Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Ужас как полезно

Фильмы ужасов способны не только напугать, но и вылечить? «Да!» — отвечает французский психоаналитик Серж ТИССЕРОН. Автор книги «Как Хичкок исцелил меня» считает, что с помощью взволновавших нас зрительных образов можно решить множество проблем.

image

Фильмы ужасов способны не только напугать, но и вылечить? «Да!» — отвечает французский психоаналитик Серж ТИССЕРОН. Автор книги «Как Хичкок исцелил меня» считает, что с помощью взволновавших нас зрительных образов можно решить множество проблем.

Хичкок в качестве психотерапевта… Кому-то это может показаться надуманным или абсурдным, а кто-то и вовсе решит, что речь идет об очередном дешевом маркетинговом трюке. Тем не менее психоаналитик Серж Тиссерон, уже издавший во Франции ряд книг о влиянии зрительных образов на психику человека, упорно гнет свою линию. Его главный аргумент: «Если режиссер помог мне, значит, может помочь и другим». Но почему именно Хичкок и от каких собственно проблем он избавил психоаналитика? «Я очень долго не мог понять, почему меня всегда так завораживали фильмы знаменитого мастера саспенса, — рассказывает Тиссерон. — И вот однажды (эврика!) я осознал, что застывший взгляд героинь его картин напоминает мне глаза матери, склонившейся надо мной в один из самых страшных моментов моей жизни». Когда Тиссерону было пять лет, он упал в реку. Мальчика тянуло на дно, и сквозь толщу воды он видел застывшее лицо матери, которая, оторопев от ужаса, беспомощно смотрела на него. В конце концов из реки Сержа вытащила его тетушка. Возвращение к этому событию, многие годы хранившемуся в глубинах памяти, выявило и другие болезненные переживания из прошлого, от которых психоаналитику постепенно удалось освободиться. Этапы этого пути он описал в книге «Как Хичкок исцелил меня», главная цель которой, по утверждению Тиссерона, убедить читателя в том, что зрительные образы могут помогать, лечить, спасать! Пугающие, «цепляющие», терзающие или привлекающие нас образы способны восстановить связь с «запретными эмоциями», в которых мы боимся себе признаться, и тем самым освободить нас из-под их власти.

ELLE В какой момент Вы осознали, что фильмы Хичкока возвращают Вас к тому дню, когда Вы чуть не утонули?

С.Т. Достаточно поздно — мне было уже под 50. К тому времени зрительные образы давно были темой моей работы. Я рассматривал их с разных сторон, но не мог уловить суть. Фильмы Хичкока буквально открыли мне глаза.

ELLE После этого Вы вспомнили, что сами прыгнули в реку: Вы чувствовали себя подавленным и сомневались в том, что мать Вас любит… Значит, в пять лет Вы пытались покончить с собой?

С.Т. Это действительно была попытка самоубийства. Мне казалось, что уже не для чего жить. Незадолго до этого умер мой дедушка — единственный человек в семье, кто дарил мне тепло и любовь. Благодаря Хичкоку я вспомнил, как едва не утонул, и это воспоминание в свою очередь воскресило в памяти мотивы моего неудавшегося самоубийства. Кстати, достаточно распространенный феномен: воспоминание о каком-то одном болезненном переживании часто вытягивает за собой всю цепочку давно позабытых драматических событий.

image

ELLE В своей книге Вы призываете анализировать эмоции, вызванные у нас зрительными образами. Но как выделить среди них именно те, что указывают на наши скрытые проблемы?

С.Т. Обычно все начинается с того, что по непонятной причине мы испытываем неожиданное волнение и ощущаем странное сродство с увиденным (хотя оно вроде бы ничем не напоминает нашу собственную жизнь). И вот здесь появляется шанс продвинуться дальше в понимании того, что мы испытываем. Нужно лишь задаться вопросом: по каким причинам нас так взволновал зрительный образ? Обусловлено ли это его эстетико-моральной нагрузкой или связью с какими-то нашими личными переживаниями?

ELLE Так ли все просто? Вы ведь признаете, что Вам очень помог Ваш психоаналитик. И Вы сами тоже психоаналитик…

С.Т. Хичкок вывел меня на нужный путь, а психоаналитик действительно помог по этому пути продвинуться. Но в принципе в данном случае необязательно бежать за разъяснениями к специалисту. О подобных вещах можно поговорить с друзьями или просто с кем-то, кто настроен доброжелательно и способен посмотреть на ситуацию со стороны. Мы, кстати, часто так и поступаем. Это доказывает, что потребление зрительных образов вовсе не отупляет и не убивает воображение, а, напротив, подталкивает зрителя к творчеству. Если мы не поняли какой-то фильм, если нам не удается осмыслить какой-то образ, какую-то картину, мы разговариваем с другими людьми, чтобы попытаться разобраться. Мы стремимся постичь суть явления, поскольку нам необходимо иметь собственное мнение о нем, — а это и есть форма творчества.

Мария, 35 лет

«Дежа вю»

image

«Я всегда с каким-то маниакальным рвением заботилась о младшем брате Сашке. Мама так за него не переживала, как я: всюду за ним ходила, пыталась уберечь от малейшей опасности. Он, правда, от моих забот отбрыкивался, мы ссорились, чуть ли не дрались, но я продолжала над ним трястись. Все мне говорили, что так нельзя, да я и сама это чувствовала. И вот однажды я посмотрела по телевизору комедию «Дежа вю». Там есть момент, когда главный герой попадает на съемки фильма Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (оригинал я, к своему стыду, никогда не видела) — солдаты стреляют в толпу, по лестнице катится коляска… Когда я это увидела, в голове вдруг явственно возникла картинка: мне шесть лет, мы стоим на пригорке возле дороги, мама доверила мне подержать коляску с маленьким Сашкой, я ее катаю, а потом… отпускаю, и она катится с горки прямо на дорогу. Не знаю, почему я ее отпустила и что было дальше. Помню только страшное чувство вины (хотя брат каким-то чудом не пострадал). Видимо, эту вину я потом столько лет и пыталась загладить своей навязчивой заботой».

image

ELLE И в процессе мы можем вспомнить о некоем болезненном переживании, которое прежде подавлялось?

С.Т. Совершенно верно. Как правило, воспоминание о каком-то травмирующем событии архивируется в памяти как бы в двух файлах. В первом содержатся образы, лишенные эмоций (иначе они причиняли бы нам слишком сильные страдания), во втором — эмоции, оторванные от зрительных образов, но готовые выйти на поверхность через посредство других образов. Так, женщина может совершенно спокойно говорить о своем муже, который погиб у нее на глазах в автокатастрофе, но разрыдаться при виде раздавленной автомобилем кошки. Такое раздельное «хранение информации» позволяет преодолеть последствия пережитого шока. Выступая в качестве психических трансплантатов, зрительные образы мягко помогают нам склеить самих себя по кусочкам, потому что они напоминают о болезненном переживании лишь опосредованно. Они — экраны, нас защищающие, а не ширмы, загораживающие от нас реальность, как считают некоторые критики.

ELLE Что Вы имеете в виду, когда пишете, что зрительные образы сопровождают нас, как заботливая мать?

С.Т. С самого рождения мать стимулирует развитие нашей психики, подталкивает нас к действию и общению. При этом она всеми силами стремится защитить нас от опасностей и агрессии. То же и со зрительными образами: мы тянемся к ним, потому что они открывают нам мир, питают наше воображение, наталкивают на неожиданные идеи. Но вместе с тем мы можем в любой момент от них «отсоединиться» — хотя бы просто закрыв глаза.

ELLE И рискуем при этом пройти мимо какого-нибудь «откровения»?

С.Т. Возможно. Но всегда есть другой шанс. Вокруг нас столько зрительных образов! Однако только от нас зависит, сможем ли мы вернуть себе то, о чем они напоминают.

Мила, 23 года

Реклама «Мистер Пропер»

image

«С «Мистер Пропер» веселей, в доме чисто в два раза быстрей…» Эту рекламу я всегда люто ненавидела, но в какой-то момент задумалась: откуда такое отвращение к простому ролику? Поупражнявшись в психоанализе, я решила, что меня раздражает этот качок Пропер. Неудивительно, что с сексуальной жизнью у меня не ладится, если от одного вида накачанных мышц мне тут же делается страшно! Вообще, у парней я пользовалась успехом, но в постели сразу наступала блокировка, поэтому я всегда находила какое-нибудь оправдание, чтобы не заниматься любовью. Значит, меня отталкивала близость мужского тела, такого, как у Мистера Пропера! Хлопнув в ладоши, я сказала себе, что сформулировать проблему — значит решить ее, и приготовилась к «новой жизни». Как бы не так, по части секса я все равно терпела фиаско! Я продолжила свои изыскания. «…В доме чисто в два раза быстрей». Ну да, как же я раньше не поняла! Моя мама была всегда маниакально озабочена гигиеной. «Ты помылась?» — спрашивала она меня каждый день с подозрительным видом. «Поосторожнее с мальчишками, это грязно…» Итак, сегодня у меня есть парень, и у нас с ним все просто отлично. Спасибо рекламе!»


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.