самозабвенно ­заходятся немногие. Для этого нужно искренне, всей душой верить в свое особое предназначение и транслировать это миру. «Я не рэпер, я посланник!» — продолжает все тот же Канье. Учитывая нешуточный коммерческий успех его последних начинаний, можно сделать вывод: заявления «нового пророка» не кажутся миллионам фанатов странностью.

«Я — звезда»: нарциссизм или психотравма?
Вика ловко конвертировала патологическую ЛЮБОВЬ К СЕБЕ и эксгибиционизм в звонкую монету

Совершенно особенная история — люди с королевскими замашками в повседневной жизни. Вальяжные, снисходительные, с чувством собственного достоинства, которое они непременно демонстрируют так, словно все окружающие — их свита. Нет, это не откровенное хамство, а святая, непоколебимая вера в собственную исключительность. Они чахнут без внимания и настолько падки на лесть, что с ее помощью к ним очень легко найти подход и заполучить все, что угодно. Моя подруга Вика, к примеру, ловко конвертировала собственную патологическую любовь к себе и склонность к эксгибиционизму в звонкую монету, став успешным блогером с почти стотысячной армией фолловеров. Начиналось все прозаически. Вика хотела предъявить миру свое видение прекрасного, а именно — букеты из 150 роз от поклонников, селфи в лифте с сумкой Louis Vuitton наперевес и «чекины» в самых дорогих ресторанах. Она не пыталась быть «модным фэшн-блогером» — ничего более концептуального, чем фото в купальнике с бокалом rosé на белоснежной яхте Вика не публиковала. Но хэштеги в духе #DolceVita обеспечили ей первый успех. Сегодня она имеет все основания считать себя it-girl — девушкой, которая известна тем, что просто известна. Абсолютная убежденность Вики в том, что она уникальна, а окружающие ей страшно завидуют, сподвигла ее выставить серьезный прайс брендам, которые обращались к ней за PR-поддержкой. В век соцсетей, когда страница отдельно взятой персоны имеет не меньший медийный вес, чем СМИ, такой подход действительно работает. Подписываются — значит, хотят перенимать и вдохновляться. В итоге Вика полностью удовлетворяет свой нарциссический ресурс — получает восхищение в режиме нон-стоп и неплохо зарабатывает.

Даже в сексе исследуемые нами нарциссы ведут себя по-барски: одни устраивают презентацию своих возможностей, требуя аплодисментов за отличную технику, другие — словно участвуют в гонке, стремясь прийти к финишу первыми во что бы то ни стало. Одна моя знакомая, назовем ее Алена, лет 10 назад производила впечатление роковой женщины и всячески культивировала свой демонический образ участием в различных сексуальных авантюрах. Я, честно, ей завидовала. Она то и дело рассказывала истории о запретных связях, которые мы — ее менее раскрепощенные подруги — слушали с нескрываемым восхищением. Это был какой-то захватывающий голливудский фильм со страстями, которые простым смертным даже не снились. Со временем великие истории любви стали повторяться, и в какой-то момент мы стали ловить себя на мысли, что «королева любви и секса» самоутверждается не только за счет партнеров, но и за наш — благодарных зрителей. Мы годами раскрыв рот слушали фантастические байки Алены, даже не пытаясь разбавить их банальными сюжетами из своей биографии. Ее личная жизнь, которая в возрасте 20+ выглядела просто фееричной, в 30+ стала казаться хаотичной и неустроенной. Сегодня она регулярно ходит к психологу, чтобы научиться выстраивать доверительные отношения с партнерами и друзьями. Что удивительно, «мещанский быт простых смертных» — по сей день главная тема ее насмешек.

«Я — звезда»: нарциссизм или психотравма?

Еще более скользкая история — коллеги с раздутым самомнением или сотрудники-звезды. Они виртуозно нарушают корпоративные устои, а все их действия направлены на получение от работодателя особого отношения: повышения зарплаты или свободы действий. Практика показывает: в отличие от коллег-трудяг «звезды» действительно добиваются более лояльного графика, престижных командировок и прочих бенефитов путем трансляции коронного утверждения о собственной незаменимости. Как правило, они несут функцию корпоративных медиаперсон — их все знают, даже если не совсем понимают, чем «звезда» занимается. Их КПД сложно измерить, а функционал, скрывающийся за претенциозной должностью (скажем, Senior Exectuve Manager), — хотя бы в двух словах расшифровать. От трудяг, мотивированных бонусами, их отличает потребность в аплодисментах и особом отношении к ­престижу. Несмотря на неочевидную пользу таких сотрудников, в некоторых областях — в издательском деле или шоу-бизнесе — именно на них замыкают имиджевые вещи, которые являются одним из элементов успеха издания или проекта.

Психологи утверждают: себялюбие — не признак особой породы и даже не вера в свои силы, а следствие психологической травмы. А высокомерие — и вовсе защитная реакция, ширма, за которой скрывается ранимый человек, которому гораздо страшнее и тяжелее проигрывать. В тот момент, когда вы начнете испытывать дискомфорт от общения с такими людьми, а ваша самооценка — страдать, вспомните, что мы сами порой культивируем чужое высокомерие. Льстим популярной персоне, заискиваем перед начальником, угождаем подруге-нарциссу или просто ставим «лайк» под фото из серии «Все люди как люди, а я королева». Закрывая свои комплексы броней, такие люди начинают думать, будто на самом деле превосходят окружающих.

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.