Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Сверхновые

В реальном мире звезде нужен талант или хотя бы продюсер. В виртуальном — свои законы появления знаменитостей. Мария ТРОИЦКАЯ попыталась разобраться, кто и как может прославиться в социальных сетях

image

В реальном мире звезде нужен талант или хотя бы продюсер. В виртуальном — свои законы появления знаменитостей. Мария ТРОИЦКАЯ попыталась разобраться, кто и как можетпрославиться в социальных сетях

Этот текст мне хотелось бы начать так: «Здравствуйте, меня зовут Маша, и я ненавижу социальные сети». При этом странички моего девичьего дневника на livejournal.com постоянно читают более двух тысяч человек, мои аккаунты можно найти на «Одноклассниках», «Вконтакте», Facebook, MySpace, Twitter и еще не помню где. Да, это называется женская логика. Плюс любопытство и эксперимент, который я проводила по заданию одного журнала несколько лет назад. По сценарию, я должна была обрести личное счастье. Но не вышло. Школьный бойфренд с «Одноклассников» наскоро выманил у меня номер мобильного, чтобы «встретиться как-нибудь, поболтать», а уже через неделю позвонил с предложением провести вечер воспоминаний, плавно перетекающий в ночь порочной страсти у меня дома. «Моя благоверная считает, что я в командировке до среды, — простодушно объявил счастливый отец двоих детей. — А сегодня еще только вторник!» Я не нашла, что ответить. На MySpace меня долго клеили греки («Приезжай, у меня вилла, мама, мотороллер!»), а затем пришло душещипательное письмо от жительницы Сенегала. Начиналось оно словами: «Маи грудь болшая, маи ноги длина. Я буду страсть с тобой». Грех было не воспользоваться заманчивым предложением, но не такой я человек — вежливо отказала чаровнице. «Вконтакте» меня постоянно смущали ссылками на порносайты. В конце концов я трусливо покинула большинство сервисов, оставив за собой ставший родным ЖЖ и страницу на Facebook, чтобы выкладывать фотографии для ограниченного круга друзей. На остальных аккаунтах я практически не появляюсь. Хотя с Twitter чуть ли не ежедневно приходят сообщения о том, что какие-то граждане желают читать мои «твиты». Спасибо им!

Однако, кажется, мир сошел с ума. Папа римский благословляет паству на использование социальных сетей. Люди успевают сидеть одновременно на нескольких сайтах. Скачивают различные приложения, делятся ссылками, выкладывают картинки, видео и подкасты, голосуют за известных блогеров и цитируют полюбившиеся твиты, посты и сообщения. Не понимаю, когда они успевают работать, есть и спать. По-моему, если дальше так пойдет, остановятся заводы. Ведь если верить исследованиям, именно россияне больше всего сидят на развлекательных ресурсах. Из 34,5 млн пользователей 74,5 % посещают хотя бы одну соцсеть и тратят на это в среднем 9,8 часа в месяц. Так что будем сидеть босые и нагие перед мерцающими мониторами, пролистывать френд-ленты, расставлять смайлики и маниакально жать кнопку «мне нравится».

image
СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ

Еще лет 6–8 назад мы свободно обходились сайтами знакомств и сетевыми дневниками типа ЖЖ или liveinternet.ru. Сейчас появилось огромное количество микроблогов. Что можно вместить в 140 символов одного твита? У большинства из нас эсэмэски и то длиннее.

Мы — поклонники ЖЖ и ретрограды — негодуем! Раньше мне все было понятно с популярными сетевыми персонами (больше известными в ЖЖ как «тысячники»). Хочешь, рассказы пиши или создавай незаменимые в своей пользе сообщества, хочешь, фотографии выкладывай, а хочешь, и вовсе закатывай скандалы на каждом углу. Все! Слава обеспечена. Если хочется побыстрее стать знаменитым в ЖЖ-среде человеком, мелькай почаще — механизм раскрутки блога довольно прост. Кстати, из некоторых известных ЖЖ-блогеров «выросли» публичные персоны, услаждающие наши взоры на телевизионных экранах.

Однако на смену онлайн-дневникам пришли микроблоги, и правила игры изменились. Недавно прошел конкурс «Лучший Блог Рунета». По его итогам «Главным блогером Рунета» стал Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев со своей страницей в Twitter. Его фолловят (от follow me — следуй за мной) примерно 22 тысячи человек. Интересно, что микроблог «Пeрзидент Роисси», который фолловят 70 тысяч пользователей, никакой награды не заслужил, хотя его создателя, пожалуй, можно назвать настоящей звездой русского Twitter. Видимо, твиты на политическую тему вроде «32% россиян уверены, что Путин вращается вокруг Медведева» показались кому-то чересчур острыми.

Лучшим микроблогером признан сотрудник Лаборатории Касперского, создатель твиттер-сервиса FirstFollower и учредитель «Премии Русскоязычного Твиттера» Виктор Бабичев. Его аккаунт @babi4 интересен почти 4 000 пользователей микроблога. Своих фолловеров Бабичев радует такими сообщениями: «Серваки поднял. Уже хорошо», «Скоро будем дома», «Тут ад! Виноват Цыплухин!!!!))) Чекин хрен его знает где!» Человеку непосвященному сложно понять, кому это может быть интересно. Ну ничего, главное, «твиттеряне» в курсе. Правда, не все. Некоторые пользователи Twitter имеют довольно смутное представление о том, почему они используют этот ресурс и фолловят незнакомых им лично людей. «Ну... Там прикольно!», «Читать много не надо», «Пишешь, что хочешь, и новости узнаешь!» — рассказали мне они.

«Привлекательность микроблога в том, что запись в нем — простейшее социальное действие, не требующее от субъекта ни вовлеченности в некий дискурс, ни уникальной точки зрения. Один пост либо фотография позволяют человеку активно участвовать в общественной жизни, ожидать реакции социума. ЖЖ чуть сложнее, он предполагает не просто возможность социального действия, но и наличие социальной роли каждого участника сообщества», — объясняет социолог Юрий Сантрусов.

С его мнением согласна и Ольга Хрипина-Головня, сотрудник SMM-агентства Social insight. «Такие сервисы, как «Вконтакте» или Facebook, — это способ быть на связи с миром, причем более быстрый и лаконичный, чем постинг в ЖЖ. Микроблоги сами предлагают пользователю: «Подружись с другом своего друга своего друга!» И вот — бац! — у тебя уже 400 друзей. Так возникает иллюзия популярности. Это в классе ты прыщавый ботаник, во «Вконтакте» ты Василий Героиков с фотографией шикарного мачо и выдуманной биографией. В бешеном ритме современной жизни черкнуть пару строк на сайте и прокомментировать фотографию бывает проще и быстрее, чем позвонить, — утверждает она. — Кроме того, пользователь получает доступ к большому количеству информации. Соцсети давно вышли за рамки простого общения. Музыка, истории, картинки, цитаты — все быстро и под рукой. И этот контент генерируют твои «друзья». Каждому надо что-то написать, прочитать ответ. Создается иллюзия непрерывного общения, социальности, нужности, востребованности. Дружбы, в конце концов. Ты делишься какой-то мыслью, и из 100 френдов кто-то ее обязательно прокомментирует. Опять-таки, дружили вы с Настей Шишкиной в школе, потом разъехались в разные концы страны — вроде общих тем для общения нет. А в сети достаточно прокомментировать новую фотографию, и кажется, что вы все еще подруги».

В отличие от ЖЖ, где количество читателей — действительно показатель популярности автора (а «отписаться» от чьего-то дневника — это практически социальная позиция), или от YouTube, где звездой становится тот, у кого многомиллионные просмотры, в социальных сетях другие правила. Здесь число «друзей» — это часто самоцель, и многие просто «набиваются в друзья», предлагая себя большому количеству пользователей.

image
НАРОДНЫЕ ГЕРОИ

Впрочем, есть и те, кто получает славу и большое количество почитателей благодаря реальным достижениям. Совсем недавно фотограф Илья Варламов превратился в звезду за пару часов, стоило ему разместить на страницах Twitter и ЖЖ снимки декабрьских беспорядков в Москве. Его пост в кратчайшие сроки оказался в топе Яндекса, на страницу ссылались не только блогеры с самых разных ресурсов, но и СМИ. Фактически блог Ильи стал новостным первоисточником, альтернативой официальным СМИ. Актуальность информации, скорость ее передачи и, главное, ее непредвзятость — кажется, молодая аудитория коротким твитам Варламова доверяла больше, чем блокам теленовостей. Спустя несколько месяцев место фотографа занял пользователь Djem79, выложивший на YouTube видеоролик с записью теракта в Домодедово. И вновь клип цитировали федеральные каналы.

Однако не только новостями богата российская блогосфера. На страницах самой популярной соцсети «Вконтакте» (по статистике, сайт ежемесячно посещают 27,8 млн человек) появилась восходящая звезда. Куда там Николаю Воронову с его «Белой стрекозой любви», выложенной в свое время на YouTube! Звезда «Вконтакте» Александр Пистолетов утверждает, что он прирожденный певец души и тела. На его странице можно не только прослушать невероятной красоты песни, но и увидеть видеоклипы с участием совершенно нагого музыканта, принимающего самые живописные позы. Немудрено, что администрация «Вконтакте» закрыла свободную регистрацию на сайте. Теперь завести аккаунт можно только по приглашению пользователей. И пусть создатели ресурса объясняют свое решение профилактикой спама, мы-то знаем: причина тому банальная зависть. Правда, сам певец души и тела на всемирную популярность пока не претендует. Ему вполне достаточно славы в Интернете.

Тягу населения к творчеству, вселяющему в души ужас, сложно объяснить. Похоже, офисным работникам не хватает адреналина. Так что непременно придут последователи Пистолетова. И вновь заработают счетчики посещений на страницах социальных сетей.

Еще один способ завоевать популярность в блогосфере — скандалы, интриги, расследования! Этим путем шли и до сих пор идут многие звезды «Живого Журнала». Сделав грамотный «вброс», можно легко поднять пост в топ Яндекса, а там и до цитат в СМИ недалеко. В этом году лучшим скандалом блогосферы стала история «Александр Акопов против 30 млн уголовников «Вконтакте». Президент группы компаний «Амедиа» заявил, что намерен устроить показательное судебное разбирательство с администрацией и пользователями социальной сети за скачивание пиратских видео- и музыкальных файлов. Правда, лавры собрал не блог, а лично Акопов и электронный журнал «В курсе», освещавший скандал. Группа «Вконтакте» «Мы против Амедиа и Акопова!» пока включает только 21 участника. Что дальше, покажет время.

Некоторые блогеры предпочитают регистрировать собственные домены и соцсети подключают только для пиара. Так, уроженец Беларуси, ныне житель Нью-Джерси Геннадий Вайнерчук раскрутил блог, посвященный маркам вин, с помощью Facebook и Twitter. Популярность «виноведения» так возросла, что привлекла внимание книгоиздателей. HarperStudio подписала с Геннадием контракт на несколько миллионов долларов, благодаря чему тот попал на страницы Wall Street Journal.

О том, что социальные сети пока редко используют в качестве основных площадок для самораскрутки, а больше как вспомогательные средства, говорят многие. Моя френдесса Надежда призналась: «Я люблю только ЖЖ. Однако и мне пришлось зарегистрироваться в двух новых социальных сетях, чтобы привлечь больше участников в один из проектов. Бешеная популярность микроблогов легко объяснима. Онлайн-дневник требует большего присутствия личности автора, даже если речь идет о виртуале или лирическом герое. Для многих это дело куда более интимное, чем указание персональных данных в том количестве и качестве, которое позволяет человеку презентовать себя именно таким образом, каким ему хочется. Кнопки «мне нравится», в народе — «лайки», позволяют обозначать свое присутствие без какого-либо высказывания. Это возможность играть в социальные игры по собственным правилам и спокойно примерять любые публичные маски. В итоге получается, что онлайн-дневник с его анонимностью и юзерпиками предполагает гораздо большую степень откровенности и содержательности, чем аккаунт в любой из соцсетей. Ну, а Twitter это еще и самая быстрая из информационных лент».

image

Facebook предоставляет пользователям почти такие же широкие возможности, как ЖЖ, и за рубежом пользователи давно уже это поняли. Одной из самых необычных звезд ресурса можно назвать плюшевого то ли кота, то ли медведя по кличке Мир-Кэт. 59-летняя британка Лиз Эверетт нашла игрушку и завела для нее страничку под названием «Я потерялся. Помогите мне найти мою семью», на которую на досуге стала выкладывать фотографии котомедведя — «Вот я впервые катаюсь на мотоцикле. Это здорово!» Спустя три дня Мир-Кэт зафрендили более 3 000 человек. Вскоре подключились СМИ, Лиз Эверетт рассказала историю найденыша на радио и в телепередачах. Через несколько недель Мир-Кэт нашел своего хозяина — мальчика по имени Нед. Сейчас страничка игрушки в друзьях у 11 с лишним тысяч человек. А не так давно на Facebook была создана группа «Может ли соленый огурец собрать больше поклонников, чем Nickelback?» Всего за несколько недель она обогнала по количеству участников фанатскую группу Nickelback на Facebook, набрав более полутора миллионов последователей.

Вообще, многие популярные твиттер- или фейсбук-странички выполняют функцию развлекательных ресурсов. На странице @tolstoy_lev от имени классика мировой литературы регулярно появляются твиты типа «Все писал «Единое на потребу». И все плохо. Все нет конца», а на @NikolayII российский император сообщает: «Читал вслух». У Жены Президента @Kremlins_wife почти 10 тысяч фолловеров. Здесь публикуются посты вроде «Митя дал Питеру месяц на уборку льда и снега. Иначе, говорит, придется к 14 февраля отзывать валентинку назад». Остросоциально.

В российском секторе Facebook большим успехом пользуется блог «Цукерберг позвонит». Его создатели — люди, судя по контенту, недобрые. И занимаются, в общем-то, тем, что красиво и саркастично ругают все, что касается маркетинга, Интернета, рекламы, журналистики и вообще жизни на земле. Пока маркетологи и прочие умные люди гадают, кто может стоять за проектом — глава агентства Social Insight (в прошлом главред Livejournal) Андрей Подшибякин или Андрей Кудрявцев (более известный по ЖЖ как unab0mber) — и кто такой главред «Цукерберг позвонит» Саша Пеганов, блог процветает. Правда, похоже, начало эта история берет все равно из ЖЖ. По крайней мере, напоминает сообщество «Махмуд позвонит!», посвященное промахам гейм-прессы.

Но, по-хорошему, на данный момент русскоязычные Twitter и Facebook не могут похвастаться онлайн-звездами мирового или даже российского масштаба. Похоже, что дело в относительной молодости ресурсов.

«Моему ЖЖ шестой год. Но только последние год-полтора я наблюдаю, как Livejournal через нескольких тысячников реально превращается в площадку для массового обсуждения, — говорит Ольга Хрипина-Головня. — И то, для этого ЖЖ должен был сформировать определенный функционал — тот же вывод в топ. Я хочу сказать, должна накопиться некая критическая масса аудитории, чтобы говорить о том, что эти сети из себя будут представлять в конечном итоге. Twitter уже сейчас, в случае с Домодедово, сработал как телеграфная сеть. Его функционал позволяет по тэгу сгруппировать все обсуждения одной новости и прочесть их скопом, ретвиттнуть ссылку и читать новые комменты дальше. Я думаю, что Twitter и дальше сможет выполнять в том числе и роль вспомогательного ресурса — когда ссылка на основной ресурс и тему с коротким комментарием ретвиттится от одного к другому, распространяясь по цепочке. Плюс, конечно, это не совсем обычный блог, в силу ограничения того же количества символов, но уверена, что мода на него будет только расти. Facebook тоже еще не набрал аудиторию. За рубежом люди поняли, как использовать эту сеть. В России нужно время, чтобы пользователи переключились от онлайн-дневников на соцсети нового поколения, поэтому говорить о звездах и тенденциях пока сложно».

Так что остается брать пример с зарубежных онлайн-селебрити. Критику самого известного голливудского блогера Переза Хилтона, урожденного Марио Армандо Лавандейра, кротко терпят звезды вроде Мадонны или Бритни Спирс. Популярности страничек Тави или Скота Шумана позавидует любой российский фэшн-блог. А по мотивам твиттер-странички @shitmydadsays уже вышла уморительно смешная книга Sh*t My Dad Says (в самом нежном переводе — «Дерьмо, которое говорит мой отец»). Автор блога, 29-летний Джастин Халперн, выкладывает хлесткие афоризмы своего 74-летнего отца: «Самое худшее, это быть лгуном. Хорошо, самое худшее — быть нацистом, но тогда номер два — лгуном. Нацист один, лгун — два». У Джастина и папы больше двух миллионов подписчиков, и если хотя бы половина из них купит книгу за 9 долларов…

Впрочем, у российских интернет-звезд все еще впереди. Возможно, нашего прирожденного певца души и тела ожидают софиты зарубежных сцен! Хотя я лично все-таки волнуюсь: кто же будет работать? Кроме зрелищ душа просит немного хлеба.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.