Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Результат налицо: почему нам так нравится публично обсуждать внешность других людей?

Ольга Сипливая убедилась: то, что раньше было признаком дурного воспитания, сейчас — в порядке вещей даже для приличного человека

«Сердцу не прикажешь: звезды и их жены с нестандартной внешностью», «­Богатые тоже плачут» и даже «Секрет успеха некрасивых женщин» — такие заголовки появились в приличных с виду изданиях после того, как Марк Цукерберг выложил в Сети фотографии жены и новорожденной дочери. Ни информация о том, что создатель Facebook пожертвует 99 % собственного капитала на благотворительность, ни трогательное письмо, которое миллиардер написал наследнице, не вызвали такого всплеска интернет-активности, как внешние данные его супруги.

Марк Цукерберг и Присцилла Чан

Марк Цукерберг и Присцилла Чан

Присциллу Чан обвинили в том, что она чуть ли не приворожила несчастного айтишника, который, кроме экрана компьютера, и жизни не видел, — ведь не может же, в самом деле, нормальная женщина без ТТХ куклы Барби выйти замуж за богача. В этих бесчисленных комментариях было «прекрасно» все: минимум самой Присциллы Чан, зато полный набор комплексов и неудовлетворенных желаний комментаторов. Но самое удивительное — в беседе принимали участие не только тролли, бессмысленные и беспощадные, но и приличные (что бы это ни значило) люди. Они не поддерживали общий злобный вой, но тоже высказывались и тоже судили. Сам факт статьи, которую я сейчас пишу, ­доказывает: то, что раньше происходило шепотом на кухне, сейчас делается во всеуслышание.

Или другой пример. Можно только представить себе, что испытала никому не известная 17-летняя Лиззи Веласкес, случайно обнаружив на YouTube видео под названием «Самая уродливая женщина в мире» — с собой в главной роли. «На тот момент оно собрало четыре миллиона просмотров и десятки тысяч комментариев. Все эти люди обсуждали меня», — вспоминает Лиззи, которая сегодня ездит по миру с лекциями и объясняет людям банальную истину: красота — внутри.

5,6 % пользователей соцсетей признаются: им нравится оставлять НЕГАТИВНЫЕ комментарии
Результат налицоФОТОImaxtree.com

Закон джунглей

Внешность — это первое, что мы узнаем о человеке, когда его встречаем. Это одновременно и новая информация, и сигнал — свой/чужой, бить, бежать или обниматься. Даже сейчас, когда внешние атрибуты перестали иллюстрировать статус и способны ввести в заблуждение кого угодно (вспомните Стива Джобса в водолазке или герцогиню Кембриджскую в пуловере Gap), с их помощью продолжают выносить вердикты. Хотим мы того или нет, внешность решает: в середине нулевых в Америке провели исследование, которое показало, что полные в среднем зарабатывают меньше худых, брюнетки — меньше блондинок, женщины, которые не красятся, — меньше, чем те, кто использует макияж каждый день. Если вы выше коллеги на 15 см, то, скорее всего, будете получать на $5 000 в год больше, потому что высокие в наше время вызывают повышенную симпатию. Конечно, выводы любых исследований, основанных на «средней температуре по больнице», вдребезги разбиваются о конкретные истории конкретных Наполеонов, и яркая личность всегда сильнее стерео­типов, но факт в том, что встречают по одежке — идет ли речь о приеме на работу или общении в соцсетях.

В одной популярной лекции на TED.com спикер, она же модель Кэмерон Расселл, выходит к публике в коротком обтягивающем платье и на высоких каблуках и сразу замечает: «Я чувствую напряжение в зале», подразумевая, что зритель не воспримет всерьез лектора с внешностью девушки с обложки. Затем она снимает туфли, надевает длинную свободную юбку и свитер, становится менее sexy и ближе к народу, и мы как будто слышим, как по залу проносится вздох облегчения. «Я изменила ваше отношение к себе за 6 секунд», — продолжает она, а я в этот момент чувствую укол совести: я тоже, как наверняка и многие женщины в зале, поддалась стереотипу «у моделей нет мозгов» и восприняла девушку скептически. А лекция, кстати, хорошая.

Подозрительность и критический взгляд на чужака — эволюционный прием, необходимый элемент системы безопасности, но в эпоху победившей толерантности от нас ждут другого — улыбки, дружелюбия и гостеприимства. И все бы ничего, если бы архаичный инстинкт не давал о себе знать, вступая в битву с новыми правилами жизни. «На заре человечества злословие помогало выигрывать в конкурентной борьбе и занимать высокое положение в стае, — объясняет психолог Ирина Маркова. — Более того, критикуя внешность или поведение другого индивида, наши предки объединялись в группы, это был один из механизмов создания и укрепления коллективного духа». Оскорбляя другого, мы стремимся понизить его статус и тем самым, с одной стороны, исключить противника из списка конкурентов, с другой — самому возвыситься.

«Когда вы критикуете внешность другого человека, вы просто-напросто компенсируете собственную уязвимость. Не нравится, что коллега пришла в вызывающем декольте? Наверняка вас мучает вопрос, способны ли вы быть такой же соблазнительной. Возмущаетесь масштабами Ким Кардашьян? Значит, вам никак не удается смириться с размерами собственной пятой точки и вас раздражает, что американская поп-звезда сделала «задним числом» имя и состояние. Высказываетесь по поводу безвкусно одетых соотечественниц? Кажется, вам хочется, чтобы люди знали, что вы разбираетесь в моде и можете дать дельный совет, — объясняет Ирина Маркова. — Ощущение, что вас не поняли и недооценили, идет рука об руку с критикой — особенно той, что присутствует в соцсетях. Это называется проекция. Мы замечаем в других прежде всего то, что не можем принять в себе. Одни предпочитают работать над собой, другие — проецировать проблемы на окружающих».

Результат налицо: почему нам так нравится публично обсуждать внешность других людей?ФОТОImaxtree.com

Под контролем

По словам американского психиатра Мюррея Боуэна, в нашем обществе воцарился «вакуум собственного мнения». Личное подменяется тем, что навязано извне: две трети информации в соцсетях — это репосты и рерайты, а производителей уникального контента, по некоторым подсчетам, всего несколько сотен. Мы легко обзаводимся авторитетами, на мнение которых охотно ссылаемся, но так и не становимся авторитетами сами — и прежде всего для самих себя. Потребность в постоянном одобрении и восприятие собственных поступков через реакцию окружающих называется внешним локусом контроля. А Сенека называл ее «низостью души, унижающейся и склоняющейся перед другими», когда человек, принявший оскорбление близко к сердцу, «без колебания решает, что ему выразили презрение, и чувствует болезненный укол». Это, по мнению психологов, одна из характеристик инфантильной личности. Берите шире — инфантильного общества. Выкладывая тонны фотографий, мы как бы уточняем: «Ну как? Все хорошо? Вам нравится?» — а в ответ получаем то, что получаем, — лайки для утешения и критику от тех, кем движет архаичное чудище злословия. Мы сами его кормим, и под «мы» я подразумеваю прежде всего журналистов. Коллеги подтвердят: материалы из серии «Худшие образы вечеринки N» собирают самый большой трафик.

Мы живем в уникальное время, когда внешность, отделившись от личности, превратилась в самый настоящий товар, а значит, потребитель имеет полное право ее оценивать. Когда моя бабушка, увидев телесюжет про чьи-то очередные скандальные фото из Instagram, восклицает: «Но ведь это неприлично обсуждать!» — я объясняю, что к реальному человеку это не имеет почти никакого отношения, — как было написано на открытке-демотиваторе, «за фотографией любой успешной женщины стоит 154 снимка, которые ей не понравились».

2% ЖЕНЩИН в мире, если верить исследованию Dove, считают себя КРАСИВЫМИ

Меня в этой истории больше всего беспокоит другой вопрос: почему мы верим негативным комментариям? Зачем расстраиваемся и переживаем? Тролли зачастую даже не люди, а умело сгенерированная программа, но реакция на нее вполне реальна на уровне физиологии: учащенное сердцебиение, покраснение кожи, легкий тремор, необоснованный гнев и раздражение. Писательница Элизабет Гилберт, которая никогда не читает критические отзывы на свои романы, призывала доверять только тем «правдорубам», которые желают вам добра: «Когда кто-нибудь заявляет вам, что «жесток, зато честен», на самом деле он хочет сказать следующее: «Мне нравится причинять боль. Пожалуйста, дай мне возможность ранить тебя». Я никому не давала разрешения издеваться над собой. Жестокая честность — это не добродетель. Я могу выслушать искреннее мнение, но только когда оно исходит от доброго сердца, которое не жаждет крови».

В 1920-х годах бренд Camay вышел на рынок с рекламным слоганом: «Любая женщина участвует в конкурсе красоты каждый день своей жизни». С тех пор, по сути, ничего не изменилось: конкуренция по-прежнему сильна, разве что число судей выросло в геометрической прогрессии. Единственное, зачем участвовать, если вы уже королева?

Результат налицо: почему нам так нравится публично обсуждать внешность других людей?

На все четыре стороны

«Темный квадрат» — так психологи называют четыре ключевые черты характера, которые присущи интернет-троллям. Это желание манипулировать, эгоизм, недостаток сострадания и склонность к садизму.

На защиту!

Если вас втянули в неприятный разговор, используйте технику «отражения». Например: «Она так резко похорошела, так не бывает! Как ты думаешь, может, сделала пластику?» — «Не знаю, мы не очень хорошо знакомы».


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.