Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Почему мы смотрим сериалы?

«Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, кто ты» — кажется, еще чуть-чуть — и все будет именно так. Мы все делаем «это»: ­обсуждаем сериалы, их героев, одеваемся и разговариваем, как они, и, в конце концов, влюбляемся в мрачных и асексуальных Хаусов и Шелдонов. Зачем, как и, главное, почему мы смотрим теледрамы, разбирался кинокритик Геннадий Устиян.

Шерлок

Шерлок

«Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, кто ты» — кажется, еще чуть-чуть — и все будет именно так. Мы все делаем «это»: обсуждаем сериалы, их героев, одеваемся и разговариваем, как они, и, в конце концов, влюбляемся в мрачных и асексуальных Хаусов и Шелдонов. Зачем, как и, главное, почему мы смотрим теледрамы, разбирался кинокритик Геннадий Устиян.

Помню, в детстве улицы пустели, когда по телевизору показывали «Место встречи изменить нельзя», и можно было играть, не опасаясь окрика «Домой!». Советская индустрия развлечений научилась делать крепкие многосерийные фильмы, которые нравились всем. Сериал о трудных буднях Угрозыска после окончания Второй мировой был и исторической сагой, и детективом, и производственной драмой, и идеологической пропагандой. Для женщин там были любовь, предательство, красивые платья и мужчины. Для подростков — приключения, стрельба, вопросы: «Папа, кто такая Облигация?» Были еще «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить» и другое качественное, рассчитанное на широкую аудиторию многосерийное кино, которому не подходило определение «мыло».

Пока в 1990-е годы новая Россия лихорадочно пыталась заработать на жизнь и узнавала, что богатые, оказывается, тоже плачут, Америка потихоньку избавлялась от стереотипа, что сериалы — это «Династия», «Даллас» и прочие шоу, создатели которых были уверены в том, что людей интересует только жизнь богатых и знаменитых.

Поколение беби-бумеров старилось и выпадало из интересов рекламодателей. В кино пришли спецэффекты и комиксы, бюджеты фильмов в $100 млн стали нормой. Голливуд объявил своей аудиторией подростков, и скоро в кинотеатрах встретить людей старше 25 — основных посетителей кинотеатров со времен зарождения кино — стало сложно. Но дома им скучать не давали. С 1990-го по 1998 годы комедийный сериальный стандарт задавал «Сейнфелд» — шоу о нью-йоркском комике-неврастенике. За серьезные переживания отвечала «Скорая помощь», которая продержалась 15 лет, с 1994-го по 2009-й. «Симпсоны» — любимый мультфильм каждого человека с чувством юмора — длится с 1989-го и не думает сдаваться. Десять лет, начиная с 1994 года, шли всеобщие любимцы «Друзья» — о метаниях поколения X. С 1998-го по 2006-й с обнадеживающим успехом шел «Уилл и Грейс», который в шутливой форме вывел в мейнстрим героя-гея — массы готовы были воспринимать его в качестве лучшего друга милой героини.

Казалось, население поделено и развлечено, пока в конце 1990-х кабельный канал HBO не открыл новую эпоху. Руководство канала сначала одобрило экранизацию книги Кэндэс Бушнелл «Секс в большом городе» (1998–2004), а потом и «Клана Сопрано» (1999–2007). Между этими сериалами пропасть, но именно они определили тенденции развития на десятилетие вперед. Из «Секса...», ставшего популярным благодаря перспективной, платежеспособной и очень активной аудитории, с которой прежде мало кто считался, — молодых городских карьеристок — вышли все «женские» сериалы нулевых вроде «Сплетницы» (тот же «Секс...», только на 15 лет моложе), «Отчаянных домохозяек» («Секс...» в пригороде), совсем вторичные и потому недолго прожившие «Кашемировая мафия», «Помадные джунгли», «Грязь», «Город хищниц», с успехом идущая уже шесть лет «Студия 30» (комедия о романтических и профессиональных злоключениях дурнушки- телепродюсера) и совсем новые «Девчонки». Забавно, что действие почти всех упомянутых сериалов происходит в Нью-Йорке — городе, «где сосредоточено лучшее на свете». Этим они еще больше напоминают «Секс...» — как будто нет других городов, в которых с женщиной в принципе может случиться что-то интересное.

«Клан Сопрано», в котором главарь мафии из Нью-Джерси пытался совмещать должность криминального босса с обязанностями примерного семьянина и гражданина, дал зеленый свет всем изгоям или просто людям со странностями: семье, содержащей похоронное бюро, в «Клиент всегда мертв», торгующей наркотиками матери-одиночке в «Косяках», учителю физкультуры, торгующему телом, в «Жеребце», нью-йоркскому интеллектуалу, попавшему в пластиковый Лос-Анджелес, в «Блудливой Калифорнии» и маньяку-убийце, убивающему других маньяков, в «Декстере». Безусловно, жанр непонятого чудака давал мутации, и появился «Доктор Хаус» — смесь больничной драмы с эксцентрической комедией, длившаяся восемь лет. Главный прием здесь — двойная жизнь, конфликт своего среди чужих, кризис американской мечты (или среднего возраста) и бессмысленный поиск гармонии. «Мстители» и «Сумерки» такого взрослым зрителям в кино не предлагают.

Большинство этих сериалов закончилось или доживает последние сезоны. Жанровые шоу появились позже драматических и комедийных, но сейчас полностью заняли умы подростков, гиков и кидалтов. Самым рейтинговым, любимым и громким стал «Остаться в живых» (2004—2010). С тех пор появились научно-фантастические («Герои»), фэнтези («Игры престолов») и шоу в традиционно кинематографическом жанре хоррора («Настоящая кровь» про вампиров, «Ходячие мертвецы» про зомби, «Американская история ужаса» про призраков).

По сравнению с концом 1990-х сериалов сейчас много, они раздробились по аудиториям, что и хорошо, и плохо. Хорошо, что каждый может найти себе зрелище, на которое можно «подсесть» (есть даже хипстерский сериал — «Смертельно скучающий»). Плохо, что нет ни одного фильма, который объединял бы в себе свойства и элементы всех сразу. Увлекаетесь историей? Вот вам «Тюдоры» или «Борджиа». Любите судебные драмы? Смотрите «Ущерб». Костюмированные? «Аббатство Даунтон» или «Пан Американ». Плохого в этом нет, но мало какой сериал из последних создает вокруг себя настоящий ажиотаж. Разве что «Безумцы».

Из-за своей доступности, дробности и длительности сериалы стали неким новым медиа, заменившим нам не столько телевидение в старом понимании, сколько кино и литературу одновременно. Современный человек в принципе всегда на что-то смотрит — образы преследуют его даже там, где раньше им было не место. В магазине, самолете, ресторане, в собственном айпаде — где бы вы ни находились, перед вами включенный экран с каким-то экшеном. Кино отошло на второй план. Конечно, если вы не 17-летний подросток, бегающий на свидания каждые выходные, у вас наверняка есть не больше пяти фильмов в год, на которые вы точно пойдете, а прочие скачаете и посмотрите на том же маленьком экране.

Отчаянные домохозяйки

Отчаянные домохозяйки

Сериалы — совсем другой тип потребления зрелищ, не требующий денег или планирования. Даже из дома выходить не нужно! Вы можете в любой момент включиться в историю, происходящую с героями, на которых вы уже «подсели». Для этого не нужно, как раньше, ждать определенного времени и смотреть шоу по телевизору с перебивками на рекламу. Многие просто ждут конца сезона любимого сериала, а потом посвящают ему целые выходные или смотрят по две-три серии за вечер. Сериалы всегда под рукой, всегда готовы нам понравиться — хотя бы тем, что дают повод обсудить новую серию с коллегами и выглядеть в их глазах информированными.

Возьмите «Безумцев». Они, как никакой другой сериал, позволяют нам чувствовать свою принадлежность к кругу городских модников-интеллектуалов, которые рассуждают об элегантности 1960-х, смеются над тем, что в те времена было принято пить и курить в офисе, сравнивают, какая из жен главного героя Дона Дрейпера — блондинка Бетти или брюнетка Меган — красивее. Они убеждены, что не просто «смотрят сериал», а комментируют изменения в культуре, рассуждают о прогрессе феминизма и расовой борьбы, ностальгируют по временам, когда The Beatles и Rolling Stones были молодыми и модными. Вот чем для нас стали сериалы.

Ничего подобного бы не произошло, не задумайся продюсеры американских телеканалов о конкуренции. Специфика развития киноиндустрии в последнее время — удорожание производства, необходимость угождать молодым зрителям, общее понижение планки в кино, воспроизводящем одни и те же (всякий раз срабатывающие у среднестатистической аудитории от Калифорнии до Малайзии) штампы, — не могла не привести к тому, что пришла пора эти самые штампы разрушать. Дробность аудитории платных каналов предоставляла такую возможность — сценаристы начали придумывать нестандартные ходы, чтобы привлечь думающих зрителей. Даже в такие «ретрошоу», как «Безумцы», можно вписывать истории и события, созвучные современному человеку.

Телевидение открыло нам новых актеров из тех, кому не светили главные роли в Голливуде. Например, Джеймса Гандольфини, сыгравшего Тони Сопрано. До этого он играл в кино охранников и бандитов средней руки. В «Клане Сопрано» ему досталась роль, о которой мечтает любой актер, выросший на фильмах с Аль Пачино. Эди Фалько, актриса, сыгравшая жену Тони, настолько прославилась, что получила главную роль в «Сестре Джеки». И она гораздо более узнаваема, чем многие голливудские кинозвезды.

Сериалы быстро проникли в нашу жизнь и очень органично в нее вписались. Мы уже не удивляемся, что в «Тюдорах», «Настоящей крови» или «Блудливой Калифорнии» столько секса. А было время, он почти исчез из кино, где прокатный рейтинг, отсекающий детей, смертелен для коммерческой судьбы фильма. В современных сериалах хватает интимных сцен: секс, как известно, хорошо продается.

Сериалы превратились в источник цитирования, каким когда-то были выступления пародистов. Вспомните реплики Саманты Джонс из «Секса в большом городе» («Никсон был плохим президентом, потому что не был секси. Его никто не хотел, поэтому он имел всю страну») или оскаруайльдовский юмор Роджера Стерлинга из «Безумцев» («Я предложил ему быть самим собой, что с моей стороны было жестоко»). Лучшие сериалы остаются с нами надолго — это не просто одноразовый просмотр, к которому привыкли наши мамы, следившие за судьбой Кармелиты и «просто Марии». Это произведения искусства, которые через пять лет можно пересмотреть, достав диск из подарочной коробки.

Не спорю, сериалов стало слишком много, некоторые, не отыскав аудиторию или провалившись из-за плохого качества, исчезают после первого сезона. Авторы успешных могут позволить себе год отпуска перед выходом нового сезона — преданная аудитория будет верно ждать его выхода. Осенью американские телеканалы выпустят около 40 новых сериалов. Выживут лучшие, и в этом весь смысл. Если, конечно, среди них окажутся «Друзья» для нынешних 20-летних.

image

Мария Кувшинова, кинокритик

Если раньше темами для бесед были литература, кино, то сейчас — сериалы. Людям трудно следить за двухчасовым фильмом, а на получасовой эпизод есть время. Я не смотрю телешоу, хотя видела пару серий «Теории большого взрыва», «Шерлока». По сравнению с фильмами они выглядят мелковато. Это все равно что сравнивать бифштекс с пакетиком семечек. Хотя да, семечки очень аддиктивны.

image

Анна Козлова, сценарист «Краткого курса счастливой жизни»

Для многих цель жизни очень проста — избегать боли, получать удовольствие. Причем не обязательно нужно нечто феерическое, достаточно приятного времяпрепровождения. Теледрамы как раз из этой серии — удовольствие без необходимости вникать в какие-то сложности.

image

Денис Колесников, голос проекта «Кураж-Бабмей»

В каждом из сериалов, над которыми я работаю, затрагиваются вечные темы: любовь, дружба, «ботанство» и секс. Но, конечно, любая книга лучше сериала — роман «Неистовый викинг» не в счет! А любовь к теледрамам говорит о лени. Вообще сериалозависимость — штука опасная. Бросить можно, но ведь до конца сезона всего 4 серии осталось...

image

Кирилл Разлогов, кинокритик

Школа многосерийного телевидения в нашей стране — одна из лучших в мире. Плюс сериалы стали сниматься в России в момент кризиса кинопроката, поэтому и актеры у нас сложились сериальные, а не киношные. Сейчас в основном делаются кальки с зарубежных драм, но есть и хорошие вещи, такие как «Глухарь» и «Папины дочки». Российские сериалы короче, чем западные, и причина очевидна: нет уверенности в завтрашнем дне. По той же причине не стоит в ближайшее время ждать отечественных сериалов высшего класса, вроде «Клана Сопрано» и «Безумцев».


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.