Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Счастье потребления

В современном мире покупки — едва ли не главный способ ­получить удовольствие. Анна Васильева выяснила, что ­затраты на счастье потребления можно свести к минимуму, если освоить новую mesh-экономику.

купи-продай

купи-продай

В современном мире покупки — едва ли не главный способ ­получить удовольствие. Анна Васильева выяснила, что ­затраты на счастье потребления можно свести к минимуму, если освоить новую mesh-экономику.

Однажды я оказалась в Риме на Виа дель Корсо, в районе которой расположены магазины всех знаменитых марок. Длина улицы — тысяча пятьсот метров, но меня привлекли лишь два у одной из витрин — там было выставлено Совершенство. Не успела я опомниться, как очутилась в магазине, сжимая в руках вожделенную сумку и протягивая продавцу кредитку. Выйдя на улицу, я с удивлением обнаружила, что вокруг все без исключения тащат разнообразные пакеты и в глазах у каждого светится подлинное счастье.

По утверждению социологов международного агентства Unity Marketing, всего лишь 40 % потребителей испытывают наивысшее удовольствие от приобретения роскоши. Большинству же вершину блаженства сулят путешествия — что, однако, не мешает нам любую сказочную поездку завершать удачным шопингом.

Добавляя ложку дегтя в эту идиллическую жизнь, психологи и религиозные деятели проповедуют, что от покупки вещей одно только зло. Во-первых, удовольствие от вещи редко длится дольше нескольких дней (в отличие от расплаты по кредиту). Во-вторых, каждая покупка — это бесценные минуты нашей жизни, обменянные на безделушку, которая будет пылиться на антресолях. А если вспомнить пирамиду человеческих потребностей по Маслоу, то приобретение товаров вообще стоит на самой нижней ступени.

Но что нам все эти теории и выкладки, когда мы видим вещь своей мечты?! Даже Анатолий Вассерман, существо во всех смыслах развитое, отказавшееся от мирских сует вроде секса, имеет жилет с бесчисленными карманами, которые набивает «нужными мелочами». Мучает Вассермана лишь один вопрос — куда пришивать новые емкости? К счастью, спасение близко: в мире появилась новая экономическая система, позволяющая вовремя избавляться от лишнего и продолжать радовать себя покупками.

Круговорот вещей

Сегодня в мире идет формирование новой модели потребления — mesh-экономики. Ее девиз: «Используй больше, покупай меньше!», а суть заключается в переходе от производства и приобретения к более умному перераспределению. Иными словами, вещи, которые уже не нужны одним, должны сделать счастливыми других. Главное, чтобы спрос и предложение совпали.

Идеально в mesh-систему вписывается устойчивый к износу объект, обладающий коротким сроком эксплуатации. До появления интернета подобные вещи раздавали знакомым или просто хранили. Интернет поставил процесс обмена на поток. Первыми массово сбывать ненужное стали мамы, которым негде хранить старые детские вещи, а также те, кто хочет быть всегда в тренде, — они избавлялись от нарядов прошлого сезона. Сейчас интернет-площадки для продажи и обмена переживают настоящий бум. Во Всемирной сети все меняются всем.

Поставив движение по обмену хламом на поток, предприниматели раскрыли новые грани человеческого характера. Даже те, кто отличался безумной расточительностью, могут дни напролет выгодно сбывать ненужную ерунду. Девушки научились продавать остатки роскоши — «огрызки» помад, флаконы из-под духов и старые кисти для макияжа. Моя приятельница, войдя в азарт, три месяца торговалась на интернет-форуме, стараясь сбыть полтюбика крема для ног. Ей это удалось! А один американский юноша выставил на аукцион канцелярскую скрепку, желая обменять ее ни много ни мало на дом. И что вы думаете, он тоже преуспел! Кажется, нет такого барахла, которого кто-то не хотел бы приобрести.

Лидерство в моем списке самых небрезгливых участников mesh-движения занял американский «Клуб любителей недоеденной еды», члены которого с удовольствием забирают остатки трапезы у тех, кто не в состоянии доесть за собой. Моя знакомая из Германии, нимало не смущаясь, пополнила запасы пищи, когда супермаркет в ее районе выставил на улицу рефрижератор, набитый замороженным мясом с истекающим сроком годности. Бесплатной вырезкой девушка питалась почти полгода.

Россия к США и Германии пока лишь подтягивается, но уже делает успехи. «Всемирный культ потребления продолжает влиять на поведение российских покупателей. С другой стороны, русские учатся принимать более осознанные решения о покупке, — объяснил мне Йонас Нордландер, генеральный директор и соучредитель компании Avito. — В стране развивается «феномен вдумчивого потребителя». Это человек, который вместо новой вещи покупает на Avito аналогичную, с теми же качествами, но по более низкой цене». 90 % посетителей Avito, по словам Йонаса, приобретают вещи для личного пользования.

Заинтересовавшись, что же такое продают и покупают наши граждане, я углубилась в изучение ассортимента российских интернет-барахолок. Примерно за час я отыскала вещи, само существование которых вызывало восторг. Мой «улов»: «стрип-пуанты 46-го размера», «угольный самовар 1951 года» и «оригинальные запчасти для вибраторов». Особо поразило объявление: «Обменяю книгу о Толстом «Бегство из рая» на книгу по медицине «Вам поможет пиявка».

Впрочем, у российской mesh-философии есть особенности. Полностью избавить кладовки от ненужных вещей нашим гражданам мешает привычка приобретать «на черный день»: а вдруг завтра война, революция или дефолт? Запасы делают нашу жизнь стабильнее и, стало быть, счастливее.

купи-продай

купи-продай

Копите это немедленно

«Копившая на черный день бабушка неплохо оттянулась во время солнечного затмения» — любимая поговорка моей коллеги Маши. Ее бабушка «обрадовала» внучку тем, что на годовую пенсию купила три одинаковых громоздких шкафа. «Бабушка, зачем?!» — заламывала руки Маша. «Тебе в приданое останутся», — отвечала довольная собой старушка. Наверняка миллионы россиян имели подобные разговоры с родственниками. Поведение бабушек объяснимо — жизнь им досталась не из легких. Имея запасы на черный день, они спасли детей от голода и холода, заодно привив им плохо истребимую модель потребительского поведения.

Алена Рихмаер, клинический психолог, семейный консультант и преподаватель Института современных психологических технологий, видит причины страсти к накоплению в истории страны: «На протяжении века россияне рассовывали по углам сахар, мыло, простыни. Иначе революции и войны было бы не пережить. В итоге иметь запасы на черный день — наша национальная традиция».

«Все проходит, — с уверенностью возражает мне приятельница Лена, маркетолог по образованию. — С ростом доходов привычка копить исчезнет». Мне очевидно другое: достаток не повод менять привычки. Сам процесс накопления делает многих из нас счастливыми, придает жизни смысл. Когда страсть к вещам переходит все допустимые границы, наш человек начинает не «копить», а «коллекционировать».

Однажды, двадцать лет назад, моя учительница математики возвращалась домой после уроков. Вдруг из мусорного бака она услышала тихое сопение, после чего оттуда появилась голова ее ученика Миши. «Мишенька, ты что?!» — воскликнула педагог. «Что-что! Только за сегодня две золотые цепочки тут нашел». Сейчас бывший школьник, а ныне финансист Михаил каждое утро наравне с «Ведомостями» и «Коммерсантом» просматривает ассортимент Avito и Slando на предмет «ценных находок». «Я не езжу на охоту, ненавижу рыбалку, — рассуждает он. — Но я люблю азарт погони за трофеем». У Миши бесполезно спрашивать, где он отхватил свитер или часы. Нет смысла восклицать: «Где ты нашел такой милый сервиз мне в подарок?» Все знают: купил онлайн с хорошей скидкой. И не всем это нравится. Однажды над Мишиной страстью к барахолкам подшутили. Коллега-именинница, которой он преподнес статуэтку, ворвалась в кабинет и с восторгом воскликнула: «Я и представить не могла, что это подлинник Фаберже!» В тот момент персоналу стало почти жалко Мишу: он с трудом пережил, что не оставил себе такую ценную вещь. После этого молодой человек еще глубже погрузился в ассортимент «барахолок», мечтая повторить успех. Благо в интернете «найдется все».

Мания величия

Считается, что можно смело избавляться от вещи, которой вы не пользовались год. Руководствуясь этим правилом, я попросила друзей вынести с моего балкона старый шкаф. Вскоре мне пришлось пожалеть о своей недальновидности. Случилось это, когда в Национальном музее Финляндии я посетила залы современной истории, сплошь уставленные «совковой» мебелью, кухонными плитами и утюгами — как будто из фильма «Москва слезам не верит». В музее «Новая Пинакотека» в Мюнхене меня настигло еще более ужасное зрелище — за 10 евро мне предложили полюбоваться на печатную машинку а-ля «Эврика», от которой я избавилась несколько лет назад.

Подумав, что еще не поздно вложиться в какие-то предметы хотя бы нынешней эпохи, я обратилась к эксперту антикварного аукциона «Русские сезоны» Сергею Павлову и спросила, может ли iPhone лет через 50 стать коллекционным предметом. «При современных темпах научно-технического прогресса, когда многие вещи буквально на глазах становятся прошлым, они могут стать предметами коллекционирования не через 50, а уже через 5–10 лет», — объяснил он. Однако тут же оговорился, что огромное количество объектов ширпотреба собирать бессмысленно, ведь вещь превращается из просто старой в антикварную, только если несет в себе творческое начало и почерк автора. «Антикварный предмет, будь то картина, чашка, стул, должен иметь художественную ценность, быть предметом искусства. Тогда он имеет перспективу быть интересным в будущем, — рассказывал специалист. — Что же касается компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов, они могут стать предметами антиквариата лишь в том случае, если представляют собой новое слово, прорыв в сфере технологий или дизайна или по крайней мере что-то редкое и нетиражированное. Например, первый компьютер Apple, созданный Стивом Джобсом в 1976 году и выставленный на торги Sotheby’s за 180 000 долларов».

Выслушав эксперта, я вспомнила другую историю. Абсолютно не разбираясь в антиквариате, мой дядя доказал, что любая вещь может пригодиться. В эпоху развала СССР, не брезгуя посещением свалок в центре Москвы, он набрал огромную коллекцию дверей, фурнитуры и настенных украшений из старых квартир. Думал, что пригодится для ремонта, но распихал старье по гаражам знакомых и успокоился. О «коллекции» он вспомнил лишь двадцать лет спустя, когда за элементы декора «с историей» дизайнеры интерьеров стали платить неплохие деньги. Распродав предметы ушедшей эпохи, дядя буквально в одночасье из Плюшкина превратился в «дальновидного» человека.

Наверное, приобретать вещи «на будущее» не так уж плохо. Хорошо также экономить, продавая лишнее. Но если ввязаться в эту затею, то придется, как и на бирже, все время чередовать покупку и продажу. Иначе — не выиграть. Впрочем, есть и другой путь. «Роскошь — это искусство прожить жизнь с комфортом, а не обзавестись кучей побрякушек», — любит говорить моя подруга. В условиях новой mesh-экономики я бы следовала именно этому правилу.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.